Прямой эфир Новости спорта

Как живёт село в Туркестанской области, где в 2016 году прошли массовые беспорядки. Репортаж

Фото Динары Бекболаевой
Фото Динары Бекболаевой
Население посёлка составляют 80% таджиков и 20% казахов. 2 года назад там произошёл конфликт, который сельчане называют бытовым, а не межнационациональным.

Ровно два года назад августовским вечером посёлок Сейфуллин в Мактааральском районе из обычного казахского аула превратился в место военных действий. В село стянули сотни полицейских и солдат национальной гвардии. Аул был полностью оцеплен. Контролировать ситуацию из Астаны прилетел занимавший тогда пост первого заместителя министра внутренних дел Марат Демеуов.


1

В село стянули сотни полицейских / Фото из архива Динары Бекболаевой


Две ночи подряд группы мужчин громили и сжигали дома и другое имущество жителей Сейфуллина, а сельчан избивали. Волну этих беспорядков вызвало сообщение о том, что 15-летний подросток таджикской национальности, возможно, изнасиловал семилетнюю девочку. В посёлке ввели комендантский час.


К местной школе стянули силовые структуры

К местной школе стянули подразделения силовых структур / Фото из архива Динары Бекболаевой


Погромы удалось остановить на третий день. Участников беспорядков задержали, подростка, подозреваемого в совершении сексуального насилия в отношении ребёнка, арестовали (позже посадили, в суде сторона обвинения доказала, что изнасилования не было, но было домогательство), его семья навсегда уехала из Сейфуллина. В ауле установился порядок.

Сейчас об этих жутких днях жители посёлка вспоминают неохотно.

"Это было недоразумение. Конфликт носил бытовой характер, не межнациональный, – говорит старейшина села Алтынбек Тораев. – Сейчас мы все живём мирно, ходим друг к другу на тои. Мы как одна большая семья".

Две нации – двое старейшин

Посёлок Сейфуллин по-другому еще называют "тәжік ауылы" (таджикский аул). Дело в том, что почти 80% местных жителей – этнические таджики, остальные 20% – казахи. Всё население села составляет около 2,5 тысячи человек.

Сейфуллин отличается от других аулов тем, что здесь система жизни чётко делится на два. В посёлке два языка общения, и школы двух видов. Старейшин села (биев) здесь тоже два.


Собрание аксакалов

Собрание аксакалов / Фото Динары Бекболаевой


Они традиционно обладают большим авторитетом и влиянием среди сельского населения. Практически все вопросы, а особенно самые острые, в ауле решаются только с их участием. Так было и в 2016 году, когда нужно было унять конфликт.


Алтанбек Тораев - старейшина таджикского населения

Алтанбек Тораев - старейшина таджикского населения / Фото Динары Бекболаевой


"Сельчане собрались и решили, что эту семью (где подросток обвинялся в сексуальном насилии) нужно вывезти из аула, – рассказывает Алтынбек Тораев, старейшина таджикской части населения Сейфуллина. – Они переехали отсюда, с тех пор мы их не видели".

"Мы сами встали на защиту братьев-таджиков, когда погромщики пришли в наш аул, – вспоминает 76-летний бий местных казахов Абу Искаков. – Беспорядки устроили жители соседних сел. Это обычный бытовой конфликт, хулиганство. Межнациональный вопрос в нашем поселке никогда не стоял. Мы детей между собой женим, о какой вражде может идти речь?".


Абу Исатай - би казахского населения

Абу Искаков - бий казахского населения / Фото Динары Бекболаевой


Сказав это, Абу-ата показывает на своего товарища Шавката Акаева, который выдал двух дочерей замуж за казахов. Интернациональные семьи в селе Сейфуллина – далеко не редкость. Во всём Мактааральском районе, как оказалось, смешанными браками никого не удивишь.


Шавкат Акаев выдал двух дочерей за казахов

Шавкат Акаев выдал двух дочерей за казахов / Фото Динары Бекболаевой


Когда старшую из дочерей Шавката-акя украл казахский парень, чтобы жениться на ней, девушка первое время не смела показываться на глаза отцу. Боялась, что её больше не пустят на порог родного дома. Но Шавкат Акаев, к счастью молодых, благословил их, а потом во второй раз породнился с казахами.

"Главное, что они вышли замуж за мусульман. Упаси Аллах от кяфиров (неверных). От мусульманина точно вреда не будет", – заявляет мужчина.


Сельские дети

Сельские дети / Фото Динары Бекболаевой


"Главное, чтобы за китайцев замуж не выходили", – вмешивается в разговор другой житель Сейфуллина Арыстанбай Мырзахметов, чем вызывает громкий смех у собравшихся.

В доме у Алтынбека Тораева старейшины собрались, чтобы рассказать журналисту одно: в посёлке царит мир и покой.

"Мы, таджики, пришли на эту землю ещё до Великой Отечественной войны. В 30-х годах, во время голода наши предки перекочевали из Джизакского района в Узбекистане на территорию Южного Казахстана. Другими словами, спустились с гор в степи. Я сам родился в Казахстане, мои дети и внуки тоже здесь. Кроме Казахстана, у нас другой родины нет", – говорит Алтынбек Тораев.

Сейфуллин – не единственный аул в Мактааральском районе, где живут представители таджикского этноса. Смешанное население проживает в пяти сельских округах: Ералиев, Жана Ауыл, Достык, Калыбеков и Мактаарал. Местные жители занимаются, в основном, дехканством (сельским хозяйством).

В этом году, по словам мактааральцев, они собрали особенно славный урожай арбузов и дынь. Плоды получились сладкими, благодаря этому цены на бахчевые нынче были выше, чем в прошлом году. Сейчас, когда урожай весь собран, поля подготавливают для посева хлопка.


Собранный урожай

Собранный урожай / Фото Динары Бекболаевой


"В тридцатых годах на территорию Казахстана с юга переселилось около 300 таджикских семей, – рассказывает председатель таджикского этнокультурного центра Туркестанской области Юлдаш Султанов. – Сейчас нас намного больше. В регионе проживает около 55 тысяч представителей таджикской национальности".

Ромео и Джульета с казахскими и таджикскими корнями

История любви Эльмиры Айтугановой и Шавката Исматова похожа на легенду про Ромео и Джульетту, но со счастливым концом. Двенадцать лет назад молодые люди решили пожениться, но родители с обеих сторон были категорически против.


Свадьба Эльмиры и Шавката

Свадьба Эльмиры и Шавката


Пара начала встречаться ещё в школе, и взрослые не воспринимали всерьёз этот союз. Когда Шавкат и Эльмира, будучи уже студентами, сообщили им, что собираются пожениться, их мамы и папы приняли это решение в штыки. Семья Шавката желала видеть таджикскую невестку, а родные Эльмиры, естественно, хотели зятя-казаха.

После долгих уговоров родители парня наконец сдались. Оставалось только убедить семью девушки. К отцу Эльмиры сваты приходили два раза, и два раза получали отказ. Тогда Шавкат просто украл свою возлюбленную.


Семья Шавката

Семья Шавката / Фото Динары Бекболаевой


"Отец не разговаривал со мной полгода, потом со временем смирился. Любовь победила, – улыбается Эльмира. – Сейчас Шавкат – любимый зять у моих родителей. И по дому им поможет, когда в гости приходим, любую просьбу выполнит, и я счастлива с ним. А в семье мужа я прижилась быстро. У таджиков принято, чтобы невестки вставали ни свет, ни заря и подметали двор, а мне не позволяли этого делать. Относятся ко мне, как к родной дочери".


Эльмира и Шавкат с детьми

Эльмира и Шавкат с детьми / Фото из семейного архива


Сейчас у семейной пары уже трое детей. Шавката журналист Informburo.kz не застал дома, он был в отъезде. Эльмира рассказала, что они с мужем воспитывают дочь и двоих сыновей в казахских традициях. По её словам, супруг даже подумывает сменить своим детям национальность в их документах. Это даст им больше возможностей реализоваться в Казахстане, считает глава семьи.


Эльмира Айтуганова вместе со свёкром и свекровью

Эльмира Айтуганова вместе со свёкром и свекровью / Фото Динары Бекболаевой


Супруги, в свою очередь, давно для себя решили, что в будущем всегда поддержат детей, кого бы они ни выбрали в качестве половинки.

"Когда между людьми любовь и понимание, национальность совершенно неважна", - уверены они.


Большая таджикская семья

Большая таджикская семья / Фото Динары Бекболаевой


Поделиться:

Новости партнеров