Прямой эфир Новости спорта

Как воспитывать детей в цифровом мире и бороться с зависимостью от гаджетов

Фото Depositphotos.com
Фото Depositphotos.com
Лайфхаки от специалистов: как вести себя, если дети истерят или агрессируют при ограничениях игр на смартфонах.

Современные родители столкнулись с серьёзнейшей проблемой – зависимостью детей от гаджетов и в целом от Всемирной паутины. Наука уже доказала, что чрезмерное пользование смартфоном несёт большие риски для здоровья.

Фото depositphotos.com

Все эксперты-психологи, с которыми беседовал корреспондент Informburo.kz, подчёркивали, что за развитие интернет-зависимости у детей ответственность несут исключительно взрослые. Чем меньше мы находимся со своими детьми, тем больше мы даём шансов интернету "захватить" их.

Неприспособлен к реальной жизни

Педагог-психолог Лилия Куземко объяснила, что ребёнок должен познавать мир при помощи тела и двигательных навыков. И если он перестаёт двигаться, оставаясь постоянно в телефоне (в движении остаются по сути только голова и кисти рук), то это приводит к дисгармоничному развитию психики и тела.

"В игре ребёнок бегает, стреляет, строит, а по факту тело обездвиженное, то есть возникает дисбаланс для мозга. Один сигнал расходится с другим, и нарушается гармоничная связь мозга с телом. Из-за этого появляется много мышечного напряжения, что может вызывать нарушения в развитии мозга и тела в целом", – сообщила психолог.

Также эксперт указала на перегрузку нервной системы, связанную с электромагнитным излучением. Исследования показывают, что у людей, которые подолгу сидят за смартфоном, возникает рассеянное внимание, а развитие интеллекта снижается.

"За счёт частой и быстрой сменяемости кадров, движений, большого потока информации мозг ребёнка не успевает отдохнуть и перегружается. Кроме того, это перегрузка вредна для глаз, влияет на остроту зрения. Когда ребёнок получает очень много информации в готовом виде, он не может её критично отбирать и структурировать, поэтому функции мозга, отвечающие за анализ и синтез мыслительных операций, также снижаются", – обосновала Лилия Куземко.

За плечами Ирины Пак, соучредителя Алматинской ассоциации транзактного анализа (АлмаТА), филиала Европейской ассоциации ТА, 25 лет врачебной практики (психотерапия). Специалист обратила внимание на то, что слишком частое сидение в интернете способствует развитию гиподинамии, следствием которой могут быть телесные нарушения опорно-двигательного аппарата, осанки, кровообращения, дыхания, пищеварения, снижение иммунитета, силы и выносливости.

"Можно заметить, что сейчас во дворах в основном играют дети дошкольного возраста, а школьников даже в хорошую погоду на площадках, к сожалению, встретишь редко, то есть дети не двигаются", – поделилась Ирина Пак наблюдениями.

По словам Куземко, ребёнок, постоянно находясь в Сети, где физической нагрузки не наблюдается, утрачивает естественный опыт проживания жизненных событий. Это приводит к снижению жизненного опыта, самостоятельности, осознанности, гибкости и критичности.

Ведь во время игр у ребёнка возникает иллюзия власти, победы, лидерства, ложное ощущение, что он всё может. Эти ощущения формируются в играх, а когда подросток возвращается в окружающий мир, то при контакте с реальностью эти иллюзии разрушаются, что приводит к тяжёлым эмоциональным переживаниям и, соответственно, к саморазрушению.

"То есть ребёнок, по сути, становится неприспособленным к реальной жизни, он не может гибко подходить к разрешению каких-то проблемных ситуаций, опираясь лишь на теоретические, вымышленные формы и стратегии поведения, которые предлагают ему в интернете. И когда ребёнок сталкивается с реальностью, то чаще всего он испытывает разочарование и растерянность, которые сложно переживает. Он может ощущать ненужность, отсутствие собственной ценности", – предостерегает Куземко.

Со временем ребёнок перестаёт проявлять интерес к реальной жизни, активному отдыху, играм на свежем воздухе, взаимодействию с другими детьми. Он становится закрытым, стремится к изоляции, нарушается нормальная речь, появляется страх живых контактов, не развивается эмоциональный интеллект, волевые качества, что влечёт вспыльчивость и агрессивность.

Психолог Ирина Юсупова говорит, что, как и при любой зависимости, у ребёнка формируется туннельное мышление (образ мышления, при котором человек замечает только то, что соответствует его убеждениям, и обесценивает информацию, которая не вписывается в привычную для него картину. – Ред.). И чем раньше психика ребёнка страдает от зависимого поведения, тем больше трудностей и проблем у него возникает во всех других сферах.

"Сейчас это, на мой взгляд, самая большая проблема и беда – обособленность, уход в себя, отсутствие развития навыков коммуникаций. Я веду подростковые группы, и один из основных запросов родителей – это научить их детей взаимодействовать с другими людьми, чтобы они находили друзей и умели продолжать дружбу, сохраняли и удерживали её", – делится опытом из практики Ирина Юсупова.

Чем родителям заменить смартфон?

Все эксперты сходятся в одном: родителям важно лимитировать время ребёнка у экрана компьютера или гаджета. При этом если вы установили дома правила пользования смартфонами, то они должны быть едиными для всех членов семьи и последовательно соблюдаться.

"Учитывая, что учителя сейчас дают школьные задания с использованием гаджетов, то большой трагедии в том, что ребёнок проведёт за смартфоном 1,5–2 часа для выполнения уроков, нет. Желательно, конечно, чтобы это сопровождалось двигательными активностями", – рекомендует Ирина Пак.

Фото depositphotos.com

По словам психолога, чтобы ребёнок не сидел постоянно в телефоне, можно организовать для него тренировки в спортивных секциях или занятия в кружках творчества (музыка, рисование, лепка). Желательно, чтобы такие занятия были ребёнку по душе, а не потому что мама с папой навязали сыну или дочери собственные нереализованные детские мечты.

"На секциях происходит социализация ребёнка, поскольку дети общаются в команде. И это общение, что важно, не структурировано, например, как в школе. Ребёнок приобретает навыки живого, тёплого дружеского общения", – говорит Ирина Пак.  

По её мнению, существует крайность, когда родители перегружают детей, например, дополнительными занятиями, музыкой, танцами, изучением языков и спортом. Перебарщивать нежелательно, чтобы у детей было какое-то свободное время, которое они могут посвятить тому, что им нравится.

Психолог Юсупова как один вариантов предлагает учить детей критическому мышлению. Например, детям постарше можно предложить поразмыслить на тему, что полезного ему даёт гаджет и какой вред несёт.

Можно вместе с ребёнком немного поиграть в развивающие игры на телефоне или поискать полезную информацию, а потом предложить: "Давай сейчас сделаем паузу, я пойду и приготовлю нам еду, а ты быстренько уроки сделай".

"Беда в том, что большинство родителей постоянно на работе и у них нет возможности контролировать время, которое ребёнок проводит с телефоном. Поэтому, когда вечером вся семья собирается, это должно быть время без телефонов. Однозначно нужно сформировать расписание или правила пользования телефоном. Например, обязательно запрещать просмотр гаджета во время еды и перед сном", – советует Ирина Юсупова.  

Не менее важно, по словам Ирины Пак, уделять время ребёнку дома за совместными занятиями, играми или просто общением, потому как многие взрослые сейчас тоже не выпускают гаджеты из рук, порой не обращая внимания на детей.

Фото depositphotos.com

"Родители обладают невероятной возможностью быть рядом с малышом. Пока ребёнок несовершеннолетний – это такое благотворное время, когда происходит эмоциональное сближение с ним. Очень скоро дети вырастают. И однажды, когда мы сами захотим почувствовать эту близость и родство, то ребёнок перестанет нуждаться в нашем присутствии. Поэтому тут очень многое зависит от родителей", – предостерегла психолог.

Пак рекомендует родителям уделять ребёнку хотя бы 40–60 минут в день. Но это должно быть качественное общение, когда "вы смотрите ребёнку в глаза, интересуетесь, что у него происходит на душе".

"Заведите семейную традицию "время вместе", когда вы с семьёй играете в какие-то тактильные игры, смотрите фильмы с обменом впечатлениями, заводите домашнего питомца, интересуетесь желаниями и проблемами ребёнка и следите за его эмоциональным состоянием", – посоветовала психолог.

Ещё, по словам Пак, очень важен рацион ребёнка. Если он ест только быстрые углеводы (в первую очередь фастфуд), это не способствует бодрости и активной жизненной энергии. Важно, чтобы рацион был сбалансирован, чтобы там обязательно была живая органика: овощи, зелень и фрукты.

Учимся реагировать на истерики

Ирина Пак говорит, что не стоит резко ограничивать телефон, особенно если ребёнок привык бесконтрольно сидеть в нём часами. На это, конечно же, будет острая эмоциональная реакция. Это надо делать очень внимательно, аккуратно и договариваться. Только запреты не работают. Эмоциональная близость родителя с ребёнком, в частности умение договариваться, – важный навык для родителей. Дети копируют модель поведения взрослых.

Психолог Маргарита Махмудова напомнила, что родители должны понимать – забирая гаджет, им придётся встретиться с негативной реакцией ребёнка, и эта реакция вполне нормальная.

"В этот момент нужно поддержать ребёнка, например, сказать ему: "Я вижу, как ты возмущён, как тебе больно и обидно, ты можешь высказать всё мне. Но ты мне нужен, я хочу с тобой общаться! Я люблю тебя!". Родитель должен понимать и знать ответ на вопрос: забирая телефон у ребёнка, какое общение он готов ему предложить взамен? Ведь взрослому придётся искренне интересоваться жизнью своего ребёнка, делиться своими переживаниями и поддерживать его интерес к реальному миру", – предостерегла Маргарита Махмудова.

Лилия Куземко порекомендовала родителям при проявлении агрессии проявлять спокойствие, не отвечать агрессией на агрессию и не предъявлять завышенные требования.

"Просто выслушайте его, не кричите в ответ, предложите выпить воды. Опуститесь на его уровень, глубоко дышите вместе с ним, смотрите ему в глаза. Нельзя угрожать ребёнку, что вообще всё выбросите – и компьютер, и телефон. Если ребёнок маленький, возьмите его за руки, скажите: "Я тебя слышу", потому что истерика или агрессия – это всегда крик о помощи", – говорит психолог.

Специалисты предлагают в таких ситуациях с маленькими детьми попробовать переключить внимание, чередовать виды деятельности или вовлечь ребёнка в деятельность, которая будет ему интересна в этот момент, наконец, применить механизм отсрочки.

Можно также "возглавить" интерес подростка. В таких ситуациях родитель начинает интересоваться тем, что делает ребёнок в Сети, и задавать наводящие вопросы о том, что ему интересно в игре. После того, как родитель поймёт, что на самом деле ищет ребёнок в интернете, он может создать такие же условия для получения и удовлетворения этих потребностей в реальности.

Фото Ddepositphotos.com

Например, если ребёнок любит перемещать мебель в игре, то можно в реальной жизни предложить ему сделать перестановку дома, но обязательно сделать это вместе. Поскольку ребёнок самостоятельно не сможет этим заниматься, легко бросит это занятие, потому что у него недостаточно сформирована волевая сфера.

Кроме того, можно похвалить сына или дочь за то, что он так долго не пользовался телефоном, и даже поощрить его небольшим подарком.

Психолог Махмудова также советовала обсудить ситуацию с ребёнком: все "зависают" в телефонах, но "я боюсь, что мы с тобой разучимся общаться". Она предложила поделиться своим беспокойством с ребёнком: "У тебя нарушился сон, ты стал невнимательным, ты не выпускаешь телефон из рук, мне тебя не хватает. Так мы потеряем друг друга. Давай что-то с этим делать".

После этого специалист рекомендовала наметить некий план общения: встречаться за одним столом, выходить на улицу вместе, играть в игры офлайн, чтобы ребёнок понял, что он значим и важен для родителей.

"Я не считаю телефон злостным врагом. Просто когда-то так вышло, что ребёнок перестал себя чувствовать замеченным и нужным, и потихоньку спрятался в мире, где всё понятно, где есть ответы на вопросы, где он себя чувствует сильным. Попробуйте стать ему таким миром, который будет с ним всегда, даже когда вы очень заняты", – резюмировала свои рекомендации Маргарита Махмудова.

Если ребёнок уже имеет зависимость, к сожалению, неизбежны последствия. Чем раньше взрослые обратят внимание на это, тем больше шансов помочь подрастающему поколению.

"Если дело доходит до истерики, сильных эмоций в поведении, то важно понимать, что у детей все проявления чувств, как правило, неслучайны. Значит, какая-то потребность ребёнка не удовлетворяется. Это такой знак, что-то идёт не так в отношениях между родителем и ребёнком. Если не удаётся выяснить причины и проговорить проблему с ребёнком, то надо сходить к психологу или психотерапевту и попробовать эту ситуацию разобрать", – сказала в заключение Ирина Пак.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров