Прямой эфир Новости спорта

Как в Павлодарской области тратят миллионы на мониторы и программное обеспечение

Фото с сайта videocomplex.ru
Фото с сайта videocomplex.ru
Журналист Informburo.kz рассказывает, каким образом чиновники в регионах умудряются избегать конкурсных процедур и проводят закупку из одного источника.

Изучая реестры заключенных аппаратом акима Павлодарской области договоров, журналист Informburo.kz обнаружил, что чиновники закупали некоторые товары и услуги по завышенным ценам, причём зачастую закупки происходили из одного источника и без конкурсных процедур.

Монитор в 30 раз дороже настольного

В июне 2017 года аппарат акима Павлодарской области заключил договор с павлодарским ТОО "IT system&service". Покупатель (аппарат акима области) в рамках бюджетной программы 004 "Капитальные расходы государственного органа" приобрёл 26 ЖК-мониторов размером 19 дюймов в комплекте с моторизованными лифтами.


Скриншот с сайта goszakup.gov.kz


Эти лифты являются приспособлениями для скрытого монтажа мониторов в столе, чтобы сэкономить место и придать более эстетический вид интерьеру. Рекламные презентации фирм, предлагающих подобное оборудование, сообщают: "Моторизованный лифт с интегрированным монитором идеально подходит для оборудования столов для переговоров, конференц-залов, залов для презентаций, переговорных комнат или столов для руководителей. Отличительной особенностью является стильный дизайн. Форма верхней панели и самого монитора позволяют сделать его наличие в столе практически незаметным".

Мониторы самые обычные, но их особенность заключается лишь в том, что аппаратура не занимает места на столе: в нужное время она плавно выплывает из стильно декорированной панели, а после столь же плавно прячется обратно.

Один такой моторизованный лифт с интегрированным монитором обошелся в 732 тысячи тенге. Весь контракт на поставку 26 ЖК-мониторов с простейшим функционалом вышел на 19 млн тенге (если быть точным, 19 032 000 тенге). Без подъёмников такие бы обошлись от 25 тысяч тенге за штуку.


Скриншот с сайта sulpak.kz


Акимат платит дважды

Аналогичным образом для акиматов приобретают не только компьютерные мониторы, но и программное обеспечение. Точнее услуги по его установке и настройке на компьютерах.

История с установкой софта берёт свое начало в 2007 году. Тогда аппарат акима Павлодарской области перешёл на систему электронного документооборота (сокращённо – СЭД). Потом её стали расширять и внедрять на уровне городов, немного позже распространили и на районы. Программное обеспечение для СЭД было разработано астанинской фирмой Realsoft на базе широко распространенной платформы LotusNotes\Domino 8.5. Помимо риалсофтовского продукта, аппарат акима установил ещё одну совместимую с первой программу СЭД Smartdoc, разработанную несколькими астанинскими программистами на той же платформе. Для каких целей это делалось, сегодня никто точно сказать не может. Времени прошло много, те, кто принимал данное решение, уже не работают, подробностей никто не помнит.

В прошлом году в связи с поручением Президента РК расширить бюджетные отношения до уровня сельских акиматов возникла необходимость включить их в уже функционирующую СЭД. Для чего понадобилось увеличить количество рабочих мест с 1 361 (численность сотрудников аппарата акима области, а также аппаратов городов и районов, подключенных к СЭД) до 1 600. Проще говоря, надо было установить на 239 компьютерах в сельских акиматах программное обеспечение, чтобы чиновники могли работать в системе безбумажного документооборота.

В октябре прошлого года аппарат акима Павлодарской области без конкурсов и запросов ценовых предложений заключил договор №155 о государственных закупках услуг путем закупки из одного источника с ТОО "IT system&service" на установку и настройку программного обеспечения системы электронного документооборота в 32 сельских акиматах. Сумма контракта составила 90 995 000 тенге без учета НДС, срок исполнения – 31 декабря 2017 года.


Скриншот с сайта goszakup.gov.kz


2 февраля 2018 года аппарат акима Павлодарской области заключил с данным ТОО абсолютно идентичный контракт (№ 048) на сумму в 82 137 000 тенге. В этот раз речь шла об установке и настройке программного обеспечения СЭД в 55 сельских акиматах.


Скриншот с сайта goszakup.gov.kz


Таким образом, установка программного обеспечения на 239 сельских компьютерах обошлась бюджету в 173 млн тенге.

Аппарат акима области тогда же, в октябре 2017 года, путём прямого заключения договора с ТОО "IT system&service" совершил закупку из одного источника услуги по пользованию программным продуктом "Панель руководителя". За контракт со сроком до 31 декабря 2017 года было заплачено 21 350 000 тенге.


Скриншот с сайта goszakup.gov.kz


В феврале этого года аппарат акима Павлодарской области заключил новый договор на эту же услугу, но уже по цене 34 500 000 тенге. За то, чтобы первый руководитель области мог лицезреть на мониторе своего компьютера в Павлодаре статистические отчёты городов, районов и теперь даже сельских акиматов, с последующей их визуализацией в виде замысловатой инфографики, по двум контрактам заплачено 55,8 млн тенге.


Скриншот с сайта goszakup.gov.kz


Расширение из одного источника, но источник другой

Одна и та же фирма получила буквально за несколько месяцев контрактов на 228 млн тенге. Тоже без конкурсов, без запроса ценовых предложений, потому что услугу покупали в соответствии с 39 статьей, п. 3, пп. 3, – у лица, обладающего исключительными правами на приобретаемые товары и услуги. Речь идет об авторских правах.

В 2007 году программное обеспечение СЭД изначально для аппарата акима области поставила фирма Realsoft, авторские права которой зарегистрированы Министерством юстиции. Спустя десять лет контракт на установку дополнительных рабочих мест в уже действующей системе отдали другой фирме – ТОО "IT system&service". Руководитель отдела информационных технологий и информационной безопасности аппарата акима области Ернар Ибраев объяснил это следующим образом:

"Почему из одного источника, а не конкурс? Потому что мы не покупали новую программу, а расширяли уже действующую. Поэтому обратились к её правообладателям. Система электронного документооборота у нас стоит от двух фирм – Realsoft и Smartdoc. У Realsoft всё закрыто, исходные коды программы закрыты, то есть внести какое-то изменение и увеличить количество рабочих мест они не дают. Или надо было приобретать дополнительное серверное оборудование, лицензии, и в итоге это обошлось бы нам не в 90 млн (стоимость первого этапа в 2017 году. – Авт.), а в несколько раз больше, может, 160-200 млн, – пояснил Ернар Ибраев. – Мы к ним обращались, их спрашивали. Они нам предлагали установить в каждом районе серверное оборудование. Сам сервер дорого стоит. И мы бы не смогли программу поставить, пока не приобрели бы оборудование. У Smartdoc всё открыто. Мы обратились к разработчикам программы и спросили, с кем можно связаться. Потому что разработчики – это 3-4 физических лица, с которыми мы не можем заключать договоры госзакупок. Они нам дали контакты павлодарской фирмы, с кем у них заключено лицензионное соглашение, мы с ними связались и согласно их прайс-листу начали работать".

Что же касается программы "Панель руководителя", то, по словам Ибраева, аппарат акима приобрёл её очень дёшево. Потому что некие программисты из Кызылорды предлагали аналогичную программу за 600 млн тенге.

Реальный soft за реальные деньги

В акиматах Павлодарской области используются две совместимые программы СЭД – Realsoft и Smartdoc. Авторские права на них принадлежат разным лицам (в первом случае – юридическому, во втором – группе физических лиц). Таким образом, аппарат акима не имел права совершать госзакупку из одного источника, не запросив информацию о ценовых предложениях у обоих потенциальных поставщиков услуги.

Пояснения г-на Ибраева о том, что ТОО "Realsoft" то ли не имело технической возможности расширить количество работающих компьютеров на своей программе, то ли предлагаемое решение было слишком дорогим, – это не более чем слова. Тогда как по Закону "О государственных закупках" подобные вещи должны быть документально подтверждены потенциальными поставщиками в ходе конкурса или предоставлением ценового предложения.

В описанном случае сотрудники аппарата акима, ограничившись устными переговорами (куда-то позвонили, кого-то спросили, им что-то сообщили), сразу осуществили госзакупки из одного источника прямым договором с конкретным поставщиком.

Между тем менеджеры ТОО "Realsoft" в интервью журналисту Informburo.kz заявили, что из аппарата акима Павлодарской области насчёт расширения установленной программы СЭД к ним никто не обращался, что технические возможности по её расширению на 239 рабочих мест имеются и цены на услуги у столичной фирмы, хоть и не самые низкие, но всё равно вполне приемлемые. Всю ту работу, на которую аппарат акима Павлодарской области потратил 173 млн тенге, астанинская фирма сделала бы за 12 млн. В пересчёте на одно рабочее место это 50 тысяч тенге, тогда как акимат области выложил за него 723 тысячи тенге. Сотрудники ТОО "Realsoft" говорили, что за 173 млн тенге можно по всей области с нуля установить систему электронного документооборота.

Что же касается программы "Панель руководителя", то у ТОО "Realsoft" данная функция идёт в базовой версии программы СЭД, и никаких дополнительных денег за неё не просят. Впрочем, если начальнику очень хочется сводить всю статистику и отчётность от своих подчинённых в красивую графику, фирма может ему предложить эту дополнительную опцию за 10 млн тенге.

По мнению Сергея Сизинцева, управляющего партнёра юридической фирмы De Facto, исполнительного директора Республиканской коллегии адвокатов, Закон "О государственных закупках" не содержит прямого ответа на вопрос, каким образом заказчик должен производить свой выбор среди поставщиков, предлагающих объекты интеллектуальной собственности с аналогичным или сходным функционалом.

"К примеру, чем должен руководствоваться заказчик, выбирая среди правообладателей программного обеспечения, решающего одни и те же задачи? В соответствии с пунктом 1 статьи 41 указанного закона при осуществлении государственных закупок способом из одного источника путём прямого заключения договора о государственных закупках заказчик определяет поставщика и заключает с ним договор о государственных закупках посредством веб-портала государственных закупок. То есть выбор поставщика полностью отнесён к усмотрению заказчика, однако с соблюдением определённых условий. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня заключения договора о государственных закупках обязан разместить на веб-портале государственных закупок отчёт о закупках из одного источника по установленной форме", – считает Сергей Сизинцев.

Адвокат поясняет, отчёт должен содержать обоснования выбора поставщика, цены, а также иные условия договора о государственных закупках. Однако специалист отмечает, что заказчик не имеет права произвольно выбирать поставщика, а обязан руководствоваться в первую очередь требованиями закона.

"Подпункт 1 статьи 4 Закона "О государственных закупок говорит о принципах оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок. Таким образом, заказчик не может произвольно выбирать для заключения договора любого обладателя исключительных прав на определенный объект интеллектуальной собственности по любой цене. В случае наличия на рынке нескольких объектов интеллектуальной собственности, обладающих аналогичными или сходными характеристиками, заказчик должен выбирать для закупки тот товар, который имеет более низкую цену. В случае нарушения указанного принципа закупка может быть отменена органом финансового контроля", – говорит адвокат Сергей Сизинцев.

От закупок до суда

Журналист Informburo.kz получил ответ от прокуратуры Павлодарской области. Ведомство провело внеплановую проверку аппарата акима региона по вопросу соблюдения Закона "О государственных закупках". Проверяющие выявили массу нарушений, в том числе: неправомерное признание поставщика победителем государственных закупок по установке и настройке программного обеспечения Smartdoc на платформе LotusNotes/Domino, несоблюдение подрядчиком договорных обязательств, непринятие мер по взысканию неустойки и признанию ТОО "IT system&service" недобросовестным поставщиком и подписание фиктивных актов выполненных работ.

Проверяющие обнаружили, что контракты 2017 года на установку и настройку в 32 сельских акиматах программного обеспечения системы электронного документооборота, а также установка программы "Панель руководителя" не выполнены, а деньги за них (90 995 000 по первому контракту и 21 350 000 тенге по второму) перечислены, так как на тот момент руководитель аппарата акима Павлодарской области Расул Уразгулов, который и заключал договоры с ТОО "IT system&service" на поставку вышеуказанных услуг без конкурса, подписал фиктивные акты выполненных работ.

На момент проверки "Панель руководителя" в полном объёме не работала, система электронного документооборота во многих сельских акиматах отсутствовала, тогда как судя по акту обе эти программы функционировали с декабря 2017 года, и вся оговорённая стоимость услуг (более 111 млн тенге) была уже выплачена поставщику. Несмотря на неисполнение дорогостоящих контрактов Расул Уразгулов в феврале 2018 года заключает с этой же фирмой новые контракты на 100 с лишним млн тенге на установку и настройку программного обеспечения СЭД в сельских акиматах и программы "Панель руководителя". Снова без конкурса.

Интересен результат прокурорской проверки. 15 мая глава надзорного ведомства направил акиму области Булату Бакауову, а также начальнику департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции Адильбеку Мукашеву представление, в котором предлагалось принять меры по устранению нарушений Закона "О госзакупках" и привлечь к дисциплинарной ответственности руководителя аппарата акима Расула Уразгулова в связи с тем, что он "своими действиями дискредитировал звание госслужащего". Акимат был вынужден подать в Специализированный межрайонный экономический суд Павлодарской области иск о признании ТОО "IT system&service" недобросовестным поставщиком и взыскании неустойки.

Правда, с остальной частью прокурорского представления вышла заминка: никакого взыскания высокопоставленный чиновник так и не получил. И аким области, и департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции заявили прокуратуре, что наказывать административного госслужащего корпуса А, которым является руководитель аппарата акима, не в их компетенции. Так как в соответствии с "Правилами наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих", утвержденными указом Президента, дисциплинарная ответственность госслужащих корпуса А рассматривается только Национальной комиссией по кадровой политике при Президенте. В итоге Расул Уразгулов уволился из акимата по собственному желанию.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров