Как в недрах КНБ мог вызреть заговор

Фото с сайта Alau.kz
Фото с сайта Alau.kz

Что не так с Комитетом национальной безопасности Казахстана?

Президент Касым-Жомарт Токаев в Послании к народу Казахстана рассказал о том, почему в стране чуть не произошёл государственный переворот.

"Мы перешли к кардинальной трансформации Казахстана. Это не понравилось некоторым влиятельным людям. Они хотели продолжать свои незаконные действия. Матёрые преступники, вооружённые бандиты и изменщики-чиновники создали подпольную группу", – сказал глава государства.

Важную роль в этих событиях сыграл экс-глава КНБ Карим Масимов, а также другие сотрудники комитета. Как они смогли в течение столь продолжительного времени плести заговор, да так, что этого никто не заметил? И как нужно реформировать силовой блок, чтобы в будущем ни одна из структур не имела столь неограниченной власти без сколько-нибудь серьёзного контроля?

Директор Экспертного института европейского права и прав человека Марат Башимов считает, что реформы назрели давно. 

"Сейчас этот вопрос в обществе самый обсуждаемый. Посягательство руководства КНБ на конституционный строй, саму национальную безопасность государства, внутриполитическую стабильность, попытка государственного переворота – это предательство интересов народа и предательство в отношении конституционно избранного народом главы государства, – заявил Марат Башимов. – Это беспрецедентный факт. Мы стали посмешищем для всего мира".

По словам эксперта, общество недоумевает, как могла пройти незамеченной столь долгая подготовка к перевороту, и требует реформ в этой сфере.

"Можно сделать вывод, что заговорщиков, в частности руководителей КНБ, не устраивала та демократическая, правозащитная, антикоррупционная повестка президента Казахстана, которую он провозгласил с момента избрания на должность и которая была поддержана обществом, – сказал эксперт. – Касым-Жомарт Токаев открыто сказал, что 162 семьи владеют половиной богатства Казахстана. И как в такой богатой стране люди живут бедно? Эта открытость и призывы к прозрачности понравились далеко не всем". 

По мнению Марата Башимова, сращивание силовых ведомств с криминалом, с радикальными структурами недопустимо.

"К КНБ присоединили разведку, что недопустимо в силу специфики этой работы, – считает эксперт. – Убрали альтернативность информации со стороны разведки. Хотели присоединить и госохрану.  Необходимо отделить контрразведку от разведки, чтобы исключить монополию на обеспечение главы государства секретной информацией. Необходимо, чтобы обе службы в целях недопущения предательства не знали агентуру друг друга".

По его мнению, для предотвращения возможных заговоров в спецслужбах требуется эффективный парламентский и общественный контроль, как это принято в демократических государствах. А также необходимо проведение парламентских расследований по каждому сомнительному поводу. 

"Президент сейчас чётко и однозначно стоит на позиции построения нового Казахстана, справедливого общества и государства, и в нём не должно быть места таким преступлениям и предательствам интересов народа", – заключил эксперт.

Адвокат Руслан Кожахмет считает, что в концентрации власти в руках КНБ нет ничего негативного, другой вопрос, что необходима эффективная система контроля.

"В силу поставленных перед КНБ РК задач в области национальной безопасности такое сосредоточение полномочий (власти) не является неестественным. Эти задачи требуют широких полномочий для оперативной и эффективной работы, – пояснил Руслан Кожахмет. – Проблема заключается только в контроле и надзоре за их использованием. И это одна из предпосылок для понимания причин случившегося. В разных странах мира специальные службы имеют схожий комплект правомочий, но отличие заключается в контроле за ними со стороны общества".

Юрист полагает, что проблема старого КНБ – в его кадровом составе.

"В органах национальной безопасности достаточно замечательных специалистов и офицеров, способных выполнять поставленные задачи, но наряду с ними имеются случайные кадры, которые назначены благодаря мотиву личной преданности, родственных отношений с высокопоставленным чиновником или олигархом. Именно их наличие деморализует состав органов и негативно отражается на его способности защищать национальную безопасность", – сказал эксперт.


Читайте также:


Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров