Руководство Министерства обороны пригласило журналистов и блогеров в Талдыкорган, где расположены 604-я авиационная база Сил воздушной обороны и части десантно-штурмовых войск.


Перерыв между тренировочными полётами

Перерыв между тренировочными полётами / Фото Григория Беденко

В декабре 2018-го года российская авиастроительная корпорация "Иркут" выполнила контракт на поставку для военно-воздушных сил нашей страны 12 современных многоцелевых истребителей Су-30СМ.


Читайте также: Как в Талдыкоргане встречали новые истребители Су-30СМ. Фоторепортаж


Таким образом, впервые в Казахстане в составе в/ч 21751 была сформирована полноценная эскадрилья из новейших боевых самолётов поколения 4++.


Личный состав авиационной эскадрильи Су-30СМ получил новую эмблему

Личный состав авиационной эскадрильи Су-30СМ получил новую эмблему / Фото Григория Беденко


Проверка давления в переднем шасси

Проверка давления в переднем шасси / Фото Григория Беденко


Размещение тормозных парашютов в бортовом контейнере

Размещение тормозных парашютов в бортовом контейнере / Фото Григория Беденко

За полгода, прошедшие с этого момента, личный состав получил достаточно серьёзный на сегодняшний день опыт в эксплуатации многоцелевых сверхманевренных истребителей. Как известно, эскадрилья является основным тактическим авиационным подразделением, способным самостоятельно выполнять широкий спектр всевозможных боевых задач, и в некоторых случаях может быть отдельной воинской частью.


Экипаж проверяет системы самолёта перед вылетом

Экипаж проверяет системы самолёта перед вылетом / Фото Григория Беденко

В соответствии с контрактом, заключённым между "Казспецэкспортом " и корпорацией "Иркут" 24-го мая 2018-го года, казахстанские ВВС получат ещё восемь единиц Су-30СМ до 2020-го года. Как сообщил ранее в интервью Informburo.kz командующий казахстанскими военно-воздушными силами генерал-майор Даурен Косанов, в этом году предполагается поставка с Иркутского авиазавода сразу восьми истребителей. По словам командующего, на авиабазе в Талдыкоргане будут сформированы две полноценные эскадрильи, а в дальнейшем продолжится оснащение других авиационных баз Казахстана этими самолётами. Су-30СМ, как сообщил генерал Косанов, пойдут в Шымкент и Караганду. Что касается имеющихся на вооружении истребителей 4-го поколения Су-27, которые в Казахстане стоят на вооружении с конца 1990-х годов, то они будут базироваться в Актау и охранять воздушное пространство страны на западных рубежах. Эти самолёты ещё имеют определенный технический ресурс.


Проверка переднего горизонтального оперения истребителя

Проверка переднего горизонтального оперения истребителя / Фото Григория Беденко

Два Су-30СМ уже переброшены в Шымкент, где стоят на боевом дежурстве по охране южной части казахстанского воздушного пространства. Укрепление 602-й авиационной базы ВВС СВО РК (в/ч 55652) началось два года назад. На сегодняшний день авиационная часть уже оснащена новейшими ударными вертолётами Ми-35М, транспортно-боевыми Ми-171Ш, модернизированными в Белоруссии самолётами фронтовой авиации Су-25УБМ и Су-25БМ.


Кресло командира с цифровым оборудованием

Кресло командира с цифровым оборудованием / Фото Григория Беденко


За каждым бортом закреплена группа технических специалистов

За каждым бортом закреплена группа технических специалистов / Фото Григория Беденко


Катапультное кресло штурмана

Катапультное кресло штурмана / Фото Григория Беденко

По мнению командующего казахстанскими ВВС, поставка в Казахстан Су-30СМ позволила унифицировать авиационный парк, где ранее стояли на вооружении восемь типов боевых самолётов. Как отметил генерал, это в определённой степени создавало сложности в обслуживании и подготовке личного состава. Сейчас ВВС будут приходить к единой базовой модели, где основным ударным средством фронтовой истребительной авиации станет Су-30СМ.


В полёте всегда применяется система подачи кислорода

В полёте всегда применяется система подачи кислорода / Фото Григория Беденко

Между тем, в последнее время вокруг проекта Су-30, включая его экспортные модификации появилось несколько весьма любопытных новостей, о которых следует упомянуть. Пожалуй, наибольший интерес для Казахстана представляет решение российского военного руководства об унификации Су-30СМ с новейшим фронтовым истребителем поколения 4++ Су-35. По словам вице-премьера правительства РФ Юрия Борисова, это даст самолёту "вторую жизнь". В частности, унификация коснётся бортового оборудования и вооружения. "После завершения работ по модернизации Су-30СМ, изменения облика бортового радиоэлектронного оборудования, что сделало Су-35 и Су-30СМ более унифицированными между собой, что снижает себестоимость, унифицированы авиационные средства поражения, это может быть второй жизнью самолёта", – сообщил Борисов.


Су-35С на аэродроме в Кубинке во время проведения военно-технического форума "Армия" в 2017-м году

Су-35С на аэродроме в Кубинке во время проведения военно-технического форума "Армия" в 2017 году / Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

Су-35, многоцелевой сверхманевренный одноместный истребитель поколения 4++. По своим характеристикам эта машина вплотную приближена к самолётам пятого поколения и является глубокой модернизацией самолёта Су-27. Модернизация коснулась как бортового оборудования, так и планера, который был усилен. Су-35 способен выполнять длительный полет на трансзвуковых скоростях без включения форсажа благодаря замене двигателей АЛ-31Ф (установлены, в том числе, и на Су-30СМ) на более продвинутое "изделие 117С" (АЛ-41Ф-1С). По словам российского вице-премьера Борисова, появление глубоко модернизированной версии Су-30СМ может открыть новую нишу для России и Индии, где в эксплуатации находятся более 200 истребителей Су-30МКИ. Следует упомянуть, что Су-30 как проект возник благодаря тесному сотрудничеству двух вышеупомянутых стран. Индийцы активно позиционируют этот самолёт, как основу своих ВВС.


Борт 9 в ожидании штурмана

Борт 9 в ожидании штурмана / Фото Григория Беденко




Тренировочный полет продолжается 40-50 минут в зависимости от заправки топливом

Тренировочный полет продолжается 40-50 минут в зависимости от заправки топливом / Фото Григория Беденко


Взлёт с применением форсажных камер

Взлёт с применением форсажных камер / Фото Григория Беденко

В январе этого года министр обороны РФ Сергей Шойгу посетил Иркутский авиазавод, где ознакомился с ходом испытаний модернизированных Су-30СМ. "Модернизацию в этом году мы заканчиваем полностью. Четыре объекта будут переданы в этом году в опытно-конструкторское бюро (ОКБ). В 2019 году ОКБ должно закончить все испытания", – рассказал тогда начальник монтажно-испытательного производства ИАЗ Андрей Балчугов. В сообщениях российских СМИ упоминалось, что "дальнейшая модернизация многоцелевых истребителей Су-30СМ осуществляется для российской армии и стран-участниц ОДКБ (напомним, что Казахстан является одной из самых активных стран-участниц этой организации). У модернизированных истребителей увеличивается дальность обнаружения и опознавания воздушных целей, в состав вооружения вводятся новые высокоточные средства поражения воздушных, наземных и морских целей на дальности несколько сот километров. После завершения испытаний технические усовершенствования могут внедряться при постройке новых истребителей Су-30СМ, а также в ходе ремонта самолётов, ранее (!) поставленных заказчикам. Программа модернизации истребителей Су-30СМ предусматривает использование только российских комплектующих изделий.




Эффектная посадка

Эффектная посадка / Фото Григория Беденко


Борт рулит на стоянку

Борт рулит на стоянку / Фото Григория Беденко

Модернизация Су-30СМ и его унификация с Су-35, коснётся не только авионики и оружейного комплекса, но и силовой установки самолёта. В последнее время упоминалось о том, что российское военное ведомство надеется разместить такой заказ на 36 единиц Су-30СМ для своих воздушно-космических сил. У этих самолётов двигатели АЛ-31ФП (производства ММПП "Салют") будут заменены на двигатели АЛ-41Ф-1С (производства НПО "Сатурн"), устанавливаемые на самолётах Су-35С. Согласно имеющейся информации, новый двигатель увеличит тягу Су-30СМ на 1900 кгс в расчёте на двигатель, или примерно на 3800 кгс в целом на самолёт. Кроме того, возрастут возможности Су-30СМ по выработке электроэнергии (у двигателя АЛ-41Ф-1С более мощные генераторы), что позволит в будущем применять модернизированную авионику, например новую дальнобойную РЛС с активной фазированной решёткой (АФАР). Все это на порядок улучшит тактико-технические характеристики самолёта. Твёрдый заказ по этому проекту будет размещён на предприятиях российской авиастроительной промышленности, по некоторым данным, ближе к концу текущего года.


Блоки для неуправляемых авиационных ракет, используемых при работе по наземным целям

Блоки для неуправляемых авиационных ракет, используемых при работе по наземным целям / Фото Григория Беденко


Два самолёта, стоящие на боевом дежурстве с полным вооружением под охраной

Два самолёта, стоящие на боевом дежурстве с полным вооружением под охраной / Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

Любопытно, что пишет обо всём этом одно из самых влиятельных американских изданий, посвящённых вопросам внешней политики, – National Interest. Военный обозреватель Дейв Маджумдар (Dave Majumdar) полагает, что глубоко модернизированный Су-30СМ может стать самым массовым истребителем ВКС России, благодаря системам, опробованным на Су-35С и продажам машины в Индию. Мало того, боевой опыт использования Су-30СМ в Сирии (самолёт может работать как по воздушным, так по наземным и морским целям) может превратить его в новый МиГ-21, который примет на вооружение целый ряд стран. Обозреватель National Interest считает, что если индийцы закупят новый Су-30СМ, а также решат обновить уже имеющийся флот, в России появится хорошая возможность модернизировать свои машины и произвести новые. От Нью-Дели, по мнению Дейва Маджумдара, действительно сегодня зависит многое. ВВС Индии планируют закупку 115 истребителей. Кроме Су-30СМ, рассматриваются МиГ-35, американские F/A-18E и новая версия F-16, которого в США назвали F-21 (специальная версия самолёта для Индийских ВВС). Также рассчитывают на контракт французы с Dassault Rafale и шведы с Gripen E.

Американские аналоги Су-30СМ. По мнению экспертов – это McDonnell Douglas F-15 Eagle и Lockheed/Boeing F-22 Raptor


F-15E Strike Eagle из 492-й истребительной эскадрильи 48-го истребительного крыла ВВС Великобритании на авиасалоне "Фарнборо-2018"

F-15E Strike Eagle из 492-й истребительной эскадрильи 48-го истребительного крыла ВВС Великобритании на авиасалоне "Фарнборо-2018" / Фото Григория Беденко


F-22A Raptor из 525-й истребительной эскадрильи ВВС США The Bulldogs на Сингапурском авиасалоне 2018-го года

F-22A Raptor из 525-й истребительной эскадрильи ВВС США The Bulldogs на Сингапурском авиасалоне 2018-го года / Фото Григория Беденко

Ранее National Interest попытался сравнить возможности Су-30СМ и американского истребителя 5-го поколения F-22 Raptor. По мнению авторов публикации, Су-30СМ в воздушном бою при прямой видимости может справиться с F-22 благодаря современным управляемым ракетам Р-73 с инфракрасной системой наведения. Тогда как F-22 оснащён устаревшими ракетами AIM-9M. Однако, считают американские эксперты, F-22 имеет преимущество по скрытности и дальности действия приборов обнаружения, что позволяет ему раньше заметить российский истребитель. И это даёт ему большие преимущества.


Заправка борта перед очередным вылетом

Заправка борта перед очередным вылетом / Фото Григория Беденко

Ещё одной интересной новостью можно считать расширение экспортного потенциала Су-30СМ. В частности, процесс приобретения российских истребителей начала Армения. Об этом в начале мая заявил президент страны Никол Пашинян. Ранее министр обороны Армении Давид Тоноян сообщил журналистам, что Ереван уже частично оплатил контракт на поставку российских истребителей Су-30СМ. По его словам, на первом этапе Армения планирует получить четыре российских истребителя Су-30СМ в конце 2019 – начале 2020 года, всего хотела бы закупить 12 таких машин. Также на Иркутском авиационном заводе в апреле началась сборка Су-30СМ, предназначенных для поставки в Мьянму. Как сообщил главнокомандующий Вооружённых сил этой страны старший генерал Мин Аунг Хлайн: "На данный момент истребители находятся на заводах. Всё по контракту будет реализовано, мы не спешим. Когда придёт срок по документации, тогда мы и получим эти самолёты". На поставку самолётов в 2019 году рассчитывает и Беларусь.


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter