Прямой эфир Новости спорта

Как устроен казахстанский Instagram?

Дина Ли специально для Informburo.kz
Дина Ли специально для Informburo.kz
Казахстанский Instagram стал заменой глянцевым журналам и развлекательному контенту на ТВ. Informburo.kz рассказывает о том, как устроена эта социальная сеть.

Сегодня Instagram – одна из самых популярных социальных сетей в Казахстане. По данным Brand analitics, в августе 2017 года в отечественном "Инстаграме" набралось 1 057 256 авторов, то есть людей, которые отправили хотя бы одно сообщение. Для сравнения – в Facebook их 282 613. Однако далеко не все пользователи обозначают своё присутствие, и если верить социальный опросу АСТ, то из 12,6 млн казахстанцев, которые пользуются социальными медиа, 31% зарегистрированы именно в Instagram, а это более 4 млн человек. Тот же опрос фиксирует, что в казахстанском сегменте социальной сети больше женщин, чем мужчин – 58% против 42% соответственно.

Казахстанцы приходят в Instagram, чтобы подсматривать за жизнью местных селебрити, проследить за чьими-то жизненными драмами или просто посмеяться. Причём на первом месте в нашем Instagram именно юмор – например, у группы вайнеров Yuframe 2,9 миллионов подписчиков. Перебить народную любовь к ним не смог даже легендарный Геннадий Головкин с аудиторией в 1,7 миллиона подписчиков. Informburo.kz рассказывает о том, как устроен казахстанский сегмент Instagram, почему он стал так популярен в нашей стране и как звёзды этой социальной сети зарабатывают на своих подписчиках.

Ещё раз про Баян

Ещё один феномен казахстанского Instagram – это Баян Есентаева (сейчас – Максаткызы). Она одной из первых стала обладательницей миллиона подписчиков – ещё в 2015 году, и об этом написали многие казахстанские издания. На сегодняшний день у неё до 2,7 миллиона подписчиков.

После того как продюсера и актрису попытался убить собственный супруг, её аккаунт в Instagram превратился в интерактивную драму, которая разворачивается на глазах у подписчиков. Они приходили на её страницу, чтобы увидеть фото выздоравливающей Баян, а потом узнать о жизни с новым женихом Турсеном Алагузовым.


Фото Instagram


Каждый аспект жизни Баян можно проследить на её странице. Посещение любимой кофейни, рекомендации по покупке косметики и селфи Баян набирают сотни тысяч лайков. Она уверенно опережает мечту казахстанских девушек – актёра Тауекеля Муслима, у которого 1,3 миллиона подписчиков, и даже всенародного любимца Димаша Кудайбергена, у которого пока набрался только миллион. Дочь Баян Айсауле Бакытбек не отстаёт от матери. У неё уже насчитывается миллион подписчиков.

Традиционные ценности казахстанских селебрити

Вообще, тему семьи, равно как и тему национальных ценностей, в Instagram не обходят вниманием. Один из главных артистов казахоязычной эстрады и носитель золотых пиджаков Кайрат Нуртас (2,3 миллиона подписчиков) регулярно транслирует через свой аккаунт верность традициям, конным прогулкам и бешбармаку. Всё это гармонично сочетается с фото и видео с поля для игры в гольф, с заграничных курортов и с прогулок на эффектных ретромобилях.


Фото Instagram


Пользователям соцсетей интересен не только Кайрат Нуртас, но и его мать. У продюсера Гульзиры Айдарбековой 834 тысячи подписчиков. Она нередко посвящает посты своему звёздному сыну: к примеру, рассказывая, как он подарил поклоннику свой блестящий пиджак, или защищая от тех, кто называл Кайрата "маменькиным сынком".


Гульзира Айдарбекова

Гульзира Айдарбекова / Фото Instagram


Ещё одна популярная в Instаgram проводница традиционных семейных ценностей – это певица и многодетная мать Каракат Абильдина (1,9 миллионов подписчиков). Она опережает по популярности в соцсети своего знаменитого супруга Кадырали Болманова, у которого только 903 тысячи подписчиков.


Фото Instagram


Эта пара активно поддерживает образ классической казахской семьи, при этом вызывая немало скандалов, за которыми с интересом наблюдает аудитория. К примеру, за тем, как Каракат ради шутки и пиара пыталась подарить благоверному токал. Или за тем, как Болманов оскорбился карикатурой художника Мурата Дильманова, увидев на ней свою супругу обнажённой. Хотя автор иллюстрации отрицал и то, что на рисунке Болманов, и то, что голая спина на нём принадлежит его жене.

Союз вайнеров и госорганов

Казахстанские Instagram-шутники избегают тем политики и религии. Как говорит участник Yuframe Артур Аскарулы, его команда не затрагивает эти темы, потому что на них слишком остро реагируют люди. Также вайнеры теперь не только смеются, но и пытаются делать социально значимые ролики. Госзаказы на них, правда, пока не посыпались, но налоговая уже заказала ролик. Госорганы, видимо, начинают понимать, что вайнеры хороши для обратной связи с народом.

"Мы стараемся донести до нашей аудитории какие-то моральные посылы, – прокомментировал Артур Аскарулы. – Например, недавно делали ролик про нашумевшую игру "Синий кит". Мы ночь не спали, придумывали сценарий, искали людей. Много было комментариев типа: "Зачем вы рекламируете эту игру". Но мы снимали, наоборот, для родителей, чтобы они увидели и проконтролировали своих детей, чтобы они не играли в это".


Фото с сайта c.mg.kz


Нурлан Батыров, которого прославил образ "Безумной женщины", стал миллионером не только в смысле количества подписчиков, но и буквально. Сейчас над его страницей в Instagram работает целая команда специалистов. Батыров говорит, что не задумывался, сколько может стоить его аккаунт сегодня.

"Люди остро реагируют на религиозные темы или намёк на пошлость, – говорит Нурлан Батыров. – Больше всего лайков зарабытывают посты, где я смешной: ношусь по комнате, как маленький ребёнок, либо просто какая-нибудь красивая фотография".


Фото Instagram


Юмор известных вайнеров в основном крутится вокруг каких-либо трендов: например, Yuframe с их пародиями на популярные песни. Также вайнеры любят шутки о ментальных особенностях казахстанцев. Например Jokeasses с их зарисовками на тему поведения девушек, разнице между "местными" и "приезжими" и многим другим.

Вайнер Нагимуша начала с сериала про провинциальную девушку Айку, которая ищет спутника жизни, чем вызвала привычные споры о том, как должна вести себя казашка. Теперь же она снимает смешные ролики про то, как растёт популярность девушки, если её отец олигарх, или о поведенческих особенностях казахских "татешек".

Личная жизнь певцов

После вайнеров в казахстанском "Инстаграме" лидируют популярные исполнители. Наибольшее количество подписчиков у певицы и ведущей Аши Матай – 2,4 миллиона. Её аккаунт в достаточной степени гламурен, фото качественные и выхолощенные. При этом подписчик может легко отследить по Instagram личную историю Аши Матай: свадьба с Арманом Конырбаевым, рождение ребёнка, работа, посещение различных заведений. Эффект погружения в чужую жизнь ценен для аудитории Instagram.


Фото Instagram


Например, певица Ерке Есмахан тоже не скрывает от подписчиков счастливые моменты из семейной жизни. Фотографии её маленького сына обычно набирают более пяти тысяч лайков. Instagram певца Айкына Толепбергена показывает, что можно набрать 1,8 миллиона подписчиков и без придирчивого отбора фотографий и команды профессионалов. Аккаунт Айкына большим пафосом не отличается. Певец постит рабочие моменты и совершенно обычные селфи. Заметно, что он ведёт свой аккаунт сам.


Фото Instagram


"Давать свой аккаунт специалистам по имиджу не хочется, – говорит Айкын. – Потому что это уже будет неискренне. Всё просеянное через сито будет. Я считаю, лучше быть открытым, честным, быть таким как есть. А доверять кому-то, кто будет говорить: сфоткайся так, напиши то-то, – со мной это не работает".

Супермамасита и Казахская барби

Cовсем не обязательно быть звездой, чтобы заполучить сотни тысяч фолловеров в "Инстаграме". Множество популярных в этой соцсети персонажей привлекли внимание разными способами. В этом смысле интересны Super.mamasita с более 400 тысячами подписчиков и так называемая Казахская барби – учащаяся в Великобритании студентка Динара Рахимбаева, у которой 365 тысяч подписчиков.


Super.mamasita

Super.mamasita / Фото Instagram


Первая – классический архетип матери, её любят читать домохозяйки и другие мамы. Super.mamasita постит фотки с плоским животом из спортзала, пишет юморные, жизненные посты про классификацию соседок, про воспитание детей и про казахские понты.

"Где бы ты ни жил, хоть в Алматы или в маленьком ауле – цель жизни купить здоровенный джип, – пишет Super.mamasita. – И обязательно чёрный. И причём мы, казахи, любим расширяться! А с нами должна расти и машина! Джип нужен не для того, чтобы ехать на большие расстояния, неее. Джип нужен для того, чтобы сидеть в пробке выше всех и смотреть, чем другие водители занимаются".


Динара Рахимбаева

Динара Рахимбаева / Фото Instagram


Совсем другое амплуа у "Казахской барби". Метиска с кукольной внешностью своими откровенно сексуальными снимками вызывает вполне закономерную реакцию. Подписчиков волнует всё, что касается внешности Динары: удаляла ли она рёбра, делала ли какие-либо пластические операции. "Казахстанская барби" же продолжает подогревать интерес к себе, размещая всё новые и новые глянцевые фото в роскошных нарядах и в красивой обстановке.

Сколько стоят подписчики?

Иконами Instagram становятся не только благодаря эстетичным формам или юмору, который нравится народу. Это требует финансовых вложений. Любовь подписчиков тоже продаётся. Их можно купить, что и делают лидеры Instagram. Видя, что у кого-то много фолловеров, на страницу с ботами приходят и обычные подписчики.

"Есть определённая гонка вооружений. Наши ребята накручивают себе подписчиков, покупают их. Это массовое явление. Это как купить крутой номер на автомобиль. Надо понимать, что половина аудитории пользователей с более 100 тысячами подписчиков "накручена", – прокомментировал Алишер Еликбаев. – Для меня самый главный признак – это когда в аккаунте пишут: по вопросам сотрудничества пишите туда-то. Достаточно тратить около двух тысяч долларов в месяц, чтобы поддерживать аудиторию в 500-800 тысяч человек в своём аккаунте".

Как рассказал руководитель рекламного агентства "Комбинат" Никита Ермолаев, узнать, что среди подписчиков раскрученной персоны много ботов можно по геоданным.

"Создать видимость популярного блогера довольно просто. Но только для неподготовленного человека, – прокомментировал Никита Ермолаев. – В целом это все довольно быстро вскрывается: боты часто без аватарок, и практически нет ботов из Казахстана. Так что если у вашего друга вся аудитория из России или США – он гарантированно её закупал".

10 000 подписчиков из, к примеру, США вам обойдутся в 70-100 долларов, а чтобы на каждом вашем посте было по 1000 лайков, нужно отдать по пять долларов за каждый.

Инстаблогеры, конечно же, тоже зарабатывают на своём аккаунте. Они рекламируют различные товары или заведения, также они получают деньги непосредственно за сами посты.

"Если говорить о казахстанском рынке, то блогеры, которые в топе с пятого по десятое место (свыше 5 000 000 подписчиков) возьмут за размещения поста на странице 300-400 тысяч тенге, топовый возьмет 700-900 тысяч, – рассказала Никита Ермолаев. – Это будет или короткое развлекательное видео (вайн), или обзор. Могут даже спеть – в зависимости от специализации блогера и задач, которые вы ему поставите".

Instagram как замена глянцевых журналов

Один из самых известных казахстанских пиарщиков Алишер Еликбаев считает, что одна из особенностей казахстанского "Инстаграма" в том, что он позволяет людям наблюдать за тем, как кто-то роскошно живёт. "Это своего рода замена глянцевых журналов", – говорит Алишер.

Популярные исполнители, артисты, модели, демонстрируя свои выхоленные в салонах лица, дорогую одежду и прочие потребительские радости, как бы задают аудитории образы успеха. Таким образом Instagram может внедрять в массы гламур как идеологию, заставляя аудиторию либо страдать от несовершенства своего бытия и брать кредиты в погоне за призраком благополучия, либо ругать звёзд за буржуазные замашки и продолжать просматривать их страницы.

Алишер Еликбаев уверен, что аудиторию казахстанского "Инстаграма" вряд ли можно назвать высокоинтеллектуальной . Эта соцсеть прежде всего удовлетворяет потребность широких масс в красочном и легкодоступном контенте, который несложно воспринимать.

"Аудитория Instagram, если её рассматривать, как правило, более глупая, – говорит Алишер Еликбаев. – Все прорехи в образовании, которое мы за 20 лет погубили, чётко видны в комментариях в этой соцсети. У нас, знаете, какая проблема? Телевидение у нас не развлекает аудиторию, радио застряло в старых годах. И получается, что к Instagram относятся как к развлекательному инструменту. Нашу аудиторию развлекают вайнеры".

Поделиться:

Новости партнеров