Прямой эфир Новости спорта

Как Интернет вещей может сделать дешевле вашу автостраховку

Фото с сайта automotiveworld.com
Фото с сайта automotiveworld.com
Если уж верить экспертам, утверждающим, что без Интернета вещей наше будущее невозможно, то стоит выяснить, в чём они видят его светлую перспективу.

Часть 1 | Часть 2 | Часть 4 | Часть 5

Собственно, зачем?

Оказывается, благодаря всем перечисленным факторам на базе IoT можно решить весьма разнообразные классы задач.

В частности, эксперты приводят следующие варианты сценариев.

Первая задача – это удалённый мониторинг и управление набором взаимосвязанных сетевых устройств, каждое из которых может взаимодействовать с объектами инфраструктуры и физической среды. Например, датчики температуры и влажности контролирует сеть приборов, которые управляют системой климата "умной" квартиры или всего здания (окон, жалюзи, кондиционеров и прочего), делая пребывание в помещениях комфортным для человека и при этом чётко балансируя в режиме максимальной экономии энергоресурсов – электроэнергии, водоснабжения, отопления.


Умный дом

Фото с сайта sisinfo.com.sa

Можно предположить и более экзотическое применение: датчик на руке владельца "умного" дома подаёт сигнал о психофизическом состоянии хозяина всем "умным" устройствам, находящимся в сети; каждое из них реагирует определённым образом, в результате чего меняется освещённость, фоновая музыка, кондиционирование и даже запахи.

В данном случае основная функция не аналитическая, а управляющая.

Вторая задача – это использование данных, получаемых с конечных узлов (смарт­устройств с возможностью подключения и зондирования) для интеллектуального анализа с целью выявления тенденций и взаимосвязей, которые могут генерировать полезную информацию для обеспечения дополнительной выгоды в бизнесе.

К примеру, отслеживание поведения посетителей в магазине с помощью особых бирок на продукции: возле чего останавливаются посетители, сколько проводят в этом месте времени, какие товары берут в руки, какие из них складывают в свои тележки и т.п.

На основании данной информации можно изменить расположение товаров в торговом зале и увеличить объём продаж.

Другой пример – из сферы автострахования. Размещение в автомобилях устройств, снабжённых акселерометром, позволит страховой компании собирать данные о степени аккуратности вождения клиента. Фиксироваться могут не только столкновения, но и, например, резкий наезд на предмет или бордюр. Чем аккуратнее водит клиент, тем дешевле страховка, а лихач платит больше. Система получила название pay-as-you-drive, плата за агрессивность.

И это уже активно внедряется, причём не только где-то там – в Америке или Европе. В рамках пилотных проектов такой мониторинг запустили и в соседней России. В зависимости от показаний "чёрного ящика" можно сэкономить до 50% от цены не только полисов "Каско", но в ближайшем будущем – и ОСАГО (аналог нашей страховки ОГПО).

Российские страховые компании работают в тесном взаимодействии с мобильными операторами (например, с "Билайном"), обеспечивая сбор информации для дальнейшей аналитической обработки.

При этом все страховщики предоставляют автовладельцам возможность самостоятельно отследить манеру вождения: с помощью мобильных приложений либо на обычном компьютере через сайт. Можно посмотреть дату, продолжительность поездки, среднюю скорость, общий пробег, расход топлива, количество резких торможений и ускорений.

Надо отметить, что, по заверениям страховых компаний, данная информация не будет попутно сливаться в органы полиции, дабы у водителей не возникали проблемы с фиксированием нарушений ПДД. Впрочем, зная нашу особую ментальность взаимоотношений бизнеса и госорганов, на это я бы сильно не надеялся.

Да и внедряемая сегодня система ЭРА ГЛОНАСС (экстренного реагирования на аварии) тоже, по сути, имеет перспективу развиться до сервиса IoT: на первых порах она ограничивается только фиксированием аварии с определением места и вызовом ближайшей к ней группы спасателей, а в дальнейшем, при укомплектовании автомобиля более широким спектром мониторинговых устройств, система сможет устанавливать конкретный вид аварии и физическое состояние водителя и пассажиров, определяя этим уровень опасности ДТП и, соответственно, каких именно специалистов и какую технику необходимо привлекать. Жаль, что, как всегда, хромает реализация, причём как на территории всего ЕАЭС, так и в каждой стране по отдельности.

Но вернёмся к IoT. Как видим, в последних примерах не стоит задача управления – здесь выполняется сбор данных и их обработка методами продвинутой аналитики. Данная статистическая информация позволяет бизнесу правильно прогнозировать свои риски. А службам спасения и скорой помощи – точнее и эффективнее реагировать в случаях автокатастроф.


ЭРА ГЛОНАСС
Фото с сайта cars.ru

Вещи, которые могут войти в Интернет

В целом, "вещи" в рамках IoT можно разделить на три категории, опираясь на их основной функционал:

  • вещи-идентификаторы;
  • вещи-сенсоры;
  • встраиваемые системы для обработки данных.

Реализация Интернета вещей происходит посредством 5 типов основных устройств:

  1. Инструменты, позволяющие легче выполнять привычные действия. Например, навигаторы, планшеты, чекауты.
  2. Сенсоры, считывающие входные данные и пересылающие их. К примеру, беспроводная мышь, веб-камера, метеостанция.
  3. Вещание – потоковые сервисы (передающие данные, аудио, видео, свет).
  4. Кеширование – хранение и предоставление доступа к цифровым и физическим средствам. Сетевые хранилища данных, мультимедиа-киоски.
  5. Роутеры, управляющие трафиком и качеством сервиса. Термин "роутер" здесь надо понимать в широком смысле. Специалисты считают, что это, возможно, наиболее важное устройство в Интернете вещей, при этом на сегодняшний день наименее развитое.

На основе этого уже сегодня во многих сферах реализуются проекты Интернета вещей.

Указанный ранее сервис кофе-автоматов Costa Express чем не пример?

А вот топовые применения для государственных и B2B-процессов по версии одного из крупнейших деловых интернет-порталов – Business Insider:

  • реклама и маркетинг. По мнению специалистов корпорации Cisco, эта категория (например, рекламные щиты, подключённые к интернету) будет одной из трёх топовых категорий IoT, наравне с "умными" фабриками и сервисами поддержки мобильной работы;
  • "умные" системы управления дорожным движением. Исследования аналитиков предполагают прибыль в $100 млрд к 2020 году для таких сервисов как умная парковка, сбор дорожных пошлин и штрафов, системы оповещения об аварийных ситуациях;
  • системы управления мусором – важная тема для городов. И уже есть действующие примеры. Так, в американском Цинциннати уровень отходов понизился на 17%, а уровень переработки мусора возрос на 49% благодаря внедрению системы "выбрасывай и плати", которая использует Интернет вещей для мониторинга жителей, превышающих нормы выброса мусора;
  • "умные" энергосети, подстраивающиеся под пиковые нагрузки. По версии McKinsey Global Institute, данные сети позволяет сэкономить по миру от 200 до 500 млрд долларов к 2025 году;
  • "умные" водные системы и счётчики. Сан-Паулу, Пекин и Доха понизили уровень утечек на 50% благодаря сенсорам в насосах и других узлах водной инфраструктуры;
  • индустриальное применение. Включает управляемые через интернет сборочные конвейеры, связанные фабрики, склады и т. п.

Сборочный цех
Фото с сайта 4erevolution.com

А вот ещё список наиболее перспективных областей IoT по мнению экспертов:

  • автомобильная промышленность. Внутриавтомобильный инфотэйнмент – распространение информации о состоянии дороги и плотности движения, сбор пошлин и штрафов, управление автопарками;
  • потребительская электроника (в том числе "умный" дом). Домашняя электроника, автоматизация дома, автоматическое считывание счётчиков, домашняя безопасность;
  • "умные" здания. Корпоративные аналоги "умного" дома;
  • здравоохранение. Решения для мониторинга, поддержания благополучия, превентивных мер, диагностики и лечения.

Футурологи же смотрят гораздо дальше 2025 года.

"Мы сможем проглотить одну специальную таблетку для изучения всего английского языка, а затем ещё одну – чтобы знать наизусть Шекспира. Таблетка пройдёт по нашей кровеносной системе к нужным отделам головного мозга и разместит там всю получаемую извне информацию", – предположил профессор Николаса Негропонте, основатель исследовательской лаборатории Media Lab в Массачусетском технологическом институте.

Замечу, сегодня американские компании Freescale Semiconductor и Proteus Digital Health уже разработали микрочипы и датчики, которые, будучи проглоченными пациентом, отслеживают действие лекарственных средств, сердцебиение, физическую активность и другие показатели. Почему бы не считать это первым шагом к реализации фантазий профессора?

В общем, всё для нашего блага. Чтобы освободить наш мозг и наши руки от множества ненужных задач. А другие задачи реализовывать на новом, более эффективном уровне. Ну прямо близкое светлое будущее! …Или пугающее?

Попробуем разобраться в следующей, четвёртой части.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров