В 2021 году акимат Алматы продолжит строительство BRT. Скоростная транспортная линия свяжет густонаселённые спальные районы юго-запада города с центром Алматы и через Восточную объездную автодорогу выйдет на северо-восток – на Кульджинский тракт.

По предварительным расчётам, денег потребуется в три раза больше, чем на реализацию первого этапа BRT – 12 млрд тенге. Начало работ запланировано на 2021 год. Срок строительства – 22 месяца.

Как изменится улица Толе би из-за BRT

Акимат Алматы на общественных слушаниях представил схему продолжения строительства BRT (скоростной автобусный маршрут) на завершающих этапах. По плану, протяжённость маршрута составит более 12 км. "Выделенка" позволит жителям Алматы проезжать на автобусах по самым загруженным центральным улицам до Восточной объездной дороги (ВОАД).

"Мы разработали рабочий проект на основе ранее принятого и прошедшего госэкспертизу технико-экономического обоснования (ТЭО). По проекту, BRT проходит по главным улицам и через ВОАД заканчивается на Кульджинском тракте. Уже выделены полосы для автобусов и аварийных служб", – рассказала главный инженер проекта Галина Кисиль.

Главное изменение коснётся улицы Толе би, где остановочные островки вынесут в центр проезжей части, как на улице Тимирязева. Реконструкция добавит неудобств автолюбителям, которые неоднократно жаловались на трудности проезда по действующему участку BRT на улицах Мустафина и Тимирязева.

"Как только ввели BRT, стараюсь не ездить по Тимирязева, особенно в районе КазГУ, где сотни студентов переходят дорогу бесконечно. Автомобили выстраиваются в длинные очереди. Если BRT на Толе би будет, как на Тимирязева, то это создаст новые проблемы", – сказал председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

Первый этап BRT ввели в эксплуатацию в 2018 году. Маршрут в 8,7 км проходит по улицам Мустафина – Сулейменова – Жандосова – Тимирязева до улицы Желтоксан. Продолжение строительства начнётся в следующем году.

Как выглядит проект

Второй этап продолжится на пересечении улиц Тимирязева и Желтоксан. Далее BRT протянут вниз по улице Желтоксан до проспекта Абая. В середине дороги будет четыре полосы в обе стороны для автомобилей, по краям – для автобусов.


Общий маршрут BRT

Общий маршрут BRT / Эскиз проектировщика ТОО "Алатау Саулет"

От улицы Сатпаева до проспекта Абая сохранится зелёная полоса ограждения, а для автомобилей выделят пять полос: две вниз и три вверх. Далее до Толе би будет одностороннее движение для автомобилей, а по краям – автобусные полосы.

По Толе би линия BRT будет осевой. В восточном направлении две автобусные полосы расположатся в центре дороги, но остановочные комплексы вынесут на проезжую часть по примеру улицы Тимирязева. Для автомобилей оставят проезд по краю. В таком порядке BRT пройдёт до Восточной объездной дороги.


BTR на Толе би

BRT на Толе би / Эскиз проектировщика ТОО "Алатау Саулет"

На "Восточке" маршрут пройдёт по крайним полосам дороги, но пока неясно, будет ли линия обособлена. Закончится BRT на пересечении Кульджинского тракта с Талгарской трассой. В конце маршрута построят депо. Это и будет третий этап строительства BRT.


Депо на Кульджинском тракте

Депо на Кульджинском тракте / Эскиз проектировщика ТОО "Алатау Саулет"

На территории депо обустроят стоянку на 200 автобусов. Также предполагается построить автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию для заправки транспорта. Общая площадь составит 5,6 га.


Читайте также: Пробивка улиц, строительство дорог и аэропорта: как будут развиваться Алматы и пригороды


Депо будет состоять из административного и бытового комплексов, где будут расположены диспетчерская, здание техобслуживания и производственный цех.


АГНСК в Депо

АГНСК в депо / Эскиз проектировщика ТОО "Алатау Саулет"

Как уточнили в акимате, пока нет окончательного решения, как будет работать BRT – как отдельная линия по примеру метро или с определёнными автобусными маршрутами.

"Идея BRT в том, чтобы были отдельные маршруты, поэтому и будет строиться депо", – пояснили в управлении городской мобильности.

В городе уже курсирует автобусный маршрут № 205, который стартует с улицы Мустафина и финиширует на Кульджинском тракте. По сути маршрут пролегает по уже действующей и будущей веткам BRT.

Сколько деревьев вырубят ради BRT

На общественных слушаниях споры вызвало расширение дорог и остановочных комплексов, ради чего планируют вырубить 183 дерева. Заказчик проекта – управление городской мобильности – не предоставил данных, где именно снесут зелёные насаждения.

"Я понимаю, что без вырубки деревьев не обойтись. Но разработчик не предоставил чёткую информацию по сносу деревьев. По Желтоксан и Толе би не было понятно, где снесут деревья", – прокомментировала независимый эксперт в области транспорта Елена Ерзакович.

В качестве компенсации планируют высадить в 10 раз больше.

"По новым правилам, вместо 183 вырубленных деревьев мы высадим 1 830 саженцев", – заверил эколог компании-проектировщика Арман Байказаков.


Читайте также: Проект стратегии развития Алматы до 2050 года представил Сагинтаев. Что в ней нового?


"Во время реализации первого этапа BRT мы снесли только 5% деревьев от запланированного объёма в ТЭО. И здесь по ходу реализации будем оптимизировать вырубку", – пообещал заместитель управления городской мобильности Алматы Ернур Абжахан.

По мнению экспертов, вырубка в меньшей части коснётся центральных улиц Толе би и Желтоксан.

"На самом деле основная вырубка деревьев будет на ВОАД. Маршрутный автобус длинный, поэтому и остановка должна быть подходящей по размеру. На Толе би, я думаю, деревья почти на затронут", – сказал специалист по городской мобильности Роман Барабанов.

Что будет со скоростным режимом

На всём протяжении BRT, включая действующий участок, будет 39 остановочных комплексов. Из них 10 остановочных островков на улице Толе би построят в центре дороги.


Остановочный павильон на BTR

Остановочный павильон на BTR / Эскиз проектировщика ТОО "Алатау Саулет"

На некоторых участках действующие остановки придётся удлинить и расширить, чтобы автобусы-гармошки смогли помещаться в карман. Это повлечёт расширение и проезжей части для других участников движения. Но автомобилистам не стоит радоваться, так как увеличение будет незначительным.

"Предусматривается расширение полос только в районе остановок и незначительно – максимум один метр. Это даже не расширение, а искривление полосы для автомобилей по краям дорог. Вспомните, как на улице Тимирязева совсем немного сдвинули бордюры", – пояснил Роман Барабанов.


Станция BRT в районе КазНУ имени Аль-Фараби в Алматы

Станция BRT в районе КазНУ имени Аль-Фараби в Алматы / Эскиз предоставлен пресс-службой акима Алматы

Возникает вопрос и со скоростным режимом – будут ли его синхронизировать по всей линии BRT. Если в центре города максимально разрешённая скорость 60 км/ч, то на ВОАД – 80 км/ч.

"Нужно снижать скорость на "Восточке" – не выше 60 км/ч. Сейчас там даже автобусы несутся так же, как и автомобили, а это останавливает горожан пользоваться автобусами, к чему призывает акимат", – сказала Елена Ерзакович.

Повторит ли Толе би судьбу улицы Тимирязева

В Urban Forum Kazakhstan отметили, что проект можно было бы изменить, избежав вырубки деревьев и возможных пробок по Толе би. Урбанисты предложили оставить по одной автомобильной полосе с каждой стороны улицы Толе би и сократить их ширину до 2,8 метров по примеру улицы Мустафина.

"Сейчас на различных участках количество полос варьируется от четырёх – по две для автобусов и транспорта – до семи. Такая переменчивость в количестве полос может создать "бутылочное горлышко" и пробки, что негативно влияет на экологию. Кроме того, ширина полос варьируется и в некоторых местах доходит до 5,14 метров", – сказал представитель Urban Forum Kazakhstan Диас Маратулы.

Акимат не предоставил исследования по предполагаемому трафику, который вырастет в связи с продолжением строительства BRT.

"У меня претензии к тактическим решениям по некоторым участкам прохождения BRT. Я согласен с тем, что на Толе би, возможно, будут пробки", – сказал Роман Барабанов.

С момента запуска первого этапа BRT прошло два года. Большинство алматинцев-пешеходов довольны работой скоростных автобусных перевозок.


Читайте также: В Алматы прошли общественные слушания по экологическому воздействию строительства BRT. Что с ними не так?


Проект вошёл и в схему развития Алматинской агломерации. Согласно документу, линии BRT и LRT (легко-рельсовый транспорт) свяжут Алматы с населёнными пунктами агломерации: Каскелен, Узынагаш, Талгар, Капшагай, Есик, Тургень, Отеген батыр. Третий участок линии BRT пройдёт по улицам Желтоксан, Толе би и Кульджинскому тракту до рынка "Жетысу".

По мнению экспертов, скоростной маршрут уже доказал свою эффективность. По прогнозам, к окончанию строительства BRT количество пассажиров составит около 10 тысяч человек в час.

"За первый месяц эксплуатации первой очереди BRT пассажиропоток вырос со 100 тысяч до 140 тысяч пассажиров в день. В 2019 году поток составлял около 200 тысяч в день. Это серьёзный показатель", – отметил Роман Барабанов.

Как объяснили в акимате Алматы, пока это только проект, который должен пройти через общественные слушания и государственную экспертизу.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter