Производители присадок обещают повышение компрессии, уменьшение дымности, восстановление изношенных деталей и многое другое. Верить им или не верить?
Что такое присадки?
Присадки – это химически активные вещества, которые добавляются в масло для улучшения его характеристик или придания новых свойств. Например, антиокислители повышают стойкость масла к старению. Антиизносные присадки снижают трение в деталях двигателя. Моющие – придают маслу свойства промывочного. И так далее.
Надо помнить, что в современных готовых моторных маслах доля присадок в среднем уже составляет 15-25%.
Присадки изменяют свойства минеральной или синтетической основы моторных масел. Необходимость этого вызвана характером развития современных двигателей внутреннего сгорания, отличающихся друг от друга по тепловой напряжённости, типу применяемого топлива (дизель или бензин) и характером эксплуатации. У всех у них постоянно возрастают требования к маслам.
Любой уважающий себя производитель обязательно применяет в своих маслах определённый пакет присадок. К примеру, поскольку при работе дизельного двигателя образуется повышенное количество углеродистых отложений, масло для этих агрегатов должно обладать хорошими моющими и диспергирующими свойствами. А вот для продолжительной работы современных двигателей с турбонаддувом требуются добавки, повышающие температурную устойчивость масла и его сопротивляемость окислению.
Однако если вы всё-таки решили собственноручно добавить в масло какую-либо присадку, то убедитесь, что оба продукта (масло и присадка) точно совместимы, и добавляйте ровно столько, сколько советует аннотация (а не вливайте всю банку, надеясь, что кашу маслом не испортишь). И не покупайтесь на дешёвый продукт неизвестного происхождения, чтобы вместо улучшения "самочувствия" двигателя не констатировать его скоропостижную кончину.
Виды и назначение присадок
Моющие присадки
Моющие присадки нужны для предотвращения образования отложений на деталях двигателя. Они, как правило, состоят из очищающих компонентов, которые вымывают продукты окисления масла и износа деталей и направляют их в фильтр, и диспергирующих – способствующих дроблению крупных частиц нагара на мелкие фракции.
Диспергирующие добавки удерживают грязь в мелкодисперсном состоянии и не дают ей слипнуться в более крупные новообразования и пригореть к металлу. Конечно, такое грязное масло проходит по всей системе смазки, практически не задерживаясь в фильтре. Но лучше так, чем осаждение шлама на металле. Замечали, что после того как заменишь масло, чуть-чуть поездишь, оно быстро становится чёрным. Это результат работы моющих присадок, входящих в состав моторного масла. В данном случае чернота масла свидетельствует о высокой моющей способности его присадок – грязь смыта со стенок, доведена до безопасной консистенции и теперь безопасно гоняется по системе смазки.
Моющие присадки добавляют в масла очень солидными дозами – до 15-20% общего объёма.
Вязкостные присадки
Для придания маслу хороших вязкостно-температурных свойств в него вводят загустители. Механизм их действия основан на изменении формы макромолекул полимеров в зависимости от температуры. В холодном состоянии эти молекулы, будучи свёрнутыми в спираль, не влияют на вязкость масла, при нагреве же они распрямляются, и масло как бы густеет.
Антиокислительные присадки
Антиокислительные присадки замедляют окисление масел и неизбежно следующее за ним образование коррозионно-активных осадков. Антиокислители делятся на присадки-ингибиторы, работающие во всем объёме масла, и на термоокислительные присадки, активные только в рабочем слое на нагретых поверхностях.
Содержание в масле – до 3%.
Депрессорные присадки
Депрессорные присадки (до 1%) вводят в масло для понижения температуры его застывания. Они предотвращают образование парафиновых кристаллов и, соответственно, загущение масла при низких температурах.
Противоизносные и противозадирные присадки
Противоизносные и противозадирные присадки (до 2%), содержащие хлор, фосфор и серу, призваны сохранять устойчивость масляной плёнки между трущимися деталями двигателя.
Антикоррозионные присадки
Концентрация этих присадок в масле обычно не превышает 1%. Многие автомобилисты часто путают их с антиокислителями. Это совершенно разные вещи. Антиокислительные присадки, как я уже говорил, защищают от окисления само масло. Антикоррозионные же защищают поверхность металлических деталей. Они способствуют образованию на металле прочной масляной плёнки, предохраняющей его от контакта с всегда присутствующими в объёме масла кислотами и водой.
Противопенные присадки
Данные продукты не растворяются в моторных маслах, а присутствуют в виде мельчайших капелек. Их действие основано на разрушении пузырьков воздуха. Обойтись без этих присадок практически невозможно, но их присутствие не должно превышать тысячных долей процента, так как при термическом разложении силикона образуется оксид кремния, который является сильным абразивом.
Важно помнить, что каждая присадка (как антибиотик для человеческого организма) оказывает не только прямое действие, но даёт и побочные эффекты. Причём некоторые присадки сильно влияют друг на друга, вплоть до полного взаимного уничтожения. Так что подходить к этому вопросу надо очень и очень осторожно.
Добавлять – не добавлять
Сами видите, какой "компот" представляет собой моторное масло. Так стоит ли самостоятельно использовать дополнительные присадки, чтобы улучшить его свойства? Вопрос на сегодня остаётся открытым.
С одной стороны, все современные масла содержат необходимую композицию присадок, грамотно подобранных производителем в процессе разработки для выполнения требований стандартов как по составу, так и по соотношению. И естественно, если добавить в них что-то "от себя", неизбежно нарушится этот оптимальный баланс. В результате, каким хорошим не был компонент сам по себе, он, улучшая какой-либо показатель, способен заметно ухудшить другие свойства масла. Это касается всех присадок, даже якобы нейтральных к моторным маслам, типа противоизносных продуктов, содержащих тефлон.
Правильно подобранное по вязкости и группе эксплуатационных свойств масло не требует никаких дополнительных добавок, утверждают производители масел. Но с другой стороны, когда двигатель уже порядком "подустал", и капремонт уже не за горами, а возможности обойтись без машины в данный момент нет, то почему бы и не продлить ему жизнь с помощью дополнительных присадок?
Однако не добавляйте больше 250 мл на 4 л масла, иначе оно потеряет все (!) свои характеристики.
А в целом нет ничего лучше своевременной замены качественного масла, правильной эксплуатации двигателя и проведения необходимых ремонтно-сервисных работ, соответствующих регламенту.
Ревитализатор – зло или благо?
А вы заметили, что я словом не обмолвился о таких модных сегодня присадках как ревитализаторы? По заявлению выпускающих их компаний, они восстанавливают трущиеся поверхности узлов, устраняя износ и тем самым увеличивающих ресурс двигателя.
Такого компонента, кстати, вы не найдёте и в перечне штатных присадок, входящих в состав любого моторного масла. Спрашивается, почему, если это такой шикарный метод отодвинуть капремонт на "подальше", если не навсегда?
А всё потому, что как нет абсолютного лекарства от любых болезней, так нет и препарата, способного восстанавливать весь двигатель.
Да, смесь измельчённого и модифицированного силиката магния – серпентина (а именно он, в силу своих уникальных свойств, является основным ингридиентом всех "чудо-присадок") имеет способность при высоких температурах наращиваться на стёртых поверхностях, сращиваясь с металлом. В физико-химические тонкости данного процесса углубляться, пожалуй, не будем, но то, что это работает, – факт.
И действительно процесс ревитализации оказывает благотворное воздействие, например, на поршневую группу – в плане восстановления компрессии. И поначалу может создаться впечатление, что это реальная панацея, спасающая "умирающий" мотор.
…Если бы не одно "НО": ревитализаторы по мере сращивания с металлом образуют композитную металлокерамическую структуру, а там где присутствует керамика, понятное дело, резко ухудшается теплопередача. На пути основного теплоотвода от поршня через поршневые кольца появляется слой теплового сопротивления. В итоге в двигателе теряется предусмотренная температурная стабильность, неминуемо возрастает расход масла и отпускаются термофиксированные поршневые кольца. И если поначалу присадка даёт положительный эффект, то через некоторое время она в разы ускоряет износ двигателя.
Но ещё худшее достаётся коленвалу. Ревитализант – это всего лишь вещество, а не интеллектуальное детище нанотехнологий. А потому присадка не понимает, что вкладыши должны быть мягкими по определению, и с первых же секунд твёрдые частицы минералов начинают внедряться в их трущиеся поверхности, заменяя собой и баббитовый слой, и алюминиевый сплав. И вместо формирования смазочных слоёв мы получаем враждебную друг другу пару "шейка коленчатого вала – вкладыш подшипника" с хорошим абразивным износом. А всё, что керамика вытеснит из вкладышей и сотрёт с коленвала, уйдёт в масло, явно не улучшив его свойств.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5620
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2513
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2573
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2326
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2204
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2193
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2258
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2310
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2237
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2223
- 0
- 6