Прямой эфир Новости спорта

Газовый союз с Россией: нужен ли он Казахстану и какую выгоду может получить наша страна

Газопровод / Фото с сайта Depositphotos.com
Газопровод / Фото с сайта Depositphotos.com
Хватает ли Казахстану газа и что будет с тарифами?

В конце ноября президент России Владимир Путин на встрече с главой Казахстана Касым-Жомартом Токаевым затронул тему "тройственного газового союза" между Россией, Узбекистаном и Казахстаном. 

Президент Казахстана тогда сказал, что "в принципе, мы готовы к этому". Позже в МИДе заявили, что всё будет зависеть от условий, которые предложит российская сторона, но пока никаких обсуждений не ведётся, "это была лишь идея". А в Минэнерго отметили, что в создании такого альянса нет насущной необходимости – вопросы сейчас решаются в рамках двусторонних переговоров. Такой же позиции придерживается Ташкент: в сотрудничестве Узбекистан заинтересован, но идея альянса или союза ему не нравится.

Какой формат сотрудничества в газовой сфере выгоден Казахстану? Об этом высказались эксперты.

Казахстану не хватает газа 

Аналитик нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов считает, что нам нужно прекратить популистские антироссийские лозунги. По его мнению, тройственный газовый союз может решить проблему дефицита газа в нашей стране. 

"Я за газовый союз с Россией. Ситуация, которая сложилась в Казахстане из-за регулирования цен на топливо и энергию, привела к дефициту всего: природного газа, сжиженного газа, электро- и теплоэнергии, авиатоплива, битума, дизельного топлива. В декабре наш дефицит электроэнергии достиг 8%! То есть 8% от нашего потребления мы импортировали из России. Если бы по каким-то причинам не было бы этих перетоков, мы столкнулись бы с веерными отключениями в наших городах", – пояснил Олжас Байдильдинов.

О том, что Казахстан будет к 2025 году испытывать дефицит газа, заявлял ещё весной прошлого года министр энергетики Болат Акчулаков. По его данным, в 2014 году мы потребляли 4,8 млрд кубометров газа, сегодня – 18 млрд. И эта цифра будет ещё расти каждый год на 7%. Это связано с переводом на газ алматинских ТЭЦ и некоторых промышленных предприятий, запуском газохимических комплексов и в целом с газификацией страны. 

"Казахстан по запасам газа занимает 22-е место в мире и третье – среди стран СНГ после России и Туркменистана. Почему тогда у нас дефицит? Мы ежегодно добываем около 55 млрд кубометров газа, но около одной трети его закачиваем обратно в пласт. Дело в том, что газ у нас в стране продаётся практически по цене себестоимости. Поэтому недропользователям невыгодно его перерабатывать и продавать – добыча у нас не растёт" , – объяснил автор Telegram-канала Energy Analytics Абзал Нарымбетов. 

По мнению Олжаса Байдильдинова, чтобы не было убытков и отрасль развивалась, цена газа на внутреннем рынке должна быть в три раза выше той, что есть сейчас. Поэтому в ближайшие годы стоит ожидать повышения цен. 

При этом мы должны поставлять газ в Китай 

Чтобы хоть как-то поддерживать низкие цены на газ внутри страны, нужны высокие доходы от экспорта газа. Но председатель правления компании QazaqGaz Санжар Жаркешов заявил летом, что экспорт газа прекратится уже в 2023 году, так как всё топливо будет уходить на закрытие внутреннего спроса. 

"У нас есть контракт с Китаем, по которому мы обязаны поставлять ему ежегодно не менее 10 млрд м3 газа. Для этого китайцы даже построили для нас газопровод. Но наш экспорт снижается. В 2021 году мы отправили около 7 млрд кубометров. В прошлом – ещё меньше. У Китая вполне могут появиться претензии к нам", – рассказал Абзал Нарымбетов. 

В ноябре премьер Госсовета КНР Ли Кэцян на встрече с Алиханом Смаиловым выразил надежду, что Казахстан в соответствии с контрактом обеспечит стабильные поставки газа в Китай и даже увеличит объёмы в зимнее время. 

Российский газ – Китаю 

"Поэтому предложение о газовом союзе разумное и рациональное. Вопрос только в цене. Нам нужен газ на севере и востоке страны, при этом мы не исполняем свои обязательства по поставкам газа в КНР. Детали ещё не озвучивали. Возможно, мы будем перенаправлять российский газ в Китай, а свой использовать для внутреннего потребления", – отметил Олжас Байдильдинов. 

Сейчас Россия экспортирует газ в Китай через трубопровод "Сила Сибири" мощностью 38 млрд м3. Но Москва надеется увеличить поставки газа в Поднебесную в долгосрочной перспективе. В ноябре главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин напомнил, что потребление газа в Китае к 2040 году увеличится вдвое – до 660 млрд м3 и у России есть ресурсы, чтобы покрыть часть этого объёма. 

"В прошлом году из-за европейских санкций добыча газа в России упала на 20%, а экспорт – почти на 50%. Это больше 100 миллиардов кубометров. Теперь Москва, конечно же, старается перенаправить свой газ на азиатский рынок. Скорее всего, она будет использовать реверсом газопровод "Средняя Азия – Центр": из России в Казахстан и Узбекистан, а оттуда через газопровод "Центральная Азия – Китай" в сторону Пекина. Также они могут из Узбекистана проложить новый трубопровод через Афганистан и выйти к Пакистану и Индии", – предположил Абзал Нарымбетов. 

Эксперт считает, что тройственный газовый союз нужен России больше для транзита своего газа через наши территории. Москва не рассматривает Узбекистан и Казахстан как конечные пункты доставки газа, так как у нас маленькие рынки, в то время как Индия, например, к 2030 году будет потреблять газа в три раза больше, чем сейчас, а Пакистан – в два раза. 

Олжас Байдильдинов также отметил, что газовый союз отличался бы от простого двустороннего соглашения тем, что затрагивал бы не одну страну и компанию. "Там как минимум четыре страны, включая, вероятнее всего, Китай, и, полагаю, по несколько компаний из каждой страны: добывающие, транспортирующие, а также компании-покупатели", – пояснил эксперт. 

Как Казахстан пытается насытить газом свой рынок 

В августе прошлого года Болат Акчулаков заявил, что из России нам понадобится около 7-10 млрд м3 газа. 

Сейчас, чтобы иметь достаточно газа, QazaqGaz подписал меморандум с "Газпромом" об увеличении объёма переработки казахстанского газа на Оренбургском ГПЗ до 11 млрд м3 в год вместо нынешних 9 млрд. Помимо этого QazaqGaz подписал контракт на наращивание объёмов импорта туркменского газа до 1,5 млрд м3 в год. 

К тому же Касым-Жомарт Токаев попросил правительство совместно с акционерами месторождения Тенгиз проработать вопрос перенаправления 2 млрд м3 газа с экспортного на внутренний рынок. Также президент поручил ускорить строительство газоперерабатывающего завода на Кашагане мощностью в 1 млрд м3.

Интересы Узбекистана

В Узбекистане ситуация такая же, как в Казахстане. Наш сосед также имеет обязательства перед Китаем, но не может их выполнять, так как прекратил экспорт – для покрытия внутреннего потребления. 

"Узбекистан заявил, что не желает вступать в газовый союз – вероятно, потому, что не хочет становиться его заложником. Если вы вступаете в союз, то у всех его участников единые фиксированные условия, которые, видимо, будет диктовать Россия. Узбекистан не хочет быть зависим. Он хочет иметь собственные тарифы, которые бы он менял по своему желанию", – считает Абзал Нарымбетов. 

Он добавил, что в отличие от Казахстана Ташкент не имеет таких тесных связей с Москвой. Астана же в рамках ЕАЭС уже согласилась на единый газовый рынок с Россией, который должен быть создан по планам к 2025 году. Поэтому, по мнению эксперта, наша страна, скорее всего, примет данное предложение. 


Читайте также:


Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров