Если бы не ограждения и охрана, мужчину в оранжевой форме зажала бы толпа. Сотни глаз смотрели на спортсмена так, словно к ним со сцены спустилась рок-звезда. Взрослые хотели сделать с ним селфи, а дети – получить автограф. Всего пару часов назад многие из этих "фанатов" ничего не знали о своём новом кумире и о виде спорта, в котором он выступает.


Фото Романа Лукьянчикова для Informburo.kz

Как FMX Jams вернулся в Алматы

В рамках праздничной программы ко Дню города в Алматы во второй раз приехало зрелищное мотошоу Red Bull FMX Jams. Тысячи зрителей собрались на площади перед КБТУ, чтобы увидеть, как райдеры на байках для мотокросса выполняют сложные трюки на высоте 4-этажного дома. Устроить праздник экстрима в Казахстан снова приехал атлет Red Bull и мотофристайлер мирового класса – Алексей Колесников с командой FMX 13.

Первый Red Bull FMX Jams отгремел в 2012 году. С тех пор Алексей Колесников успел первым в России сделать сальто на мотоцикле, пролетев 35 метров, делал трюки над разогнавшимся КамАЗом, соревновался с лучшими райдерами планеты на Red Bull X-Fighters в Москве и дважды попадал в реанимацию. В Казахстан Алексей приехал в хорошей физической форме, на шоу FMX Jams показал разные комбинации сальто вперёд и сложные базовые трюки. В одном из них атлет вытянулся в воздухе, как супермен, держась руками только за сиденье.


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz



Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Что происходило за кулисами Red Bull FMX Jams в Алматы

Воскресенье, 10 утра. На середину перекрытой площади перед КБТУ заезжает небольшой грузовик. За пару часов его кузов превратился в приёмник – точку приземления мотоциклов с прорезиненным покрытием. Эту конструкцию-трансформер, как и многие другие в арсенале FMX 13, изготовил Геннадий Колесников – отец Алексея Колесникова, а по совместительству – главный техник команды. Напротив массивного приёмника, метрах в 20 установлена узкая рампа. Прежде чем сделать первый трюк, райдеры подъедут к ней на скорости 30 км/ч, а потом прибавят газу, и начнётся шоу.

Red Bull FMX Jams – это яркая мозаика впечатлений, собранная из сложных трюков каждого участника команды FMX 13. Смысл названия простой: FMX – спортивная дисциплина, а 13 – любимое число Алексея. FMX 13 состоит из товарищей Алексея по мотокроссу и молодого поколения райдеров. Все шесть атлетов – самодостаточные спортсмены, некоторые популярны и вне проекта FMX 13. Например, Антон Смирнов признан лучшим по прыжкам на снегоходе в России. В команде нет девушек-райдеров. Колесников говорит, что девушек в мировом мотофристайле вообще можно по пальцам пересчитать. С одной из них – американкой Джолин Ван Вугт – он участвовал в грандиозном экстремальном шоу Трэвиса Пастраны – Nitro Circus в Москве.


На “разогреве” у FMX13 выступили казахстанские и украинские стантрайдеры

На разогреве у FMX13 выступили казахстанские и украинские стантрайдеры / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz



Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

На разогреве FMX Jams выступили казахстанские и украинские стантрайдеры – фанаты дрифта и езды на переднем или заднем колесе мотоцикла. Когда дым от жжёной резины рассеялся, на площадь выехали мастера фристайла. В первом заезде Алексей Колесников не участвовал, разминался в шатре. Прежде чем он надел верх защитного костюма, на торсе спортсмена не сложно было заметить несколько татуировок. Каждой из них райдер придаёт особое значение. Его левый бицепс украшает образ иконы и надпись "Спаси и сохрани", хотя Алексея трудно назвать набожным человеком.

Эскизом тату стала маленькая икона, которую спортсмену дала мама. По словам атлета, эта татуировка символизирует веру в родительскую поддержку.

Пока Алексей готовился к выступлению, рядом находился его отец. Мужчины мало разговаривали и внимательно следили за выступлением команды. Парни выступили слаженно и чётко, зарядив зрителей первой порцией адреналина. Они много раз отрабатывали совместную программу на тренировках, рискуя травмироваться не меньше, чем на шоу.


Алексей Колесников разминается перед выходом на рампу

Алексей Колесников разминается перед выходом на рампу / Фото Романа Лукьянчикова для Informburo.kz



Алексей Колесников

Алексей Колесников / Фото Романа Лукьянчикова для Informburo.kz


Анатолий Колесников - отец Алексея и главный техник команды FMX 13

Геннадий Колесников – отец Алексея и главный техник команды FMX 13 / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Фото Романа Лукьянчикова для Informburo.kz

Прежде чем прыгать с трамплина и делать трюки, райдер должен научиться в совершенстве управлять байком и обуздать свои страхи. Снизить риск травм на тренировках экстремалам помогают поролоновые ванны и эйрбеги – огромные надувные подушки, обеспечивающие мягкое приземление или безопасное падение. Алексей Колесников научился большинству трюков, приземляясь на жёсткую поверхность. Только сальто назад он отрабатывал на поролоне.

Смягчить приземление с 12-метровой высоты атлетам помогает подвеска мотоцикла, мышечный корсет, наработанный в спортзале, и специальные мотоботы. Обувь, которую носит Алексей, оснащена титановыми пластинами на подошве. При всей их массивности эластичный носок всё же позволяет райдеру чувствовать ножку передач. Это особенно важно, когда райдер выполняет сальто, рычаг переключения передач используется как упор для ног, чтобы не вывалиться в полёте.

Чемпион вопреки

За плечами Алексея Колесникова две победы в этапах чемпионатах мира по FMХ и множество титулов, но самым важным соревнованием в карьере он считает Red Bull X-fighters – турнир среди 14 лучших райдеров планеты. Алексей выступил на нём в 2013 году в Москве на Красной площади и был единственным представителем России.

"Один из моих генеральных спонсоров в 2007 году говорил мне: Леша, собирай вещи и уезжай тренироваться за рубеж, мы поддержим, – рассказывает Алексей. – Я сказал "нет". Меня убеждали в том, что я здесь не сделаю революцию, а получилось, что сделал. Сегодня в России есть фристайл-мотокросс и такие серьёзные соревнования как Nitro Circus, Nights of the Jumps, Red Bull X-fighters и не только. В Казахстане я выступаю уже пятый или шестой раз. Всё это уже есть в наших краях, и для меня бальзам на душу, что я стал маленькой частью этой большой истории".


Алексей Колесников на площади Астана в Алматы

Алексей Колесников на площади "Астана" в Алматы / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Алексей Колесников на площади Астана в Алматы

Алексей Колесников на площади "Астана" в Алматы / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz



Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Алексея Колесникова называют отцом фристайл-мотокросса в России, а его родной город Коломну – российской столицей FMX. Вместе с соратниками райдер построил там крупнейший парк для мотофристайла в стране. На его базе Колесников уже несколько лет проводит недельные лагеря для полупрофессионалов, где молодые райдеры совершенствуют навыки и узнают о спортивном питании, медицине и правильном обслуживании мотоциклов

Когда Алексей только начинал, таких возможностей в России не было. Свою первую рампу Алексей с друзьями собирал по фотографиям, а многим трюкам райдер учился, пересматривая видеокассеты с выступлениями кумиров. Неправильный радиус, фанерное покрытие и прыжки на третьей передаче вместо второй – экстремал до сих пор удивляется, как тренировки на самодельной рампе обошлись без серьёзных последствий.

FMХ – молодой вид спорта. Первым на кроссовом мотоцикле начал прыгать американский мотогонщик Трэвис Пастрана в 90-х. Алексей Колесников тогда только увлёкся мотокроссом и тренировался в спортивно-техническом клубе "Мастер" у Сергея Поварова – легенды советского эндуро и первого российского мотогонщика на гонках "Париж – Дакар".

"В начале 2000-х у клуба не было финансирования, половину всего тренер делал на свои деньги, – вспоминает Алексей Колесников. – Мы видели, как ему это тяжело давалось. Однажды тренер сказал нам: "Ребят, у клуба ничего нет, могу дать вам только помещение, но дальше давайте сами". Многие тогда отвалились. Через этот клуб прошли сотни, даже, тысячи детей, а результативных, включая меня, осталось двое-трое.

Вообще, когда люди сталкиваются с трудностями, всё и проявляется. Только тогда ты готов сам себе объяснить, кто ты, что ты, из чего сделан и как далеко готов зайти".


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz



Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

В студенческие годы Алексей зарабатывал 2 300 рублей в месяц. Для сравнения, один только поршень для мотоцикла стоил 3 500. Но уже тогда будущий чемпион не представлял жизнь без мотоспорта. Чтобы заниматься любимым делом, он трудился в автосервисе через дорогу от своего колледжа, а в обеденный перерыв разгружал фуры на строительном рынке. Увлечение Алексея FMX было его семье не по карману, поэтому на старте карьеры у него никогда не было новой экипировки.

"Когда я начинал заниматься фристайл-мотокроссом, мы не знали, что на этом виде спорта можно заработать. Мы просто одержимы тем, что делаем, неважно, платят нам за это или нет. Да, сейчас мы не бедствуем. Это коммерческий вид спорта, и каждый спортсмен в зависимости от уровня получает гонорар. Но, уверяю, сколько бы ты ни получал, когда лежишь с серьёзной травмой на больничной койке, никакими деньгами это не окупается.

Когда меня только привезли в реанимацию, первое, о чём я спросил врача: когда снова смогу ездить. На меня смотрели такими глазами: мол, парень, ты вообще вменяемый?".

В прошлом году атлет попал в реанимацию после неудачной тренировки в Италии. Отрабатывая, казалось бы, дежурный трюк, райдер сломал себе ключицу, три ребра, повредил лёгкое и артерию, из-за чего у него пропал пульс на левой руке. Вдобавок в одном из сосудов лёгкого образовался тромб. Атлет долго восстанавливался и в этом сезоне пересел на новый мотоцикл. Сейчас у него КТМ- 450 SX-F. По словам Алексея, в отличие от предыдущих его мотоциклов, этот более предсказуемый и контролируемый, и в то же время максимально мощный.

Мы не путаем рабочие моменты с личными

Нередко за успехом одного человека или проекта стоят усилия целого коллектива, и FMX 13 не исключение. Алексей Колесников, конечно, фронтмен, но шоу не получилось бы таким ярким без серий трюков, когда байкеры выпрыгивали с рампы один за другим и выполнили оригинальные акробатические элементы. То же касается и ведущего, техников и всех остальных членов команды.

Самый старший в FMX 13 – Геннадий Колесников – отец Алексея. В детстве Алексей много времени проводил в отцовском гараже, позже работал вместе с отцом в автосервисе, а когда пошёл в мотоклуб, Колесников старший помогал ремонтировать ему первый мотоцикл. Спустя годы Алексей выбрал карьеру в мотоспорте, и отец снова его поддержал, не раз делил с сыном радость побед и был рядом в трудные минуты.

"Я не представляю, что пережили мои родители, когда у меня было серьёзное падение в Питере. Был сильный ветер и меня сдуло, – вспоминает Алексей. – Это был период дерзости. Я думал, что мне море по колено, и сделал то, чего не стоило. Со всей этой 20-метровой высоты я врезался головой и кулаком в асфальт. Сломал себе все пальцы, рука была просто в щепки. Первой моей мыслью было, что её нужно ампутировать и выбросить в мусорное ведро. Отец поднимал меня с земли. Когда он снял с меня очки, с моего лба потекла струя крови. Не хотел бы в тот момент оказаться на его месте. Я бесконечно благодарен родителям за их помощь и поддержку".


Алексей Колесников с отцом

Алексей Колесников с отцом / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz



Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz

Шоу без границ

Такие события как Red bull FMХ Jams собирают тысячи зрителей, но в календаре Алексея Колесникова есть выступления и для небольшой аудитории. Тренируясь зимой в Италии, российский райдер познакомился с Ванни Одерра – инициатором благотворительного проекта "Мототерапия". Однажды Ванни позвал Алексея покататься в его парке, туда же он привёз детей из госпиталя с различными проблемами со здоровьем. Райдеры исполнили для юных зрителей коронные трюки и покатали ребят по треку. Алексей пообещал Ванни, что привезёт "Мототерапию" в Россию, и сдержал слово. Теперь подобные акции регулярно проводятся в Коломне.

"Я был в шоке от увиденного, – вспоминает тот день Алексей. – Эти ребята, в принципе, в жизни улыбаются не часто. Сколько радости было в их глазах, улыбок. Буквально до слёз. Ванни говорил, что такие дети находятся в стороне, и решил устроить для них максимально доступное шоу. После нескольких акций у себя в парке он провёл мероприятие в публичном месте.

Иногда мы получаем упрёки в свой адрес, будто хвалимся за счёт благого дела, но это не так. Мы достаточно неплохо зарабатываем и живём счастливой жизнью, несмотря на травмы. Устраивая такие публичные акции, мы понимаем, что нам ничего за это не будет. Именно поэтому мы не отдали этот проект под госпрограммы или что-то ещё. Наша цель – показать хороший пример.

Людям стоит чаще задумываться не только о себе, ценить то, что у них есть, и в то же время проявлять заботу об окружающих".

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter