Прямой эфир Новости спорта

Финансы из "общака"

Фото с сайта akorda.kz
Фото с сайта akorda.kz
Финансовые ведомства Казахстана отчитались перед депутатами об исполнении республиканского бюджета за 2014 год. Возражений, как обычно, не последовало. Дело за малым – тщательным выполнением "обязательных" рекомендаций.

По словам министра финансов Бахыта Султанова, выступившего в понедельник с отчётом на совместном заседании палат Парламента, при исполнении республиканского бюджета РК 2014 года отмечен рост доходов на 729 млрд тенге.

"В целом доходы выросли на 729 млрд тенге или на 14%, что сложилось в основном за счёт роста налогов на 156 млрд тенге и трансфертов на 544 млрд тенге", - уточнил министр.

При этом он отметил, что в 2014 году замедление поступления налогов наблюдалось от отраслей промышленности, транспорта и строительства. Они снизились на 120 млрд тенге. Однако эти затраты были компенсированы ростом налогов от сферы услуг, связи, финансового сектора, внешней и внутренней торговой деятельности. Налоги данных секторов увеличены на 122 млрд тенге.


Бахыт Султанов: . "В целом доходы выросли на 729 млрд тенге или на 14%..."
Фото с сайта strategy2050.kz
Бахыт Султанов

Ну очень "весёлые" цифры

Ранее, как напоминает ИА "Интерфакс-Казахстан", министр финансов отмечал: "За 2014 год реальный прирост ВВП по сравнению с 2013 годом составил 4,3%, что соответствует запланированному показателю". По данным г-на Султанова, инфляция в годовом выражении в 2014 году составила 7,4%, что на 0,6 процентных пункта ниже верхнего предела запланированного коридора.

Министр также доложил депутатам, что по итогам года финансовые результаты сбалансированы и поступления бюджета сложились 5 989 млрд тенге или 99,4% к скорректированному плану или 98,1% к уточнённому плану. Доходы поступили в сумме 5 909 млрд тенге или 99,3% к скорректированному бюджету или 97,9 % к уточнённому бюджету.
В свою очередь, председатель Счётного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин уведомил народных избранников о том, что подконтрольным ему ведомством было проведено 29 проверок на 323 объектах. В результате, согласно заключению Комитета Мажилиса по финансам и бюджету, общая сумма выявленных нарушений составила 642,8 млрд тенге. Из них финансовые нарушения обошлись бюджету в 541,7 млрд тенге, а нарушения процедурного характера - в 101,1 млрд тенге. Из общей суммы 80,8% (418,5 млрд тенге) составили финансовые нарушения, допущенные при расходовании бюджетных средств, 4,3% - при проведении государственных закупок; 12,9% - при использовании активов государства и 2% - по доходам. Нарушения законодательства о государственных закупках составили 26,9 млрд тенге; нарушения норм закона "Об архитектурной и градостроительной деятельности в РК" - на 89,3 млрд тенге".

Впрочем, некоторая несхожесть в цифрах никого не смущает. Парламент утвердил отчёты Правительства и Счётного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2014 год. При этом, как отмечено на сайте Мажилиса, затраты (6 471 млрд тенге) превысили доходы (5 909 млрд тенге). По данным Счётного комитета, неиспользованными остались 39,9 млрд тенге расходов.

Дело в следующем

Если озвученные выше цифры лучше, как говорится, оставить без комментариев, то высказывания представителей Правительства и финансово-контрольных органов невозможно не заметить.

Выступая на пресс-конференции 17 июня в Службе центральных коммуникаций, Козы-Корпеш Джанбурчин, объясняя журналистам разницу в цифрах, пояснил, что дело в отсутствии чёткого толкования понятия "неосвоенные средства". "Для того чтобы Правительство и Счётный комитет единообразно толковали понятие "неосвоенные средства", в Бюджетном кодексе нужно чётко записать, что относится к неосвоенным средствам. Мы считаем, что к неосвоенным средствам относятся те, которые были выделены из республиканского бюджета центральным, государственным органом… на достижение каких-то конкретных результатов. Вот они были выделены и к концу года эти деньги остались неосвоенными", - отметил глава Счётного комитета.


Козы-Корпеш Джанбурчин: "Мы к единому мнению пришли. Но видимо год попался такой не простой. Никак руки не доходили"

Фото с сайта i-news.kz
Козы-Корпеш Джанбурчин

По его словам, во многих странах, как правило, используется один термин, и он чётко закреплён в бюджетном законодательстве. "Мы к единому мнению пришли. Но, видимо, год попался такой непростой. Никак руки не доходили. Вроде бы сейчас договорились, и уже осенью будет Бюджетный кодекс. После этого у нас никаких расхождений не будет", - уточнил г-н Джанбурчин.

Получилось прямо-таки по гоголевскому "Ревизору", когда при первой встрече с Хлестаковым Городничий резюмирует: "О, тонкая штука! Эк куда метнул! Какого туману напустил! Разбери, кто хочет! Не знаешь, с которой стороны и приняться". Впрочем, попробовать всегда можно. Тут уж что и как будет, покажет время.

Несогласованность действий

Есть и ещё одна причина, отрицательно влияющая на слаженную работу контролирующих органов. Проблема, по словам председателя Счётного комитета, в том, что функции его ведомства и Министерства финансов дублируются. "Сейчас в парламенте находится закон о государственном аудите и госконтроле, где есть пункт о разграничении полномочий и действий", - отметил Козы-Корпеш Джанбурчин.

В целом, по его мнению, около 60% финансовых нарушений можно было бы и избежать, если бы контролирующие органы на местах эффективнее выполняли свою работу. "Дело лишь за выполнением", - считает Джанбурчин.

Сегодня у Счётного комитета и подконтрольных ему организаций достаточно полномочий. Тем более что, в отличие от Минфина, Счётный комитет подчиняется не Правительству, а напрямую Главе государства. Но, видимо, новый законопроект, до поры до времени скрытый в стенах Парламента, ещё более увеличит возможности главного финансового контролёра. По мнению главы Счётного комитета, функции его ведомства будут расширены за счёт ревизионных комиссий и упорядоченной работы Координационного совета (КС). До настоящего времени, по словам г-на Джанбурчина, решение КС носило рекомендательный характер. Но после того как в законодательство будут внесены дополнения и поправки, все "решения КС будут носить обязательный характер".

Напомню, что Правительство намерено внести поправки в бюджет и представить их на рассмотрение в парламент уже в сентябре. Как сообщило 17 июня ИА "Интерфакс-Казахстан", со ссылкой на премьер-министра Карима Масимова, "...бюджет будет непростой, он будет отличаться от предыдущих бюджетов".


Карим Масимов: "...Бюджет будет непростой, он будет отличаться от предыдущих бюджетов"

Фото с сайта azh.kz
Карим Масимов

"Мы в ближайшие несколько недель представим доклад Главе государства о тех изменениях, которые предполагаются в рамках "100 шагов" (План нации "100 шагов дальнейшего государственного строительства". – Ред.), и в сентябре придём к вам с пакетом законодательных изменений, которые мы будем просить вас принять до конца 2015 года", - пообещал депутатам глава кабмина.

Посему не беда, что некоторые цифры где-то не сходятся. Видимо, недаром говорят, что "у настоящего бухгалтера не сойтись могут только брюки". Да это и не важно. Главное ведь в том, что поправки будут внесены. К тому же новшество позволит убить сразу двух зайцев: выполнить поручения Главы государства и адекватно отреагировать на изменившуюся ситуацию в мире и внутри страны.


Bnews.kz: Пресс-конференция с участием К. Джанбурчина|17.06.15

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров