"Есть люди, которые живут в особняках, и просят продукты". Как работают волонтёры во время карантина

Фото Алмаза Толеке
Фото Алмаза Толеке

Около 200 добровольцев в Алматы и 50 волонтёров в Нур-Султане ежедневно оказывают помощь пенсионерам и малоимущим гражданам.

Во время режима ЧП и жёстких ограничений многие казахстанцы оказались в тяжёлой ситуации. Часть населения лишилась заработка. Армия тех, кто еле сводил концы с концами, пополнилась. Государство оказывает поддержку им, однако помочь всем и каждому невозможно. К призыву поддержать и помочь откликнулись бизнесмены и волонтёры.

В Алматы запустили акцию "Кто, если не я". Её поддержали в других регионах страны. Добровольцы фасуют продукты, развозят их нуждающимся семьям, несмотря на карантин. Но в соцсетях некоторые обвиняют их в доставке просроченных продуктов, ненужных товаров и оказании помощи далеко не бедным людям.

Корреспонденты Informburo.kz проследили весь путь волонтёров: от фасовки до доставки продуктов первой необходимости.

"Волонтёры в Нур-Султане сдали тест на коронавирус"

В Нур-Султане акцию "Кто, если не я" поддержала национальная волонтёрская сеть, которая существует с 2010 года и объединяет более 80 волонтёрских организаций по Казахстану. Для тех, кому нужна помощь во время карантина, открыли горячую линию по номеру одного из волонтёров +7 (702) 303 94 77. Также можно обратиться за помощью через соцсети:


Волонтёры закупают продукты

Волонтёры закупают продукты / Фото Веры Ким


Основной поставщик благотворительной помощи в Нур-Султане – сеть Magnum, рассказывает глава национальной волонтёрской лиги Вера Ким.

"Magnum выделяет нам продукты на один миллион тенге в месяц, из которых мы сформировали 164 продуктовых набора. Также у нас есть и другие партнёры, представители МСБ и просто местные жители, которые хотят помочь. На днях к нам обратился бизнесмен, который привёз 50 наборов. Независимо от того, один продуктовый набор человек соберёт или 50, мы принимаем эту помощь. Также можно купить продукты вместе с нами, а мы развезём по адресам", – объясняет Вера Ким.

Содержимое наборов может отличаться, но стандартный в себя включает:

  • крупы;
  • макаронные изделия;
  • сахар, соль;
  • сушки (сухари);
  • консервы;
  • чай;
  • сладости, печенье;
  • подсолнечное масло;
  • мыло, моющие средства.

Всё зависит от того, какую помощь окажут бизнесмены. Если обратился владелец пекарни – значит, в пакете будет свежий хлеб. Помог мясоперерабатывающий завод – будет колбаса.

Читайте также: Президентский пакет мер социальной поддержки во время ЧП. Всё, что нужно знать

Продукты, которые приобретаются в Magnum, разгружают и фасуют там же. У волонтёров есть небольшие помещения для этих работ. Добровольцы развозят пакеты на своих авто, за свой счёт покупая бензин. У них есть разрешение на передвижение до 20.00. Доставляют продукты без физического контакта с адресатом.


Так происходит фасовка продуктовых наборов

Так происходит фасовка продуктовых наборов / Фото Веры Ким


После введения карантина количество волонтёров уменьшилось. Дистанционно работает восемь человек: собирают заявки, занимаются логистикой, общаются со спонсорами. Около 30 человек фасуют и развозят продуктовые наборы. До введения карантина этой работой занималось более 150 человек.

"Карантин – это правильно, нужно всё-таки минимизировать контакты. Но в то же время мы понимаем, что есть огромное количество людей, нуждающихся в помощи. Доставка у нас бесконтактная, волонтёры обеспечены масками, перчатками, санитайзерами, антисептиками, шапочками и накидками. Также они все сдали тест на коронавирус", – говорит Вера Ким.

Но после того как количество заражённых в Нур-Султане стало расти, волонтёры снизили количество рейсов, потому что безопасность и здоровье людей превыше всего.

"Мы не бездонная бочка"

Помогают одиноким пожилым людям, инвалидам, тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Заявок поступает много. Чтобы определить самых нуждающихся, оператор корректно выясняет детали: в каких условиях и с кем проживает человек, какая у него ситуация. После составления списка проверяют кандидатов по общей базе, чтобы понять, не предоставили ли им уже помощь акимат или другие волонтёры. Нельзя допустить, чтобы в одну семью попало два продуктовых набора, а в другую – ни одного.

"Мы не можем всем помочь. Мы не бездонная бочка, стараемся выбирать именно тех, кто действительно нуждается в помощи. Единично, но бывают случаи, когда за помощью обращаются те, кто и так неплохо живёт. В трубку рыдают, умоляют привезти еду, иначе дети умрут с голоду. А когда приезжаем, видим пятикомнатную квартиру и нормальные условия", – продолжает Вера Ким.

Людей, которые помогают другим, много, есть среди них и те, кто сам нуждается в помощи.

"Однажды позвонила женщина, которая сказала, что живёт во времянке, но у неё есть продукты и она хотела бы готовить еду тем, кто в этом нуждается, просила нас развезти продукты и еду. В такие моменты наворачиваются слёзы. Бывает, звонят люди, говорят, что у них есть безлимитный баланс, и они могут помогать нам на телефоне", – рассказывает Вера Ким.


До адресата

До адресата / Фото Веры Ким


Долгое время волонтёрская сеть не принимала денег, только продукты. Но сейчас обстоятельства заставляют прибегать и к этому способу, потому что желающие помочь могут только перечислить деньги, в том числе иностранцы.

"Мы сразу предупреждаем, что карта нашего специалиста. Суммы принимаем, предоставляем чеки, фото продуктовых наборов, людей, которым их доставили. Стараемся максимально прозрачно вести нашу деятельность", – подчёркивает Вера Ким.

"Где здесь корыстные мотивы?"

Желающие могут сами стать волонтёрами и помогать фасовать и развозить продукты. Корреспондент Informburo.kz воспользовался этой возможностью. С волонтёрами мы поехали закупать товары в супермаркет, а после – к получателям. Нас сопровождала исполнительный директор организации Татьяна Миронюк. Задача была – собрать 23 продуктовых набора, стоимость каждого 8 000 тенге.


Татьяна Миронюк на закупке продуктов

Татьяна Миронюк закупает продукты / Фото Informburo.kz / Герард Ставрианиди


Татьяна Миронюк много лет занимается волонтёрством. Начала за компанию, а потом втянулась. И такое происходит со многими, потому что волонтёрство – не только благотворительность, но и общение в компании единомышленников.

"Кто-то хочет помочь конкретной категории, потому что он с этим столкнулся, либо хочет что-то исправить. Есть люди, которые хотят, чтобы их погладили по голове, сказали: "Ты молодец". Кто-то идёт ради путешествий или карьерного роста, понимая, что в жизни пригодится. Любая мотивация – личное дело человека. Главное, что он помогает другим безвозмездно. Научно доказано, что человеку хорошо, когда он помогает другим", – рассказывает Татьяна Миронюк.


Фасовка продуктов

Фасовка продуктов / Фото Informburo.kz / Герард Ставрианиди


Волонтёров периодически критикуют, обвиняя в корысти.

"Волонтёры тратят свой бензин, в то время когда могли бы заработать. Многие из них отцы и мамы многодетных семей. Где здесь корыстные мотивы? Да, возможна минимальная компенсация или оплата проезда, но это деньги не государственные, а спонсорские. И это нормально, это не плата за труд, а минимальная компенсация за тот же бензин", – поясняет Татьяна Миронюк.


Волонтёры готовы к развозке

Волонтёры готовы к развозке / Фото Informburo.kz / Герард Ставрианиди


Встречаются хейтеры и среди тех, кто обращается за помощью.

"Координатор в день обрабатывает 300 звонков. Некоторые говорят: "Мы сделали из тебя куклу вуду и проткнули иголками, за то что ты не привезла нам продуктовую корзину". Но она не привозит продукты, она просто обрабатывает информацию", – говорит Татьяна Миронюк.


Получатели продуктовых наборов

Получатели продуктовых наборов / Фото предоставила Татьяна Миронюк


Волонтёры предполагают, что думают о их деятельности плохо те, кому сложно поверить, что кто-то готов тратить своё время и силы, чтобы безвозмездно помогать другим.

"Есть люди, которые живут в особняке, ездят на дорогих авто и просят продукты"

Благотворительную акцию "Кто, если не я" запустила волонтёрская организация "Я алматинец". Челлендж стартовал 18 марта, через два дня после введения режима ЧП в Казахстане. В первые же дни ежедневно поступало около трёх тысяч звонков. У людей была паника, а call-центр состоял из одного сотового телефона.

"На один телефон поступали тысячи звонков, девушки на линии порой даже срывались и плакали. Сами понимаете, работа стрессовая, люди некоторые ведут себя агрессивно", – рассказывает руководитель волонтёрской организации Константин Авершин.

Впоследствии пришлось отказаться от call-центра, потому что физически не могли охватить такое большое количество людей.


Работа на складе

Работа на складе / Фото Алмаза Толеке


За помощью обращаются разные люди, поэтому порой приходится их проверять. У волонтёров есть своя база, в которую внесены около 3 000 человек. Эти люди проверенные и действительно нуждаются в поддержке. Новые контакты, прежде чем попасть в базу, проходят тщательный отбор. Для этого волонтёр выезжает на место, осматривает условия проживания и делает выводы: действительно стоит помогать этому человеку или нет.

Если подтверждается, что человеку нужна поддержка, волонтёры привозят набор продуктов. Чаще всего так и происходит. Но бывают и неприятные исключения, из-за которых и ввели процедуру проверки обратившихся за помощью людей.

"Мы помогаем только тем, кто действительно нуждается. Но бывают и бессовестные люди, которые живут в особняке, ездят на дорогих авто и при этом умудряются просить набор продуктов. Мы таким людям не помогаем", – говорит Константин Авершин.

Был случай, когда волонтёр приехал с продуктами и увидел живущего в особняке здорового мужчину. Таким продукты не оставляем.

"Хочется, чтобы всё закончилось и люди не страдали"

Волонтёр Алина Сержанова из Алматы работает на складе фасовки благотворительной помощи уже больше месяца. Помещение выделили добровольцам местные предприниматели. Продуктами помогают тоже бизнесмены. В наш приезд волонтёры фасовали продукцию, выделенную сетью Magnum.

"Каждый набор продуктов весит около 12 килограммов. На фасовке заняты в основном женщины, поэтому очень тяжело носить такой груз. Люди так устают, что пишут мне на телефон, спрашивают, когда пойдём домой. Иногда даже не хочется из-за усталости ехать на склад. Но всё равно выходим работать", – рассказывает Алина Сержанова.

Работа обычно начинается с 9 утра и продолжается до 6 вечера. Главная проблема – это скоропортящиеся продукты.

Однажды фермер привёз в мешках репчатый лук. Его раздали людям прямо в мешках. Но позже выяснилось, что часть оказалась подмороженной и сгнившей. Руководителям волонтёрской организации пришлось извиняться перед людьми после этого инцидента. Поэтому с тех пор тщательно проверяют скоропортящиеся продукты.

"Вон, видите, много мешков с картофелем? Мы их постараемся быстрее раздать", – показывает Алина на картошку. Она работает в строительной компании, но из-за карантина уже месяц в оплачиваемом отпуске.


На складе волонтёры фасуют продукты

На складе волонтёры фасуют продукты / Фото Алмаза Толеке


Для Алины это не первый опыт волонтёрства. Она уже шесть лет участвует в благотворительных акциях. Страха перед риском заразиться Covid-19 нет, так как соблюдает меры предосторожности.

"Я решила не сидеть дома, а быть полезной обществу. Хочется, чтобы уже всё закончилось и люди не страдали от нужды, как это происходит сейчас", – говорит Алина Сержанова.


Фасовщицы на складе за работой

Фасовщицы на складе за работой / Фото Алмаза Толеке


Когда привозят молочную продукцию, её тоже не хранят долго. Так было с товарами от "Амиран", которых развезли по детским хосписам Алматы.

"На складе мы храним продукты. Здесь консервы, крупы, макаронные изделия, вода", – рассказывает фасовщица Жанна Хамзина.

Стандартные наборы такие же, как в Алматы.


Набор продуктов
Стандартный набор продуктов / Фото Алмаза Толеке

За день волонтёры могут расфасовать до 300 кг груза. Продукты привозят тоннами, но бывают дни, когда поступает мало товара.

"Бабушка при виде продуктов расплакалась"

Волонтёры обязаны иметь пропуска. Без них никак во время карантина. Первое время активисты ездили по бумажным пропускам, сейчас – по электронным.

Волонтёр Саида Таукелева развозит продукты. В Алматы работают 40 экипажей, занимающиеся развозкой. В день один экипаж объезжает 5-6 семей в разных районах города.

Саида Таукелева – совладелец Swiss American Academy, но ещё и волонтёрской деятельностью занимается. Она уже помогала людям после беспорядков в Кордае и во время селя в Алматы в 2018 году.

"Мы пришли сюда, чтобы помочь простым людям, попавшим в тяжёлую ситуацию. Для нас главная награда – это улыбка этих людей", – говорит Саида Таукелева.

Люди работают по шесть дней в неделю, их периодически сменяют. Желающих помогать много, недостатка в рабочих руках нет. Иногда даже приходится отказывать некоторым, потому что на всех не хватает защитных костюмов.

Средства защиты предоставляют спонсоры. Некоторые покупают за счёт волонтёров.


Доставка продуктов

Доставка продуктов / Фото Алмаза Толеке


"Люди разные встречаются. Однажды привезли продукты семье, которая четвёртый день ела гречку, потому что больше ничего не было. Одна бабушка при виде продуктов расплакалась, потому что некоторые не ела много лет. Иногда с виду кажется, более или менее прилично выглядят, но по глазам видно, что люди действительно голодают", – рассказывает Саида Таукелева.

Но бывают и агрессивно настроенные люди. Некоторые придираются к продуктам, говорят, что хотели бы другие. Был даже случай, когда женщина оказалась недовольна маркой подгузников. Некоторые кидают крупу или макароны в лицо: мол, не нужны подачки. Но такое случается редко.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

В старые времена в сложной кочевой жизни казахов всегда ценилась взаимовыручка и поддержка. Тогда вовремя оказанная помощь давала возможность, в прямом смысле слова, выживать. Аулы поддерживали связь между собой и Степь жила одной семьей. Вместе народ делил беды и радости, очень ценил дружбу и готовность помочь тому, кому было тяжело, ведь недаром казахи говорят: "Ағаш тамырымен, адам досымен мықты!". Все это верно и сейчас! Берегите друг друга, друзья, и храните наш общий дом Казахстан! #яалматинец #бiзбиргемiз #волонтеры #almaty #qazaqstan #kaz #kazakhstan #Almaty #Astana #достар #казактар

Публикация от ОО «Я Алматинец» (@almatinets.kz)

Волонтёры чаще всего развозят продукты семьям, которые внесены в базу. Чтобы оказаться в их числе, нужно связаться с ними через Instagram или Facebook.

Читайте также: Режим ЧП будет продлён, МСБ дадут послабления. Полный текст выступления Токаева

Волонтёры регулярно отчитываются о своей работе в соцсетях. Объявленный три недели назад сбор денег уже принёс 3,5 млн тенге. На эти деньги купили продукты для нуждающихся.

Поделиться:

Читайте также