Прямой эфир Новости спорта

Что не так с гражданской авиацией Казахстана: дорогие билеты, задержки рейсов и повреждения самолётов

Самолёт авиакомпании Air Astana в небе / Фото Informburo.kz
Самолёт авиакомпании Air Astana в небе / Фото Informburo.kz
Руководители отрасли и эксперты объяснили, отчего "штормит" авиакомпании и гавани.

Из-за участившихся жалоб на отечественные авиакомпании, связанных с повреждениями самолётов и задержками рейсов, ремонтом аэропортов и различными инцидентами с пассажирами, руководство авиационной отрасли страны провело пресс-конференцию, чтобы объяснить и объясниться.

Инцидент за инцидентом 

Один из первых вопросов был адресован вице-министру транспорта Талгату Ластаеву. Он касался частых задержек и переносов рейсов.

Спикеры пресс-конференции в комитете гражданской авиации / Фото Informburo.kz

Сейчас на балансе казахстанских авиакомпаний числится 101 лайнер, и с каждым годом количество бортов увеличивается. По словам Ластаева, задержки бывают в каждой стране и в любых авиакомпаниях. 

"Если сравнивать по задержкам рейсов с другими странами, то в США это 77%, в Европе 76%. Возникают вопросы по поставкам новых самолётов. Например, в этом году мы планировали доставить 12 новых бортов в наши авиакомпании, пока пришли восемь. Ещё четыре прибудут до конца года. Заказ был дан на ещё большее количество, но в связи с обстановкой в мире поставка задерживается. Несколько аэропортов РК в августе закрыли на ремонт", – отчитался Талгат Ластаев.

Он напомнил, что в Актобе и Актау ремонтируют взлётно-посадочные полосы. Аэропорт в Астане также из-за ремонта ВПП не работает в ночные часы, поэтому днём количество рейсов увеличилось до 20-25 в час. Ещё пять бортов пострадали в столичном аэропорту из-за града. В целом по различным причинам 10 самолётов получили повреждения.

Ластаев добавил, что сейчас они отремонтированы и летают. После окончания ремонтных работ в аэропортах ситуация с задержками урегулируется, пообещал вице-министр.

Вице-министр рассказал также о перспективах передачи в частные руки региональных аэропортов.

"Мы всегда поддерживаем инвесторов, которые хотят вложить инвестиции в аэропорты. Недавно интерес проявили к нескольким аэропортам – в Костанае и Атырау. Как вы знаете, алматинский аэропорт находится под управлением турецкой компании, аэропортом Астаны управляет арабская компания", – объяснил Ластаев.

Самолёт FlyArystan в аэропорту Туркестана / Фото Informburo.kz

Журналисты напомнили о недавнем инциденте, связанном с авиакомпанией FlyArystan. В июле сотрудники лоукостера оставили 12-летнюю девочку одну в аэропорту Астаны во время пересадки. После проверки на авиаперевозчика наложили административный штраф в размере 3,5 млн тенге.   

"Никаких дисциплинарных мер в отношении сотрудников не принято, так как проверка ещё не закончена. Я ещё раз приношу извинения, лично перед мамой девочки извинялся", – сказал президент FlyArystan Ричард Леджер.

Гендиректор Авиационной администрации Казахстана Каталин Раду прокомментировал инцидент с падением дельтаплана в июле на озере Алаколь, когда из-за падения в воду летательного аппарата двух участников полёта госпитализировали в тяжёлом состоянии.

"Владелец воздушного судна не зарегистрировал его в государственном реестре гражданских воздушных судов РК. Соответственно, самолёт не имел действующего сертификата лётной годности, который позволял бы ему осуществлять полёты. Пилот данного воздушного судна не имел действующих квалификационных отметок, соответственно, не имел свидетельства пилота, которое позволяло бы ему выполнять полёты", – заявил Каталин Раду.

По его информации, ААК осуществила в 2024 году 66 инспекционных и 11 внеплановых проверок малой авиации.

Вице-министру транспорта также пришлось рассказать подробности очередного ЧП, произошедшего 17 августа. В тот день самолёт авиакомпании Swissair, следовавший по маршруту Токио – Цюрих, произвёл экстренную посадку в авиагавани Астаны из-за подозрения на инсульт у пассажира. Во время незапланированного разворота в аэропорту самолёт съехал на грунт.

Сотрудники Air Astana во время ремонта самолёта / Фото Informburo.kz

"На днях борт после соответствующего обследования вылетел обратно в страну базирования. Все пассажиры были доставлены до места назначения другим воздушным судном. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO), расследовать данный инцидент будет страна регистрации воздушного судна, то есть Швейцария", – пояснил Талгат Ластаев.

Старший вице-президент компании Air Astana по управлению доходами и коммерческому планированию Ерболат Байсалыков заверил, что цены на билеты в авиакомпании не менялись с ноября 2021 года:

"В 2022 году была инфляция на уровне 20%, в 2023 году инфляция была около 10%. Но тарифы остаются на том же уровне, ни на один тенге не повышались. Пассажирам рекомендуем приобретать билеты заранее, тогда получится купить билет по более дешёвой цене. Иначе в последний момент при высоком спросе тарифы будут выше, чем в начале, когда открываются продажи".

Мнение о том, что авиационное руководство страны лоббирует прежде всего интересы авиакомпаний, а не пассажиров, вице-министр Ластаев прокомментировал следующим образом:

"Авиационное законодательство базируется на стандартах ICAO. Мы члены этой организации. Есть модельные законы, типовые законы, которые ICAO контролирует, чтобы наши стандарты, требования, подзаконные акты соответствовали международным отраслевым стандартам. И у Казахстана соответствие нормам и стандартам ICAO на уровне 82%. Это один из самых высоких показателей среди стран СНГ и Центральной Азии. Что касается протекционистской политики, то здесь я хотел бы отметить, что баланс соблюдается. Понятно, что отраслевые органы должны развивать и поддерживать авиационную индустрию. Но вместе с тем интересы пассажиров, интересы пользователей у нас находятся на первом месте", – заявил вице-министр транспорта.

По его словам, авиационная отрасль страны демонстрирует ежегодный рост на уровне 20%.  

Ситуация глазами экспертов 

Авиационный эксперт Абул Кекилбаев, комментируя ситуацию с инцидентами во время авиаперелётов, утверждает, что во время природных катаклизмов и форс-мажорных обстоятельств авиакомпании в соответствии с международными стандартами должны обеспечивать резервные борта, предоставлять пассажирам воду, питание, при длительных задержках – размещать в гостиницах.

"Несоблюдение авиакомпаниями этих требований вызывает большие нарекания у пассажиров. Много вопросов касательно коммуникаций между представителями авиакомпаний и пассажирами. Зачастую представители авиакомпании сбегают и оставляют сотрудников аэропорта один на один с пассажирами. А сотрудники портов, как правило, не знают, какие у авиакомпании планы, как они будут размещать и кормить", – отметил эксперт.

Кроме того, по словам Кекилбаева, за почти 33 года независимости республики так и не налажены межрегиональные рейсы. Чтобы долететь из одного региона в другой, в настоящее время требуется пересадка либо в Астане, либо в Алматы. Это существенно влияет на цену билетов, при этом в пиковые сезоны их буквально не достать.

"Если помните, во время последних масштабных паводков мы наблюдали, как авиакомпании вместо того, чтобы показать сплочённость со своим народом, взвинтили стоимость билетов. Не хватало воздушных судов, чтобы оперативно вывозить людей из регионов. Наконец, сегодня цены на билеты несопоставимы с доходами наших граждан", –  считает Абул Кекилбаев.

Самолёты и сотрудники аэропорта в Алматы / Фото Informburo.kz

Корень проблемы авиаэксперт видит в том, что на внутреннем рынке нет конкуренции. В стране по большому счёту оперирует только одна авиакомпания, которая выстраивает маршруты, исходя исключительно из собственных выгод.

По этому поводу вице-министр Ластаев заявил, что ни одно государство мира из стратегических соображений не позволяет выполнять иностранным компаниям полёты внутри страны.

Аэропорт в Астане / Фото Informburo.kz

"Если мы у себя создаём комфортные и выгодные условия для авиакомпаний, то, соответственно, потребители и профильные госорганы должны контролировать, чтобы они выполняли простые запросы пассажиров. Вовремя, комфортно и безопасно долететь из точки А в точку В. А сейчас наши госорганы вынуждены заглядывать в рот иностранному менеджменту авиакомпаний. А у тех сердце не болит за пассажиров и отрасль в целом, где наблюдается депрофессионализация и некомпетентность руководителей", – резюмировал Кекилбаев.

По словам авиаэксперта Серика Мухтыбаева, последние события в гражданской авиации – повреждения самолётов в аэропортах, скандалы с пассажирами – показывают, что госорганы, обязанные контролировать и обеспечивать функционирование отрасли в соответствии с законами и международными стандартами, практически не вмешиваются в эти процессы и они идут самотёком.

"Комиссии и проверки деятельности авиакомпаний и аэропортов назначаются министерством и уполномоченными органами только после крупных скандалов и инцидентов. Хотя их основное назначение – это профилактическая работа по соблюдению правил безопасности полётов, авиабезопасности и прав пассажиров", – прокомментировал Мухтыбаев.

Эксперт полагает, что нынешняя ситуация с задержками рейсов, возможно, утрясётся только к середине сентября, когда выровняется расписание и спадёт пассажиропоток.

"К сожалению, между пятью авиакомпаниями, выполняющими регулярные полёты в Казахстане, нет коммерческих соглашений. Интерлайн (соглашение, при котором один авиаперевозчик признаёт билеты другого. – Ред.) или прорейтовые соглашения (соглашение между авиакомпаниями по направлениям, по которым осуществляются полёты через определённый город страны. – Ред.), которые позволяли бы пассажирам пользоваться рейсами друг друга. Если бы были такие соглашения, то в непредвиденных ситуациях за пассажирами прилетел бы другой самолёт. Для этого нужна активная работа госорганов, которые должны объяснять и содействовать тому, чтобы такие соглашения между авиакомпаниями появились", – говорит Серик Мухтыбаев.

По его мнению, законодательная база Казахстана, к сожалению, ограничивает права пассажиров и защищает права авиакомпаний. Последние, например, имеют право снимать пассажиров с рейса или вовсе не допускать их на основании субъективного мнения отдельных сотрудников авиакомпаний. По словам эксперта, необходимо проанализировать этот вопрос и пересмотреть законодательство в пользу защиты прав простых граждан и пассажиров.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров