Закон «О лотереях и лотерейной деятельности» принят 9 апреля 2016 года. Часть положений вступила в силу сразу, однако по некоторым был предусмотрен переходный период до 1 ноября 2016-го. До часа икс осталось чуть больше месяца, и участники рынка не знают, радоваться ли его наступлению.

С одной стороны появление документа – огромный прорыв. Во-первых, лотерейный бизнес стал регулироваться по отдельному законодательному акту, где учтены все особенности отрасли. До принятия закона рынок регулировался законом о лицензировании – требованиями к соискателю лицензии и более ничем.

Во-вторых, появилось четкое понимание лотереи. В законе обозначены два ее вида: моментальная и тиражная. В случае с первой выигрыш, если он случится, вы получаете сразу после оплаты лотерейного билета. Тиражная лотерея предполагает розыгрыш призового фонда между участниками лотереи с использованием специального оборудования только после реализации всех лотерейных билетов.

В-третьих, в законе прописали понятия об использовании современных технологий. Так, появилось определение лотерейного терминала, как оборудования, предназначенного для приема лотерейных ставок и/или реализации лотерейных билетов. Благодаря закону в Казахстане теперь законодательно закреплен тот факт, что лотерейный билет может быть не только бумажным, но и электронным.

Наконец, прописана норма, которую давно ждали и которая позволит сделать отрасль социально ориентированной – оператор лотереи отныне должен уплачивать в бюджет 10% от разницы между выручкой от продажи лотерейных билетов и призовым фондом.

При этом, несмотря на кажущуюся оптимистичность документа, в бочке меда есть и деготь. С 1 ноября вся частная лотерея в Казахстане прекратит свое существование. Все лицензии, выданные ранее компаниям, организующим лотереи, станут недействительны. Организация и проведение лотереи теперь возлагается на оператора лотереи, который по законы определяется правительством РК. Здесь и начинается самое интересное. По мнению экспертов, требования к этому оператору, прописанные в законе, довольно стандартные, а потому до сих пор непонятно, кто им будет. Разъяснений от правительства вплоть до сегодняшнего дня не поступало – участники рынка продолжают оставаться в неведении.

Ассоциация представителей лотерейного и букмекерского бизнеса, по информации Informburo.kz, отправила соответствующий запрос в правительство с просьбой прояснить ситуацию, однако ответа пока не поступило.

Другой немаловажный момент, который вызывает опасение – отсутствие квалифицированных комментариев по некоторым определениям. Так, игроки отрасли до сих пор не могут понять, что конкретно будет представлять собой центр обработки лотерейной информации и центр лотерейной отчетности. При этом они надеются, что комментарии скоро последуют, и в ближайшее время вся интрига будет разрешена.

Так или иначе, радует, что некоторые компании уже готовы предоставить программное обеспечение, соответствующее новым законодательным требованиям. IB Exquisite Technologies разработала решение по проверке электронных билетов и уже интегрировала его на сайт ассоциации. Теперь любой может подтвердить подлинность своего билета в разделе «Честная лотерея». При этом результаты проверки, которую ассоциация провела совместно с привлечением независимой юридической экспертизы, показали, что лотерейные терминалы других участников рынка, пока не позволяют экспертам утверждать об их соответствие новому законодательству.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter