Какие виды поддержки семей с детьми предусмотрены в Казахстане, с какими проблемами сталкиваются получатели, и как сделать эти пособия более доступными для представителей социально уязвимых слоёв населения?

Какие виды пособий могут получать многодетные семьи

Систему государственных пособий и выплат, направленных на поддержку семей с детьми, можно разделить на три блока:

  • стимулирование рождаемости и содействие воспитанию детей в семье;
  • повышение престижа и авторитета многодетных матерей;
  • адресная социальная помощь (АСП).

Первое – пособие на рождение ребёнка:

  • на трёх первых детей предусмотрена выплата в 105 564 тенге (38 МРП);
  • на четвёртого и более ребёнка – 175 014 тенге (63 МРП).

По данным Министерства труда и социальной защиты населения, на 2020 год для выплаты этого пособия из бюджета предусмотрено 47,4 млрд тенге.

Второе – пособие по уходу за ребёнком до достижения им одного года. Его размер в этом году составляет:

  • на первого ребёнка – 16 002 тенге (5,76 МРП);
  • на второго – 18919 тенге (6,81 МРП);
  • на третьего – 21 808 тенге (7,85 МРП);
  • на четвёртого и более – 24 725 тенге (8,90 МРП).

По данным Минтруда, на 2020 год для его выплаты из бюджета предусмотрен 41 млрд тенге.

Третье – пособие семьям, воспитывающим ребёнка-инвалида, до достижения им совершеннолетия, – 45 736 тенге (1,4 прожиточного минимума). На 2020 год для его выплаты из бюджета предусмотрено 50,4 млрд тенге.

Четвёртое – пособие по уходу за инвалидом I группы с детства. Оно составляет 45 736 тенге (1,4 ПМ). На 2020 год для его выплаты из бюджета предусмотрено 9 млрд тенге.


Читайте также: Многодетные семьи в Казахстане: всё о пособиях, очередях на жильё и социальной помощи


Пятое – пособие для многодетных матерей, награждённым подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получившим ранее звание "Мать-героиня", награждённым орденами "Материнская слава" I и II степени. Оно выплачивается независимо от дохода, его размер составляет 17 780 тенге. На 2020 год для его выплаты из бюджета предусмотрено 49,8 млрд тенге.

С 1 января 2020 года выплачивается пособие многодетным семьям, имеющим четырёх и более несовершеннолетних детей. Семьям:

  • с четырьмя детьми выплачивается 44 532 тенге (16,03 МРП);
  • с пятью детьми – 55 672 тенге (20,04 МРП);
  • с шестью детьми – 66811 тенге (24,05 МРП);
  • с семью детьми – 77 951 тенге (28,06 МРП);
  • с восемью и более детьми – по четыре МРП на каждого ребёнка (1 МРП – 2 778 тенге).

На 2020 год для выплаты этого пособия из бюджета предусмотрено 191,1 млрд тенге.

Помимо прочего выплачивается адресная социальная помощь (АСП), но её могут получить только малообеспеченные семьи, в том числе многодетные. По состоянию на 1 января 2020 года её получали 468 тысячи семей, или 2 177 тысяч человек, в том числе 245 тысяч многодетных семей, или 52,4%. Если в 2019 году на выплату АСП направлено 244,2 млрд тенге, то в этом году предусмотрено 116,8 млрд тенге.

С какими проблемами сталкиваются получатели пособий

Если в крупных городах казахстанцы, имеющие право на помощь от государства, получают её без особых проблем, то в селе ситуация выглядит несколько иначе, говорит Жанайым Жумадилова, сотрудница "Дома мамы". В их кризисных центрах помогают женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Часто сотрудники помогают оформлять им пособия. Как правило, это:

  1. Пособие на рождение ребёнка.
  2. Пособие по уходу за ребёнком до одного года.
  3. Адресная социальная помощь.

При получении подопечными "Дома мамы" адресной социальной помощи основной проблемой является отсутствие прописки.

"Как правило, к нам поступают девушки из сельской местности. Для получения АСП необходимо иметь прописку по месту жительства. В некоторых регионах "Дом мамы" имеет возможность прописать девушек, но в большинстве случаев мы сталкиваемся с трудностями. Ведь возвращаться в населённый пункт прописки девушки по ряду причин не могут", – поясняет Жанайым Жумадилова.

В городах республиканского значения для получения АСП необходимо иметь прописку не менее шести последних месяцев. Это так же вызывает затруднение для получения финансовой поддержки.

Зачем Казахстану нужен Социальный кодекс

Определённые проблемы с получением социальных пособий существуют не только в сёлах, но даже в Алматы, хотя это крупный и технологически развитый город, говорит политолог Айдос Сарым.

Он занимался проблемой поддержки многодетных матерей и выявил две основные проблемы. Первая: много разных баз данных, что вызывает немало сумятицы. Вторая: социальная помощь не проактивна, поэтому большинство не знает, что им положено и когда.

"Я очень надеюсь на то, что будет принят Социальный кодекс, где должно быть чётко прописано, что государство гарантирует нашим гражданам, какие именно виды помощи в каждом определённом случае. Эти обязательства не должны трактоваться двояко, не должны зависеть от произвола чиновника. То есть человек не должен ничего доказывать, что ему положено такое-то пособие", – объясняет Айдос Сарым.

Второй момент, на который нужно обратить внимание, – развитие службы социальных работников.


Читайте также: Отсрочка по уплате ИПН при снятии пенсионных накоплений. Какие ещё поправки внесли в Налоговый кодекс


"Это люди, которые оказывают специализированную, квалифицированную помощь группам населения, которые в этом нуждаются. После принятия Социального кодекса где-то на стыке между госслужбой и НПО должна появиться категория социальных служащих. Она будет отчасти замещать государственные функции и волонтёрство. Это должна быть уважаемая, ответственная и очень престижная профессия, которой надо обучать", – считает политолог.

По его мнению, у нас должны быть не 10-11 тысяч человек, которых можно отнести к социальным служащим, а сотни тысяч человек, хорошо обученных и способных оказать разную помощь: от медицинской до юридической.

Правила игры должны быть понятны каждому

Одно из исследований, посвящённое трудоустройству молодёжи, показало, что менее 50% молодых людей осведомлены о программах господдержки. Но свыше 80% из числа тех, кто этими программами пользовался, считают их эффективными, добавляет ещё один политолог Талгат Калиев.

"Аналогичным образом, наверное, обстоит проблема с многодетными и малообеспеченными семьями. И здесь, наверное, вопрос больше к СМИ, которые неправильно подают эту информацию, потому что мало освещать это в рамках госинформзаказа, но и надо уметь это правильно подавать в доступной и интересной для людей форме, а не просто говорить о том, что появилась такая-то госпрограмма", – считает Талгат Калиев.

Далеко не все сельские жители могут просто поехать в Центр соцпомощи, проконсультироваться и оформить пособие. Ведь зачастую эти учреждения располагаются в областных центрах, до которых от населённого пункта в сельской глубинке может быть более 100 километров. И нет никаких гарантий, что дело ограничится одной поездкой.

"Было бы неплохо перевести оформление услуг в онлайн-режим. Но опять возникает вопрос доступности, ведь не у всех малоимущих имеются компьютеры и доступ к интернету, особенно на селе. Возможно, нужно в школах или почтовых отделениях устанавливать общественные компьютеры, чтобы любой сельский житель мог прийти и воспользоваться им", – предложил политолог.

Еще одной проблемой при оформлении госпособий спикер считает сложность восприятия доносимой до населения информации и большое количество документов, которые приходится собирать получателю. По его мнению, должны быть простые правила, понятные человеку с любым уровнем образования.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter