Прямой эфир Новости спорта

Чему Казахстан может научиться у других. У Эмиратов – величить малое

Фото Андрея Михайлова
Фото Андрея Михайлова
Чем больше "демократических веяний" захватывает планету, тем более уважительным отношением я проникаюсь к монархиям. Особенно – к неограниченным.

Монархия – это "то место, где можно отстать от поезда". И отдохнуть душой. Все цивилизационные вывихи имеют в здешних обществах строго обозначенные границы, а все "козлища" (в том числе и иностранные туристы) хорошо осознают своё место и не пытаются выбежать из стада. Выйдешь за грань – попадёшься на глаза. и легко можешь задеть монаршие чувства. А за это по голове не погладят. Кому приятно гладить голову, отделённую от тела?

И хотя в Объединённых Арабских Эмиратах, а сегодня я буду говорить именно о них, средневековая смертная казнь через отсечение головы – процедура, скорее, для внутреннего пользования, само её существование очень даже отрезвляюще действует и на пришлых. Гуманно это или негуманно – но мало где на земле вы будете ощущать себя в такой безопасности, как в этой благословенной монархии (вернее, республике монархий – каждым эмиратом владеет свой самодержец).



И вот что удивительно. Применительно к любому другому государству, "мировая общественность" давно бы изошла на вопли и забрызгала окружающих праведной слюной. А тут – нет. Чем же так отличны от других Эмираты? В чём их сила?

Сила эта хорошо известна – разумно вложенные нефтедоллары, позволившие стране, о которой ещё полвека назад никто слыхом не слыхивал, пережить такой затяжной апофеоз, которому могут только завидовать многие старые персонажи мировой цивилизации. При этом напомню, мы тут имеем перед глазами державу, совершенно не обладавшую обилием вариантов для роста. Таким государствам как Объединённые Эмираты история редко даёт более одного шанса для состоятельности. И ещё реже они способны воспользоваться свалившейся возможностью с достоинством и пользой.



Потому остаётся лишь снять шляпу перед местной монархической демократией, сумевшей подняться над сиюминутностью и взглянуть в будущее. Если и есть где-то на Земле живые утописты-практики, мечтатели и фантазёры, то это они – эмиры семи маленьких объединённых княжеств, обитающие на узкой полосе меж двух стихий – меж пустыней и морем!

А вот причины, сподвигшие этих исконно патриархальных государей на то, чтобы преподнести урок всему миру (в том числе так называемому свободному) – это уже материя, не поддающаяся рациональному объяснению. Ведь многие поколения дедов и прадедов сегодняшних строителей нового мира на берегу Персидского залива веками и тысячелетиями занимались простыми и невыдающимися занятиями – пасли верблюдов, ныряли за жемчугом, ловили рыбу, грабили купцов и воевали друг с другом. Что вдруг сделало из них рачительных хозяев, мудрых управленцев и народолюбивых правителей – доподлинно известно одному Аллаху.



В механизме реализации местной Стратегии немалое значение, как мне кажется, изначально имела келейная специфика принятия решений – народное волеизъявление в Эмиратах делегировано нескольким властителям. Как скажут – так и будет. Да простят меня братья-украинцы и соседи-киргизы, но я не могу себе представить подобного триумфа воли в таких "раздемократизированных" странах как Киргизия, или Украина.

"Конечно!" – могут возразить оппоненты, – "У них – нефть, а у нас – только труба от нефти!" Но, друзья дорогие, в нефти ли счастье? Вовсе нет. И примеров тому – миллион. Нефть без воли и разума – это всё равно что ватерклозет без воды, или учитель без учеников. Кстати, нефти в Эмиратах не так уж много. Её исчерпаемость была хорошо известна тамошним правителям изначально. Однако на их бы век хватило в любом случае. И у них было два варианта. Первый, яснопонятный – жить, не тужить и набивать карманы нефтедолларами (рубить бабки по-быстрому), а там – трава не расти. И второй, романтично-прагматичный – рисковать и вкладывать значительную часть средств в будущее (и не только своё, личное). Шейхи пошли не по простому проторённому пути.



И вот это их коренное свойство – отталкиваться от того, что есть, и создавать что-то на ровном месте, не имея к тому никаких видимых предпосылок – тот пример и опыт, который недурно бы было перенять всем прочим членам мирового сообщества. В том числе и Казахстану.



И бог с ней, с нефтью. Честно говоря, сколько ни всматривался в горизонт при поездках по Эмиратам, не встречал ни одной вышки и качалки (нефтеносная Абу-Даби осталась за границами моих интересов). А вот появление новых музеев – бросается в глаза при каждом очередном посещении страны. И не каких-нибудь океанариумов и выставок современного искусства в роскошных торговых центрах, а самых обычных музеев, которые можно охарактеризовать как историко-краеведческие или этнографические.



Эмираты, всегда находившиеся на отшибе цивилизации, не оставили какого-то заметного следа во всемирной истории. Их вялотекущее прошлое вовсе не переполнено великими достижениями и событиями и отнюдь не кишит личностями мирового масштаба. Скорее всего, если спросить туриста, даже бывалого и искушённого, он вряд ли вспомнит многое из местной истории.



И сегодня, в пору своего апофеоза, когда маленькое государство у Персидского залива (и немного – у Оманского пролива) стало привлекательным и вожделенным для многих миллионов землян, местная власть озаботилась минувшим и решила исправить ошибку и вывести свою историю из тени. Тем более, что нет неинтересной истории и неинтересных народов. Есть история малоизвестная и народы малознакомые.



Помочь восполнить пробел и призваны десятки музеев и музейчиков, открытые в Эмиратах в новое время. Они абсолютно неформальны и беспафосны, а вход в них часто бесплатен. Кроме традиционных глинобитных фортов и отдельных дворцов (что с виду трудно различимо), здесь существует множество совершенно неожиданных заведений познавательного характера. Вроде Деревни ныряльщиков или Этнографической деревни, Традиционного дома, или Школы Аль-Ахмадийя – это в старой части Дубая. Или целого ряда симпатичных музеев Шарджи: каллиграфии, исламской цивилизации, морского, автомобильного, полицейского, школьного (Аль Ислях), дома Аль Шамси, маджлиса Аль Мидфаа. Это – в самом городе. (А в эмирате обнаружится ещё и Парк пустыни, и Музей ботаники и естественной истории, и ещё много чего подобного.)



Как видно из этого далеко не полного перечня, местные музеи создаются с упором на пропаганду истории, культуры и природы Эмиратов. Среди них практически нет мемориальных заведений, столь распространённых в Казахстане. И это гораздо интереснее и привлекательнее для массы туристов, которые и являются основными посетителями. Мне кажется, что Казахстану, при нашем навязчивом желании стать мировой туристической державой, есть что перенять у далёкой арабской страны и в этом плане. Тем более что наша история гораздо разнообразнее и глубже во всех своих проявлениях.

Чему Казахстан может научиться у других. У Израиля – любить своё достояние

Чему Казахстан может научиться у других. И ещё у Эмиратов – не бояться мигрантов

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров