Прямой эфир Новости спорта

Бомбить позиции ИГИЛ в Сирии казахстанские военные не будут

Фото Олега Спивака
Фото Олега Спивака
Российские военные возвращают Казахстану арендованные полигоны. А мы отправляем военных наблюдателей в Западную Африку.

Декабрь является традиционным временем подведения итогов уходящего года. Вот журналисты informburo.kz и решили выяснить, каким выдался 2015 год для нашего Министерства обороны в плане международного военного сотрудничества. Ведь оно является одним из 6 основных направлений работы армейского ведомства. К тому же в мире произошло столько важных событий, касающихся региональной и глобальной безопасности, что хотелось бы узнать позицию Астаны по некоторым вопросам. За комментариями мы обратились к начальнику Департамента международного сотрудничества МО РК, полковнику Адилю Бекову.

"2015 год выдался для нас насыщенным в плане подготовки, проведения и участия в различных международных мероприятиях, – говорит полковник Беков. – Мы провели более 550 официальных встреч, в том числе внеплановых, с коллегами из Беларуси, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Китая, Израиля, США, России, Украины, Турции и Франции. Участвовали в совместных учениях в рамках ОДКБ, ШОС и НАТО, а также в международных армейских конкурсах и состязаниях, которые проходили за пределами нашей страны. И везде наши военнослужащие показали высокий уровень профессионализма, поэтому я считаю, что уходящий год прошёл для нас весьма успешно и плодотворно".

В Казахстане сегодня аккредитовано 40 зарубежных военных атташе. Одни из них постоянно находятся в Алматы или Астане при консульствах и посольствах своих стран, другие работают по совместительству.

В 2015 году руководство Минобороны РК заключило в общей сложности 13 международных договоров в рамках военного сотрудничества. Из них хотелось бы выделить три. Это соглашение о транзите зарубежных военных грузов через территорию нашей страны, протокол о сокращении площадей, арендуемых Россией у Казахстана, и ратификация соглашения о новых условиях передачи узла Балхаш.

С первым документом всё ясно: казахстанская сторона взяла на себя обязательства перед международными организациями обеспечить безопасность перевозки продукции военного назначения иностранных воинских контингентов через нашу территорию. В соглашении прописано, в каких случаях это должно происходить: "при проведении совместных операций, командно-штабных и войсковых учений, участии в миротворческих операциях, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и перевозках к местам постоянной дислокации".

Куда интереснее выглядят два других важных документа, подписанных  с российскими военными. Так, например, согласно августовскому протоколу Россия в течение 2016 года должна вернуть Казахстану 1,7 миллиона гектаров земли, которые 15 лет тому назад были взяты ею в аренду для своих военных целей. Речь идёт о полигоне Сары-Шаган и 929-м лётно-испытательном центре российских ВВС, которые дислоцированы сразу в нескольких областях Казахстана. Так вот, в случае возврата этих земель их можно будет использовать как минимум в хозяйственных целях – например, для строительства автомобильных и железных дорог. А как максимум – в промышленных целях, поскольку из их недр можно добывать углеводороды и цветные металлы.


Американские и британские союзники

Фото Олега Спивака
Американские и британские союзники

Есть ещё соглашение о новых условиях передачи узла Балхаш, используемого в системе предупреждения ракетного нападения. В настоящее время на этом стратегическом объекте работают только российские военные. Однако со временем узел Балхаш будет эксплуатироваться совместными усилиями – казахстанские специалисты уже проходят обучение, чтобы в скором времени приступить к этой ответственной работе.

Нейтралитет

Мы не могли не поинтересоваться мнением нашего собеседника по поводу нынешних взаимоотношений руководства Минобороны Казахстана с их украинскими и российскими коллегами. Хотелось знать, повлияла ли "холодная война" между Киевом и Москвой на нашу внешнюю армейскую политику и чьей стороны мы всё-таки придерживаемся?

Как вы знаете, Казахстан придерживается многовекторной внешней политики. Поэтому мы сотрудничаем со многими странами мира и международными организациями, с обязательным учётом национальных интересов нашей страны, – поясняет Адиль Беков. – Что касается непростых российско-украинских взаимоотношений, то мы соблюдаем нейтралитет, не давая никаких оценок действиям обеих сторон и не поддерживая ни одну из них. Мы по-прежнему ремонтируем и модернизируем своё вооружение и военную технику на украинских военных заводах, и в то же время заключаем контракты с российскими оружейниками на поставку к нам новых партий вооружения".      

Сирийский вопрос

Военная доктрина Казахстана, принятая 11 октября 2011 года, носит, как известно, оборонительный характер. Это означает, что наши военные не могут принимать участие в боевых операциях за рубежом. Поэтому сколько бы раз отечественные политологи и эксперты не поднимали вопрос о возможности отправки ограниченного контингента казахстанских войск в Сирию для борьбы с группировкой ИГИЛ, он так и повисает в воздухе. Неужели наша страна и впрямь не может последовать примеру россиян, отправив в горячую точку планеты, допустим, эскадрилью, чтобы продемонстрировать завистникам и недоброжелателям свою военную мощь? Ведь пополнился в этом году авиационный парк Сил Воздушной обороны нашей страны четырьмя новейшими сверхманевренными истребителями СУ-30СМ поколения 4++, которые теоретически могли бы быть использованы для авианалётов на базы боевиков халифата. С этим вопросом мы обратились к нашему собеседнику. 

"Ни о какой сирийской командировке в Астане и речи не идёт, поскольку нет политического решения, – ответил полковник Беков. – Для того чтобы отправить за рубеж казахстанский воинский контингент, необходимо получить добро обеих палат Парламента РК, а его, как вы сами знаете, нет, поскольку никто вообще не выносил на рассмотрение депутатов такой вопрос. Мы сейчас следим за тем, чтобы ИГИЛ не распространял своего влияния на Центрально-азиатский регион. Только если в какой-нибудь момент в соседней стране произойдёт серьёзная "заварушка", Казахстан тогда может, к примеру, отправить туда свои самолёты бомбить вражеские объекты. И то исключительно в рамках коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ!"

Совместные учения

В 2015 году было проведено немало международных учений. Хотелось бы выделить самые значимые из них. Например, первые в истории нашей армии совместные контртеррористические учения спецподразделений Казахстана, Турции и Китая. Они проходили в двухстороннем формате, то есть каждый раз с участием военнослужащих двух стран, и в 2 этапа. Например, первый проходил на территории Китая, а второй этап – у нас, в приграничном Жаркенте. Участники учений отработали вопросы взаимодействия при проведении спецопераций различной степени сложности и обменялись практическим опытом планирования спецопераций и подготовки личного состава. Ясное дело, что у турецких и китайских спецназовцев-разведчиков наработано больше практического опыта в борьбе с экстремистами и сепаратистами, чем у наших бойцов. Например, с курдскими боевиками, мечтающими о создании независимого государства Курдистан, или с уйгурскими радикалами, ратующими, в свою очередь, за создание халифата Восточный Туркестан. Поэтому планируется, что такие двусторонние учения будут проходить ежегодно – в них заинтересованы все стороны.    

Казахстанские спецназовцы также отлично выступили на международных соревнованиях "Кембриджский патруль", которые прошли в сентябре в британском графстве Уэльс. В них приняли участие 119 команд из 20 стран мира.  По итогам состязаний наша команда завоевала "серебро". Воодушевлённое их неожиданной победой, Министерство обороны Казахстана приняло решение организовать аналогичные соревнования на территории нашей страны. Британские коллеги уже получили приглашение оказать содействие в их организации.


Показательные выступления казахстанских спецназовцев

Фото Олега Спивака
Показательные выступления казахстанских спецназовцев

"Я бы также хотел отметить успешное выступление команд Вооружённых Сил Казахстана на первых Международных армейских играх, которые прошли в августе этого года на территории Российской Федерации, – говорит полковник Беков. – Тогда мы заняли вторые места в соревнованиях танковых экипажей "Танковый биатлон", лётных экипажей фронтовой и армейской авиации "Авиадартс" и экипажей надводных кораблей "Морской биатлон". Участие в международных играх позволило повысить уровень боевой выучки наших военнослужащих и укрепило международный имидж нашей армии. Мы будем и дальше выступать на этих соревнованиях, в следующем году даже увеличим состав нашей команды. А такой этап игр как "Мастер артиллерийского огня" планируем провести на территории нашей страны".

Что касается учений в формате ОДКБ, то следует выделить те, что проходили в мае на территории Таджикистана. Тогда была проведена внезапная проверка воинских контингентов Коллективных сил оперативного реагирования, и казахстанские военнослужащие также показали высший класс.  

 В 2015 году Министерство обороны РК на безвозмездной основе получило от союзников несколько партий военной техники и спецсредств. Например, от Великобритании – 30 квадроциклов и 100 приборов ночного видения, а от Китая- 30 седельных тягачей с тралами.

Миротворческая подготовка 

Казахстанские военнослужащие на протяжении нескольких лет участвуют в международных миссиях по поддержанию мира и стабильности. Однако только в мае 2015 года в нашей стране впервые вышел Закон "О миротворческой деятельности", который чётко регулирует порядок направления воинских контингентов Казахстана в международные миссии, и механизм социального обеспечения военнослужащих-миротворцев и членов их семей. До принятия этого закона миротворцы Казбата были лишены правовой базы, которая бы регламентировала их участие в спецоперациях.


Военная база ООН Махбас

Фото Жанар Кусановой
Военная база ООН Махбас

"Второй год продолжается работа по отправке казахстанских офицеров в миссии ООН по поддержанию мира в качестве военных наблюдателей, – говорит полковник Беков. – В настоящее время за рубежом проходят службу 7 наших представителей. Пятеро из них находятся в Западной Сахаре и двое в Кот-д-Ивуаре. Сразу отмечу, что они не участвуют в каких-то боевых операциях, а просто наблюдают за тем, чтобы конфликтующие стороны выполняли взятые ими обязательства перед ООН. Со стороны международной организации к нам уже поступило предложение отправлять наших наблюдателей также в Мали и Либерию". 

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров