Прямой эфир Новости спорта

Большие проблемы маленького Бабатая

Водонапорная колонка в селе Бабатай / Фото Informburo.kz
Водонапорная колонка в селе Бабатай / Фото Informburo.kz
Хронические проблемы казахстанских сел XXI века: дефицит питьевой воды, отсутствие дорог и сельская школа в ожидании капремонта.

Расстояние от Астаны до села, расположенного на железнодорожной станции Бабатай, который относится к сельскому округу Арнасай Аршалынского района, – 53 км. Близость к столице имеет свои преимущества – до села можно добраться на городском автобусе №315 или маршрутке №327, которые ходят туда четыре раза в день по 200 тенге в один конец.

Одна из трёх асфальтированных улиц в селе Бабатай / Фото Infirmburo.kz

На поезде путешествие обойдётся чуть дороже. "Яндекс.Такси" тоже туда едет, правда, при условии, что попадётся добросовестный и нежадный таксист. Таксисты жалуются, что возвращаются из села пустыми: мол, невыгодно туда ехать, хотя цена в час пик переваливает за 8 тысяч тенге за салон. У редакции получилось найти порядочного таксиста с третьего раза. "Индрайвер" за салон берёт ещё больше – 10 тысяч тенге.

Накопитель проблем

У местного подземного резервуара с питьевой водой журналиста встретила группа женщин, которые обратились в редакцию с просьбой осветить проблемы села.

Именно в резервуар-накопитель вода поступает из Астанинского водохранилища и подаётся затем всему Бабатаю. Сельчанки наперебой начали излагать накопившиеся проблемы.  

Жительницы села Бабатай возле резервуара-накопителя питьевой воды / Фото Infirmburo.kz

"Село расширяется, воды не хватает. Её дают по часам – с 9.00 до 21.00. Летом, когда многие поливают огороды, в дома на дальнем краю села вода может не доходить. Весной в резервуар попадают талые воды, и мы по нескольку месяцев вообще не можем пить воду, потому что она коричнево-жёлтого цвета", – рассказала Динара Ислямова.

По словам сельчан, резервуар хлорируют раз в год.

"Буквально вчера нам его открыли, показали, мы были в шоке! Я эту воду пить вообще не буду. Была встреча с директором "Аршалы су" (ГКП на ПХВ "Аршалы су-2030" при акимате Аршалынского района) Хакимом Барлыбаем, который отговаривал нас от строительства водонапорной башни. Говорит, она нам не нужна и потребности села не потянет", – добавила Айсулу Китайбекова.

"На встрече в сельчанами нам предложили установить дополнительные насосы давления воды. Мы от них отказываемся и просим построить башню, потому что проблемы с водой длятся уже сорок лет. А пока мы эту воду всё равно пьём: через фильтр прогоняем, кипятим, отстаиваем. Летом за воду семья ежемесячно платит около пяти, а зимой около семи тысяч тенге. Народ в Бабатае терпеливый. Прежний аким Александр Гутяр двадцать лет обещал, что всё появится", – говорит Алмагуль Бришева.

Осенью во время цветения бурьяна аллергикам в Бабатай лучше не приезжать. Сорняком по пояс после небывалого весеннего паводка и летних дождей заросло почти всё село. Динара Ислямова говорит, что её дочка почти всё лето не выходит на улицу, так как у неё сразу закладывает нос. В ответ на просьбу очистить улицы от сорняка в сельском акимате переложили ответственность на самих бабатаевцев, предложив каждому сельчанину скосить траву в радиусе пяти метров от своих заборов самостоятельно.  

Юные жители села Бабатай / Фото Infirmburo.kz

Зато зимой в Бабатае не задыхаются от печного, угольного дыма, в село больше года назад провели природный газ, которого нет в большинстве аулов вокруг Астаны. Отапливать газом дом в 150 кв. м обходится примерно в 25 тысяч тенге.

Асфальт в 2021 году в селе постелили, но непонятно, чем руководствовались строители и их заказчик – местные власти. Покрытие внезапно начинается на четырёх улицах при въезде в село и также неожиданно заканчивается, не добравшись даже до входа в местную школу. До переулков асфальт тоже не дотянули, и дети в ненастье, по словам старших, "резиновые сапоги в грязи теряют".

"Логичнее было бы сначала на нашей улице Шокана Уалиханова асфальт положить. Всё-таки здесь школа и дети. На этой улице практически одни пенсионеры живут. Хотела немного по улице пройтись, но боюсь, что зацеплюсь обо что-нибудь", – говорит 68-летняя пенсионерка Тендык Муканова, которая недавно перенесла две операции на ноги.   

Пешеходных тротуаров в селе нет от слова совсем, и местным приходится перебираться по обочине. За последние два года машины дважды сбивали людей. Слава Богу, обошлось без смертельных случаев.  

"Села Ельток и Арнасай находятся от столицы дальше чем мы, но там всё есть. И дороги, и вода, и благоустройство. В Ельтоке даже пешеходные дорожки есть, и везде у соседей хорошие школы. Всё, что нас касается, отвечают – "Бабатай подождёт", хотя через наше село все из столицы, в том числе высокопоставленные лица, едут на водохранилище отдыхать. Пока мы не начали письма писать, на нас и вовсе внимания не обращали", – добавила Айсулу Китайбекова.

Единственный соцобъект

О том, чтобы создать условия для местных детей, власти Бабатая, кажется, вообще не задумываются. В селе нет ни одной детской площадки, кроме той, что во дворе школы. Да и та в аварийном состоянии. Малокомплектная школа до 9-го класса 1987 года постройки – единственный соцобъект Бабатая. Хотя она рассчитана на 192 ученика, здесь учатся всего 69 детей и преподают 20 учителей.

Школа в селе Бабатай / Фото Infirmburo.kz

Деревянные облезлые от солнца и морозов рамы окон красноречиво говорят – о капремонте здесь давно забыли. Школу, отапливаемую углём, окружают заброшенные строения советской эпохи: развалины старой школы, сельского клуба и магазина.

Внутри школы трое работников красили и белили, готовясь к учебному процессу.

Состояние школы внутри / Фото Infirmburo.kz

В кабинете нас встретил директор Бауыржан Миралиев, который на этой должности всего год. По его словам, проведено техобследование здания школы, сделана ПСД, капремонт планируется в следующем году.  

"Заменим кровлю, окна, полы и двери. Есть в ПСД и детская площадка. Также я сдал документы для перевода школы с угольного на газовое отопление. Финансирование решается на уровне района и области. Надеемся, что по мере расширения села будет увеличиваться и число учеников. Школа, по сути, и держит село", – сообщил Бауыржан Миралиев.

Игровая площадка на школьном дворе / Фото Infirmburo.kz

Директор уверяет, что пытается превратить школу в центр притяжения сельчан. Например, здесь можно поиграть в волейбол и настольный теннис. А для детей открыты спортивные секции и творческие кружки.

85-летняя Валентина Кокоша – самый пожилой житель Бабатая. Она застала ещё времена освоения целины, много лет проработала на местной почте. Газа у неё нет, поэтому живёт пенсионерка в Бабатае только летом, ухаживая за огородом. С наступлением холодов уезжает жить к дочери в Астану.  

"За газом мужчина должен следить. Муж у меня умер, а сын давно в Германию уехал. Акимы разные бывают. Кто-то просто деньги получает и срок отбывает. Другие проблемами людей интересуются. Нынешнему акиму я лично благодарна. Воду когда прорвало, он помог устранить. Единственное, чего мне не хватает в селе, так это продуктового магазина поблизости. У нас только один магазин, и он далеко. Внучка привозит продукты из города раз в неделю. Ещё хотелось бы, чтобы молодёжь досуг где-то проводила, а с нас уже хватит", – махнула на прощание рукой пенсионерка.

Бабатай в летнюю жару будто вымирает. На улицах не встретить ни людей, ни технику, ни домашний скот, который обычно бродит по селу. Только лай собак со дворов напоминает, что жизнь здесь всё-таки есть.

На одной из отдалённых улиц почти на самом краю села были слышны голоса и рёв трактора, и мы сразу же направились туда.  

Житель села Талгат Маусымбаев заготавливает сено для коров / Фото Infirmburo.kz

53-летнего Талгата Маусымбаева мы застали за складированием сена. Он единственный, кто держит хозяйство, разводит коров и уток в Бабатае. 

"Делаю то, что умею. Главная причина, почему я всем этим занимаюсь, – это свобода и независимость. Ехать в город и охранником штаны протирать желания нет. Так как пастбищ здесь практически нет, с одной стороны зелёная полоса, с другой – железная дорога, приходится держать скот дома. Корма дорожают. У государства кредит или субсидии брать не хочу: "Гладко стелют, да жестко спать". А современная молодёжь не хочет скотом заниматься. Зачем, говорят, если можно всё готовое в магазине купить. Мы, наверное, последнее поколение, кто будет хозяйство держать", – рассказал Талгат Маусымбаев.

Коммерческий конкурент или политический оппонент?

Сразу после железнодорожного переезда у въезда в Бабатай на оживлённом перекрёстке впритык друг к другу стоят два торговых объекта: тёплая остановка-магазин с названием "Бабатай" и продуктовый магазин без вывески. Каждые несколько минут перед ними тормозят самосвалы, которые возят щебень с соседнего аула Ельток (бывшая Волгодоновка). Да и обычные машины, едущие на отдых на Астанинское водохранилище (бывшее Вячеславское) и из окрестных сёл, чтобы выехать на автобан Астана – Караганда, вынуждены проезжать этот перекрёсток. В общем, место проходное и прибыльное.   

Торговые объекты у въезда в село Бабатай / Фото Infirmburo.kz

Владельцем остановки является бывший военный, кандидат на последних выборах в акимы сельского округа Ерлан Тулебаев, а магазин принадлежит местному предпринимателю Жанату Маусимбаеву. 24 июня на остановку по заявлению Маусимбаева нагрянула проверка из департамента по управлению земельными ресурсами Акмолинской области при Минсельхозе РК.

Согласно акту о результатах проверки, магазин-остановка установлен на земельном участке 9,9 кв. м без каких-либо правоустанавливающих документов. В акте также сообщается, что, согласно Земельному кодексу, землёй можно пользоваться только с разрешения местного исполнительного органа, то есть акима. По итогам проверки главный специалист департамента Шолпан Молдагалиева заключила, что земля занята самовольно и на супругу Тулебаева Айдану Тулебаеву (ИП "Бабатай") по статье 136 КоАП РК "Нарушение госсобственности на землю" наложила штраф в размере 184 600 тенге, выдав предписание ИП за месяц освободить земельный участок.  

Ерлан Тулебаев уверяет, что ещё в 2021 году заключил договор с АО "НК "ҚазАвтоЖол", национальным оператором по управлению автомобильными дорогами, о пользовании земельным участком под старой автобусной остановкой. Предприниматель утверждает, что заказал эскизный проект за 500 тысяч тенге, подвёл воду за 1,5 млн и другие коммуникации. В общей сложности на запуск бизнеса он потратил около 12,5 млн тенге.

"С момента открытия сотни людей из четырёх аулов пользуются тёплой остановкой. Особенно в бураны, когда перекрывают автобан Астана – Караганды, у переезда скапливаются машины, и все приходят к нам. Поблизости больше нет места, где можно погреться, сходить в туалет, купить горячей еды и чая", – рассказал Ерлан Тулебаев.

По его словам, он ежегодно выплачивает налог государству за ведение бизнеса в размере свыше 1 млн тенге.  

Прошлой зимой местная полиция во время операции по спасению рыбаков, которые в метель заблудились в степи, на несколько суток была вынуждена организовать в этой остановке штаб. Сотрудники, по словам Тулебаева, ночевали прямо на полу.    

"Соседний магазин видит во мне конкурента. Перед открытием остановки я обратился к владельцу магазина и предупредил его, что буду продавать выпечку и другую продукцию, которой в его магазине нет. Он ответил, что против. Сельчане мне сказали, чтобы я не обращал внимания и запустил своё мини-предприятие", – вспоминает предприниматель.

Оказалось, что Ерлану Тулебаеву нужно было получить разрешение у своего прежнего оппонента – акима сельского округа, на должность которого Тулебаев баллотировался в 2022 году. Несогласный с итогами проверки предприниматель обратился в комитет, чтобы проверили наличие документов у соседа, а также написал заявление в прокуратуру и административный суд для приостановления выплаты штрафа до полного выяснения обстоятельств дела.

До Жаната Маусимбаева корреспонденту Informburo.kz дозвониться не удалось. Зато удалось связаться с его супругой, Гульмирой, которая пообещала, что сообщит мужу и перезвонит. Но никто с журналистом так и не связался.

Аким сельского округа Арнасай Байсаганов говорит, что с Жанатом Маусимбаевым в дружеских отношениях, но дружил с ним ещё до своего акимства, когда много лет руководил местным лесничеством. Аким уверяет, что ранее предупреждал Тулебаева, чтобы тот привёл в порядок документацию на пользование землёй.  

"Он сказал, что сам знает и чтобы я его не учил. Есть такие люди, которые не понимают. Ерлан все органы в заблуждение вводил. Проверка спросила у меня, есть ли согласование со мной, я сказал, что нет. Что я теперь сделаю? Два объекта находятся рядом. У одного документы есть, у второго нет. Это спор двух физических лиц. Магазин Маусимбаева работает законно. Все его документы проверили. Пусть приходит, будем разговаривать", – ответил Болатбек Байсаганов на вопрос, что теперь делать хозяину остановки.

Критику со стороны сельчан аким Байсаганов воспринимает эмоционально. По его словам, конкурс на асфальтирование ещё трёх улиц протяжённостью 3,9 км разыгран, но денег, примерно 330 млн тенге, из республиканского бюджета пока не выделено.

"Вы им не верьте. Вот я им не верю. ПСД сделана. Ждём денег для проведения конкурса на строительство башни. Много времени уходит на заполнение бумаг и согласования. Сейчас все умные, но никто сам ничего не хочет делать. На субботник никто не выходит. Придомовую территорию не акимат же должен чистить и благоустраивать", – возмутился аким.

Руины сельского магазина в Бабатае / Фото Infirmburo.kz

Сейчас в Бабатае насчитывается около 135 дворов, где проживает примерно 400 человек. И многие из сельчан, даже если публично не жалуются, всё же ждут улучшений в родном селе.

Новости партнеров