Тысячи азербайджанцев и грузин вот уже три года, прошедшие с начала пандемии, лишены возможности видеть близких и теряют бизнес из-за того, что Азербайджан держит закрытыми наземные границы. В официальную версию властей, которые настаивают, что эта мера обусловлена защитой от ковида, мало кто верит.
Тамар и её муж Амиран не видели свою внучку четыре года, хотя живут в 200 с лишним километрах от дочери. Недавно она родила ещё одного ребенка, но увидеть его бабушка с дедушкой могут разве что по скайпу.
Тамар и Амиран – этнические грузины, живущие в приграничном городе Гах на севере Азербайджана. Имена обоих героев изменены по их просьбе: говорить на эту тему открыто они опасаются, боясь навлечь на себя гнев азербайджанских властей.
Раньше Тамар и Амиран ездили к родственникам в Грузию два-три раза в год, но теперь туда можно попасть лишь самолётом из Баку. Поезда до столицы тоже не ходят с 2020 года, расстояние в почти 400 км приходится преодолевать на автобусе. Билет на самолёт стоит минимум около 300 манатов (176 долларов) – это почти что месячная зарплата Тамар. "Раньше дорога стоила как один петух, продал петуха – съездил. А теперь, чтобы поехать, надо хорошего бычка продать", – говорит Амиран.
Карантинный режим
"Особый карантинный режим" был введён в Азербайджане в марте 2020 года, когда весь мир закрывался от коронавируса. В первые два года в стране действовали жёсткие правила и запреты: например, в отличие от других стран Южного Кавказа здесь в первый год пандемии большинству людей разрешалось выходить на улицу лишь на два-три часа и только после отправки властям специального смс-сообщения. Летом 2020-го власти несколько раз и на несколько дней полностью запрещали гражданам покидать свои дома – нарушителей жестко задерживали.
Большинство ограничений были сняты летом 2022 года, а формально оставшиеся – вроде проверки ковид-паспортов в ресторанах – на практике не работают. Воздушное пространство страны оставалось открытым и в разгар пандемии. Ещё год назад количество заражений достигало почти пять тысяч в день, а сейчас число новых случаев колеблется от 10 до 20 в день.
Редакция BBC направила в Кабинет Министров Азербайджана просьбу уточнить причину, по которой границы остаются закрытыми, но на момент публикации не получила ответа.
Азербайджан граничит с Ираном, Арменией, Россией и Грузией – из этих стран лишь Россия обгоняла Грузию по числу прибывающих оттуда в Азербайджан путешественников.
Грузия открыла сухопутные границы ещё в 2021 году, но с азербайджанской стороны они по-прежнему закрыты для всех, кроме граждан Грузии, выезжающих из Азербайджана. До прошлого лета проживающие в Грузии могли обратиться в азербайджанское посольство за разрешением на пересечение сухопутной границы, но сейчас и этой опции нет.
Как оппозиция, так и многие обычные граждане не верят, что причина в ковиде. Одни считают, что закрытые границы как-то связаны с тем, что в Карабахе, где осенью 2020 года была война, до сих пор неспокойно; другие предполагают, что власти боятся наплыва бегущих от мобилизации россиян.
Читайте также:
- "Без света, газа и лекарств, зато у себя дома". Как живет в блокаде Нагорный Карабах
- "Гуманитарная катастрофа". Как бегущие от мобилизации провели неделю в пробках на границах России
У некоторых в городе Гах похожие проблемы: одни торговали через границу, другие возили из Грузии детали для автомобилей, третьи зарабатывали на туристах.
По официальным данным, этнических грузин в Азербайджане около 10 тысяч – это 0,1% населения страны. Но азербайджанцев в Грузии в несколько раз больше, согласно переписи от 2014 года, это крупнейшее по численности нацменьшинство страны – 6,3% населения, или 233 тысячи человек.
Почти все они живут в регионе Квемо-Картли на юго-востоке страны. И там в отличие от Гаха почти каждый при встрече жалуется на ситуацию с границей.
"Тут всё умерло"
У пограничного пункта Красный мост по грузинскую сторону границы раньше кипела жизнь: рядами стояли продавцы сыра, вина, грузинских пряностей. Пассажирские автобусы двигались колоннами, а возле кружили таксисты. Многие местные зарабатывали тем, что возили через границу товары – картошку, лук, сыр.
Теперь тут пусто. Несколько скучающих таксистов и женщина, протягивающая мне пластиковую бутылку домашнего вина с просьбой купить её и обменять горстку азербайджанских копеек на грузинские лари.
"Тут всё умерло", – говорит один из таксистов.
Внезапно водители приходят в движение – на той стороне подъехал автобус. Но из дверей КПП выходит одна-единственная девушка с чемоданами. Таксисты было рвутся к ней, но за ней приезжает машина. Таксисты расходятся.
Один из них рассказывает, как заплатил 1000 лари (380 долларов) за билет на самолёт, чтобы привезти ребёнка родственников в Грузию, хотя до их дома рукой подать через границу. "Два километра отсюда, всего два километра до них. Я к ним пешком ходил, а теперь не могу!" – почти кричит мужчина и машет в сторону КПП.
"А вообще, знаешь, пойдём отсюда", – говорит он, завидев пограничников. Некоторые таксисты, объясняет он, работают тут нелегально, без лицензии. Но работы вокруг немного, и они стоят в надежде подвезти возвращающихся домой граждан Грузии. "Вообще, людей мало, иногда бывает один клиент или два, иногда ни одного", – рассказывает таксист.
В сорока минутах от пограничного пункта, в населённом преимущественно этническими азербайджанцами городе Марнеули, при виде приезжего из Баку люди сами заговаривают о проблеме.
"Когда вы там границы откроете?" – спрашивает продавщица пряностей на местном рынке. Я пожимаю плечами. Услышав наш разговор, вокруг собираются люди – и продавцы, и покупатели. Говорят все одновременно, но проблемы одинаковые – родственники по обе стороны не могут попасть на похороны близких, на свадьбы, на лечение.
"Брат, племянники, все у меня там, – рассказывает та же продавщица пряностей. – У брата операция была, а у меня денег не было поехать".
"Почему Азербайджан нас, своих азербайджанцев, так мучает? – спрашивает она. – Если всё из-за карантина, то почему одному границу пересекать нельзя, а, как селёдки, 100 человек в самолёт набиваться можно?"
Похожая ситуация у 68-летнего Тельмана – большая часть его близких живёт в Баку, но он не видел их три года. "Мама и братья мои там, маме 95 лет, и если она умрёт, я не смогу туда поехать", – говорит он. В Азербайджане его родственники тоже живут бедно и не могут навестить его. У золовки, говорит он, в Марнеули старый отец при смерти в больнице, но она не может приехать, чтобы с ним попрощаться.
Соседний город Рустави в советские годы был промышленным центром, а теперь известен как центр продажи подержанных автомобилей, которые привозят сюда со всего мира. Годами машины здесь покупали жители Азербайджана.
Азамат работает на рынке восемь лет. По его словам, после закрытия границ клиентов поубавилось: "Теперь покупателю нужно загрузить машину на эвакуатор, а самому лететь на самолёте. Это дополнительные расходы, что ограничивает доступ для азербайджанцев".
Закрытие границ усложнило и логистику поставок в другие страны: раньше автомобили в Россию, Казахстан и Кыргызстан поставляли через территорию Азербайджана – по равнине и хорошим дорогам везти проще и безопаснее, чем через пробки и горные перевалы в районе Верхнего Ларса, ставшего знаменитым из-за бегущих от мобилизации россиян КПП на границе Грузии с Россией.
Дорогие перелёты
По сравнению с предпандемийным временем туристический поток из Азербайджана в Грузию и обратно снизился в несколько раз, но авиационный пассажиропоток вырос – потому что наземные границы закрыты.
По данным азербайджанского Госкомстата, в 2019 году в Азербайджан из Грузии приехала 601 тысяча человек, из них лишь 11 тысяч (меньше 2%) прилетели самолётом. В 2022 году при закрытых наземных границах из Грузии в Азербайджан прилетели 83 тысячи человек.
В Грузию же из Азербайджана в 2019 году приехали 1,35 млн – 1,337 млн пересекали наземную границу и только 16 тысяч (1,2%) летели на самолёте. В 2022 году в Грузию отправились 128 тысяч азербайджанцев – все самолётами.
Таким образом, авиационный пассажиропоток из Грузии в Азербайджан вырос почти в восемь раз, а из Азербайджана в Грузию – в четыре с половиной.
Рейсы между Баку и Тбилиси осуществляют только два перевозчика – государственные "Азербайджанские авиалинии" AZAL и принадлежащий им лоукостер Buta Airways. Если в 2017 году таких рейсов было около восьми в неделю, то сейчас – по четыре в день. Несмотря на это, AZAL остаётся убыточной компанией.
Авиабилеты из Баку действительно довольно дорогие – самый дешёвый вариант поездки в Тбилиси и обратно рейсами Buta Airways обойдётся в 168 долларов при средней зарплате в стране в 765 манатов (450 долларов). Полёты между европейскими странами на схожие расстояния обычно обходятся в несколько раз дешевле.
Высокие цены на авиабилеты в Азербайджане беспокоят как простых граждан, так и депутатов парламента. Представители венгерского лоукостера WizzAir и турецкого Pegasus, летающих в Азербайджан, объясняли высокие цены дороговизной обслуживания в аэропорту Баку.
***
Действие "особого карантинного режима" в отношении границ продлевают каждые два месяца, следующий срок подходит к концу 1 марта.
Уже после моего возвращения в Баку Тамар рассказала, что её муж всё-таки решил ехать в Тбилиси: они скопили денег на перелёт и даже на отдельное багажное место для перфоратора – Амиран поможет дочери с ремонтом дома.
Я спросил, не лучше ли подождать до марта – вдруг в этот раз границы всё же откроют? "Три года ждём, я им уже не верю, – сказала Тамар. – Если ещё немного подождать, дом совсем развалится".
Магеррам Зейналов
BBC, Гах – Квемо-Картли
«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5516
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2485
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2500
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2302
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2181
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2172
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2234
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2282
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2209
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2193
- 0
- 6