30 декабря в Казахстане приняли поправки в Кодекс "О браке и семье", связанные с усыновлением сирот:

  • узаконили частные агентства по усыновлению детей – это некоммерческие организации, которые бесплатно содействуют устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи казахстанцев;
  • обязали желающих усыновить ребёнка проходить школу приёмных родителей и получать сертификат;
  • обязали агентства по усыновлению детей получать аккредитацию.
Эти поправки вступают в силу с 1 июля. Сейчас Министерство образования и науки разрабатывает правила аккредитации агентств по усыновлению детей.

Чем будут заниматься агентства по усыновлению детей

На базе общественного фонда "Ана уйi" ("Дом мамы") в прошлом году создали Национальное агентство по усыновлению детей. Ему в этом году предстоит пройти аккредитацию, как и любым другим НПО, желающим заняться устройством сирот в семью.

Руководство агентства весь прошлый год добивалось внесения поправок в закон. Главная цель – избавиться от детских домов в том виде, в котором они существуют, постепенно превратив их во временные центры пребывания детей. В Мажилисе инициаторы поправок столкнулись с недоверием и сопротивлением депутатов.

"Опасения были по поводу того: "Кто вы? Какой ваш интерес? На чём будете зарабатывать?" Наш интерес – это безопасность и счастье детей. Заблуждением было то, что мы хотим чуть ли не в управление взять детдома. Нет, мы не имеем доступа к детям. Мы готовим родителей, хотели бы работать с персоналом детдомов и обучать их подходу к детям. Не вредить им, не наносить им травм, а понимать", – объясняет Балия Акимбекова.


Читайте также: "Ребёнка возвращали в детдом 12 раз". Зачем в Казахстане создают агентство по усыновлению?


Теперь по закону содействовать устройству детей в семью могут любые НПО, которые получат аккредитацию в Комитете по охране прав детей МОН РК. Сейчас готовят подзаконные акты с требованиями к таким организациям.

Агентства по усыновлению должны будут заниматься психологической подготовкой приёмных родителей.

"По Конституции, мы не имеем право заставлять человека что-либо делать. Но Конвенция о правах ребёнка говорит, что нужно всё делать в интересах детей. Мы должны их обезопасить. Подготовка приёмных родителей – это обезопасить ребёнка от возвратов и предательства взрослого. Потому что завтра обиженный ребёнок вырастет во взрослого, который неизвестно как будет мстить этому миру за ту обиду, которую ему нанесли в детстве", – говорит Балия Акимбекова.

Агентства по усыновлению должны бесплатно предоставлять услуги казахстанцам.

Самая же главная поправка – это определение агентств по усыновлению детей: некоммерческая организация, которая бесплатно устраивает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи казахстанцев. То есть частники не будут заниматься поиском детей для иностранцев.

Государство напрямую не финансирует агентства по усыновлению. Они должны работать и предоставлять услуги за счёт собственных и спонсорских средств. При этом агентства могут участвовать в конкурсах госзакупок, если таковые будут объявлены.

Зачем нужна школа приёмных родителей

В развитых странах процент возврата детей в детские дома составляет около 8%, в России – 10%, в Казахстане – 18%. Бывает, что детей возвращают в третий, четвёртый раз. Происходит это потому, что приёмный родитель не справляется с воспитанием ребёнка и начинает понимать, что не готов этим заниматься.

"Самое страшное в том, что это он понимает не тогда, когда готовится стать приёмным родителем, а тогда, когда ребёнка взял, и он начал привыкать к этой семье", – подчёркивает Балия Акимбекова.

Если потенциальный приёмный родитель отсеется на уровне подготовки – это и будет профилактика возврата детей в детдома, добавляет психолог Национального агентства по усыновлению Динара Алидарова.

"Травма возврата неизгладима не только для ребёнка, но и для взрослого, потому что он один на один остаётся с самим собой. Ему очень сложно с этим справиться. Поэтому лучше всё это сделать на берегу. Выявить свои сильные и слабые стороны, понять: с чем я готов, а с чем не готов встретиться", – считает Динара Алидарова.

Школа приёмных родителей на базе Национального агентства по усыновлению детей включает в себя 14 встреч, которые длятся по три часа и проводятся по выходным дням.


Занятия в школе приёмных родителей

Занятия в школе приёмных родителей / Изображение предоставил фонд "Ана үйі"

"Из 100% приёмных родителей половина на середине курса говорят: "Я ещё пока не готов". И мы говорим им: "Спасибо за правду, честность. Лучше тогда не нужно". К завершению курса приходит 20-30% родителей, которые осознанно готовы брать детей и воспитывать их. Надо понимать, что ты берёшь ребёнка не потому, что тебе скучно или одиноко, а готов к безусловному принятию и не ждать ничего взамен", – продолжает глава фонда "Ана уйi".

Главная проблема приёмных родителей в том, что их ожидания от ребёнка не соответствуют действительности. При усыновлении они обращают внимание на внешность – национальность, цвет глаз, волос, схожесть.

Ребёнок же поступает в детский дом с негативным опытом. Многим ставят диагноз "задержка психического развития", хотя у большинства детей всё в порядке с генетикой, они здоровы физически. Причина в том, что у них нет взрослого, который бы помог им развиваться. В результате психика замирает, не в полной мере развиваются эмоции, интеллект, нравственность. И взяв такого ребёнка, взрослые ошибаются, что достаточно одной любви. Нужны ещё знания и навыки для воспитания полноценной личности.


Читайте также: Хочу усыновить ребёнка из детского дома. Какие пособия получают приёмные семьи


Это подтверждает переписка приёмных родителей в чатах, говорят психологи. Первый месяц только позитив: катались на коньках, пошли в садик, приятные хлопоты. Но проходит месяц-два – тональность сообщений меняется. Дело в том, что вначале и ребёнок, и приёмный родитель хотят показать себя с лучшей стороны. Но потом оба устают притворяться.

"Чем больше ребёнок начинает доверять, тем больше он начинает проверять. Его действия будут направлены на "верни меня". "Я буду воровать, я буду драться, ругаться матом". Но на самом деле за этим кроется: "Помоги мне, мне сложно, мне страшно, я хочу тебе поверить. Дай мне шанс поверить тебе. Я буду проверять и бить тебя по самому больному", – рассказывает Динара Алидарова.

Если родитель не подготовлен, ребёнок возвращается в детдом. Если подготовлен – ищет пути решения этих проблем. Он вправе обратиться за сопровождением в агентство по усыновлению. Психологи оказывают три вида сопровождения: базовое, кризисное и экстренное.

"Была ситуация: приёмная мама не могла принять дочь, проявляла агрессию, ребёнок начал сопротивляться. Когда она решила её вернуть, наш психолог выехал. Выяснилось, что у мамы умерла в этом же возрасте родная дочь. Началось непонимание: "Почему сирота живёт, а мой ребёнок погиб?". В этом нет её вины. Когда человек переживает утрату, сложно быть объективным, критичным к себе. Когда она это поняла, ужаснулась. Сейчас ребёнок в семье", – рассказала психолог.

"Когда ко мне в дом пришёл маленький монстр, я была к этому не готова"

Приёмная мама Оксана Дагнер согласна, что нужно подходить к воспитанию осознанно. Четыре года назад она взяла трёхлетнего мальчика из детского дома, имея дочь и взрослого сына. Но не прошла школу приёмных родителей.

"Я хотела творить добро, была в розовых очках. Но когда ко мне в дом пришёл маленький монстр, я была к этому не готова. Я была готова к тому, чтобы дарить любовь, понимание, вся моя семья оборудовала комнату, мы отдавали ему всех себя. В итоге мы получили разбитые телевизоры, швыряние в лицо стаканов, подожжённый диван четыре раза за месяц. Я начала носиться по врачам. Ребёнок здоров", – рассказывает Оксана Дагнер.


Оксана Дагнер

Оксана Дагнер / Фото Informburo.kz

Женщина категорически отказывалась вернуть ребёнка и обратилась в школу приёмных родителей при Национальном агентстве по усыновлению.

"Сначала я просила психолога для ребёнка, пусть он с ним что-то сделает. Как будто у ребёнка есть какая-то кнопка. Нет кнопки у ребёнка. Когда я начала проходить эту школу, я поняла, отчего это взялось и как мне поступить. Не могу сказать, что сейчас я идеальный родитель. Но по сравнению с тем, что было раньше, он на 70% успокоился. Четвёртый год он у меня и до сих пор спрашивает: "Ты меня не отдашь в детский дом?" – говорит Оксана Дагнер.


Читайте также: "Дети не должны узнавать о сексе в полночь перед 18-летием". Что не так с половым просвещением?


Динара Утегенова – ещё одна выпускница школы приёмных родителей. Сейчас она подыскивает ребёнка на усыновление. Говорит, не сразу поняла, какие мотивы ею двигали.

"Я думала, что хочу поделиться своей любовью. У меня не было возможности родить второго ребёнка, почему бы не сделать добро для кого-то. Но когда я пришла в школу приёмных родителей, то осознала, что, оказывается, моя истинная цель, которую я от себя скрывала глубоко внутри, – это повторно пройти этап материнства. Я считала, что была плохой матерью, и хотела пройти это заново, чтобы стать хорошей матерью", – признаётся Динара Утегенова.

Сейчас она понимает, что хочет отдавать, ничего не требуя взамен.

"Я даже готова к тому, что этот человек потом уйдёт. Возможно, он уйдёт навсегда, скажет завтра: "Спасибо вам за всё, но вы не мои родители, и я не готов с вами жить дальше. И не буду ухаживать за вами в старости", – заключила женщина.

"Усыновляя ребёнка, нужно ориентироваться не на внешность"

Балия Акимбекова считает, что детские дома в том виде, в котором они работают, уже изжили себя.

"Они должны превратиться в центры временного пребывания детей и должны заниматься подготовкой приёмных родителей и их сопровождением. Мы бы хотели, чтобы они у себя развили это. Мы готовы делиться программами, видеокурсами, наработками, провести обучение. Может быть, через лет 10 мы вообще не нужны будем, и детские дома станут центрами поддержки семьи. И эти поправки в закон – на пути к этому", – говорит она.

Благодаря принятым поправкам в Казахстане появятся инструменты работы с приёмными семьями, которых раньше не было. Помимо обучения будут производить отбор будущих мам и пап. Психологи будут проводить первичную диагностику желающим усыновить детей, чтобы установить их истинные мотивы.


Читайте также: Как защитить детей от травли в интернете, или Зачем школам Алматы антибуллинговый кодекс


Специалисты будут искать точки соприкосновения. Ведь есть родители, которые замечательно принимают маленьких детей, но будут ужасны с подростками. Поэтому технологию поиска соответствия начнут использовать в детских домах, на каждого ребёнка составлять анкету.

"Будут собирать данные: когда ребёнок поступил, с чем пришёл, плакал ли, искал ли маму, как прошла его первая ночь в детском доме. Тогда мы понимаем, что у него было, была ли привязанность к кровной семье, какие переживания, в чём его потребность. Параллельно те, кто готовят приёмных родителей, делают такое же досье на них. В идеале на опекунском совете решения о передаче ребёнка в семью будут принимать, исходя из этих характеристик: потребности ребёнка и взрослого", – заключила Балия Акимбекова.

Подзаконные акты о процедуре аккредитации частных агентств по усыновлению должны подготовить до марта этого года. С 1 июля они уже смогут получать аккредитацию и начать работать.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter