Заместитель генерального директора АО "КазТрансОйл" Жайык Махин в интервью Informburo объясняет, как падение добычи нефти на зрелых месторождениях сказывается на деятельности компании, и каким образом изменение тарифного регулирования может повлиять на интересы акционеров национального оператора по транспортировке нефти по магистральному трубопроводу.
– На днях АО "КазТрансОйл" опубликовало финансовую отчётность за первое полугодие 2019 года. Судя по цифрам, наблюдается положительная динамика по сравнению с прошлым годом. Что способствовало её появлению?
– Действительно, показатели первого полугодия текущего года демонстрируют положительную динамику по сравнению с 2018 годом. Консолидированная чистая прибыль по итогам шести месяцев составила 33,8 млрд тенге, что на 22% больше прошлогоднего результата. Такого существенного эффекта удалось добиться, в первую очередь, за счёт роста наших доходов, а также увеличения доли в прибыли совместно контролируемых организаций.
Консолидированная выручка выросла на 9% и составила 119,3 млрд тенге. При этом снижение дохода от транспортировки нефти в целях экспорта вследствие изменения структуры поставок нефти компания нивелировала за счет увеличения тарифов на услуги по перекачке нефти в целях экспорта и на внутренний рынок и транзитных тарифов по территории РК по нефтепроводу ТОН-2. Также приказом министра энергетики Республики Казахстан стоимость транспортировки российской нефти в объёме 10 млн тонн в год через территорию РК в КНР была повышена с 11,36 доллара США за 1 тонну до 15 долларов США за 1 тонну. Увеличению выручки также способствовало повышение доходности от операторской деятельности за счёт оказания услуг Каспийскому трубопроводному консорциуму, с которым мы подписали договор в мае прошлого года.
План капитальных вложений АО "КазТрансОйл" по итогам первого полугодия перевыполнен на 8%. Объём инвестиций составил 14,0 млрд тенге. Средства направлены на обеспечение надёжной и безопасной эксплуатации производственных активов, а также бесперебойной транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов. Это наш главный приоритет и стратегическая задача. С учётом этой задачи мы строим свои планы, исполняем требования материнской компании (КМГ), регуляторов (Минэнергетики, КРЕМиЗК), принимаем во внимание потребности наших партнёров и потребителей услуг, анализируем и прогнозируем возможные риски в отрасли и на внешних рынках.
– Дивиденды по итогам 2018 года по сравнению с предыдущим годом существенно снизились. Почему? И какие меры компания предпринимает для улучшения ситуации?
– Так и есть, размер дивидендов за 2018 год ниже, чем за 2017-й. Однако нужно учитывать, что с момента своего IPO, а это уже семь лет, "КазТрансОйл" является одной из немногих компаний из представительского списка индекса KASE, которая стабильно выплачивает дивиденды. За это время "КазТрансОйл" выплатил своим акционерам порядка 330 млрд тенге в виде дивидендов. Суммарный размер выплаченных дивидендов в расчёте на одну акцию составляет 857 тенге, то есть 118% к цене размещения.
В последние годы на нашу операционную деятельность оказывает влияние расширение пропускной способности трубопровода КТК, а также естественное истощение зрелых месторождений, составляющих традиционную ресурсную базу "КазТрансОйла". Данная ситуация существенно влияет на доходность компании. Из-за роста потребностей НПЗ в сырье после модернизации меняется и структура поставок нефти. Кроме того, рентабельность деятельности "КазТрансОйла" ограничена законодательством РК в части регулирования тарифа на внутренний рынок.
Несмотря на это, мы ведём широкую работу по повышению доходности деятельности, и она уже даёт результаты. Плюс развиваем и диверсифицируем действующие маршруты транспортировки нефти. С 2017 года по нефтепроводу "Атырау – Самара" идёт транспортировка лёгкой казахстанской нефти, с сохранением качества сырья, для дальнейшей транспортировки по системе ПАО "Транснефть" до порта Новороссийска и последующего экспорта. В настоящее время ведётся масштабная работа по проекту реверса нефтепровода "Кенкияк – Атырау" для создания возможности поставок западноказахстанской нефти на Шымкентский и Павлодарский НПЗ и на экспорт в Китай.
Также мы проводим работу по контролю затрат, оптимизируем структуры управления и совершенствуем бизнес-процессы, работаем над повышением энергоэффективности и внедрением современных технологий, в том, числе информационных.
– В публичном пространстве было много заявлений миноритарных акционеров вашей компании по поводу снижения дивидендных выплат и в целом о политике компании по отношению к миноритариям. Какую позицию занимает КТО в этом вопросе?
– Нашими миноритарными акционерами являются более 30 тысяч человек – граждан нашей страны, а также порядка 40 юридических лиц, в том числе иностранных. На снижение размера дивидендов акционеры отреагировали по-разному.
Мы оперативно прорабатываем вопросы акционеров и даём необходимые разъяснения. Наш с вами разговор также нацелен на разъяснение сложившейся ситуации. Судите сами: после IPO "КазТрансОйл" в течение шести лет ежегодно увеличивал размер выплачиваемых дивидендов, а в течение последних четырёх лет выплачивал дивиденды, превышающие размер чистой прибыли.
В отношении наших миноритарных акционеров, как и мажоритарного акционера КМГ, наша позиция остаётся неизменной: обеспечивать баланс интересов компании и его акционеров. Это прописано в нашей дивидендной политике. И при определении размера дивиденда компания должна руководствоваться необходимостью обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость. Это в интересах акционеров и развития нашего бизнеса, в интересах потребителей услуг. Изменения конъюнктуры рынка, влияющие на деятельность компании, повышают значимость поддержания адекватного уровня денежных средств для сохранения финансовой гибкости в случае наступления рисков.
Транспарентность и равный доступ к информации – ключевая задача нашей компании в информационном поле. "КазТрансОйл" как субъект естественной монополии и публичная компания ведёт свою деятельность в полном соответствии с законодательством и в интересах всех заинтересованных сторон: акционеров, потребителей услуг, своих работников, населения регионов, где расположены наши объекты, и широкой общественности.
– В заявлениях миноритарных акционеров говорилось о закрытости компании и слабых коммуникациях с ними…
– Я не могу согласиться с этим утверждением, поскольку "КазТрансОйл" информирует общественность о своей деятельности в полном соответствии с требованиями законодательства и лучшей международной практикой. Вся информация и объявления публикуются в установленные законодательством сроки. Более того, мы размещаем в открытом доступе информацию о деятельности компании, не относящейся к обязательной для раскрытия. В рамках реализации Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей (ИПДО) "КазТрансОйл" на ежегодной основе раскрывает информацию о своей деятельности в национальных отчётах о реализации ИПДО. По итогам работы в 2017 и 2018 годах KASE награждало "КазТрансОйл" дипломами "За стремление к прозрачности". Кроме того, компания заняла третье место в номинации "Лучший годовой отчёт в нефинансовом секторе" по итогам деятельности за 2017 год в рамках ежегодного конкурса, проводимого рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА) и KASE. Согласно оценке рейтингового агентства RAEX, АО "КазТрансОйл" занимает 4-е место в рейтинге прозрачности крупнейших компаний Республики Казахстан.
С учётом того, что нашими акционерами являются различные группы инвесторов, при раскрытии информации мы руководствуемся принципом равного доступа к информации для всех заинтересованных сторон. Для этого используем каналы коммуникаций, обеспечивающие максимальный охват целевой аудитории: интернет-ресурс Казахстанской фондовой биржи, корпоративный сайт, интернет-ресурс Депозитария финансовой отчётности и средства массовой информации.
Ещё раз подчеркну, мы оперативно реагируем на вопросы акционеров и даём необходимые разъяснения. В соответствии с общепринятой практикой для обратной связи с акционерами и инвесторами в компании функционирует служба по связям с инвесторами, посредством которой акционеры, как правило, адресуют свои вопросы компании.
– Рассматривается ли вариант проведения SPO? Если рассматривается, то какой пакет акций может быть выпущен на биржу?
– Основной целью публичного предложения акций является привлечение капитала в компанию, в том числе для финансирования проектов развития.
Компания демонстрирует сильные позиции и генерирует достаточно денежных средств для покрытия своих текущих расходов и развития. Считаю, что на сегодняшний день нет необходимости в привлечении дополнительного финансирования. Кроме того, от реализации проекта реверса нефтепровода "Кенкияк – Атырау" в будущем мы ожидаем мультипликативного эффекта для всей группы компаний АО "КазТрансОйл" за счёт создания нового маршрута транспортировки нефти и поступления доходов от совместно контролируемых организаций. И эти доходы при необходимости в будущем могут быть направлены на реализацию новых инвестиционных проектов.
– 27 декабря 2018 года был принят новый закон "О естественных монополиях". Чем, на ваш взгляд, была вызвана необходимость разработки нового документа?
– Это естественная необходимость. Прежний закон был принят в 1998 году, за период его действия документ претерпел множество изменений, из-за чего он утратил системность, гибкость и стал тяжёлым для восприятия.
– В чём для вас как естественного монополиста его принципиальное отличие от старого закона?
– Новый закон "О естественных монополиях" направлен на совершенствование отношений между субъектами естественных монополий и госорганом, повышение прозрачности и усиление контроля над деятельностью монополистов в части использования средств потребителей и качества предоставляемых услуг. В нём расширен спектр методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в частности, внедрены стимулирующий метод и метод индексации. Также принятая редакция закона предусматривает перевод субъектов естественных монополий с ежегодного на полугодовой публичный отчёт перед потребителями о ходе исполнения тарифных смет и инвестиционных программ. При этом определена обязанность монополиста размещать информацию о ходе исполнения инвестиционных программ с приложением фото-, видеоматериалов. Ещё одним прогрессивным новшеством стало внедрение электронной базы "Монополист".
– Как повлиял на бизнес переход с 1 января 2019 года на электронный формат рассмотрения заявок монополистов? Что вас устраивает этом механизме, а что – нет?
– В целом переход на электронный формат передачи данных благоприятно сказался на деятельности нашей компании. Теперь основной объём информации, направляемый в КРЕМЗКиПП, формируется в цифровом формате. С внедрением базы "Монополист" стало значительно проще подавать заявки. Ещё один плюс в том, что за счёт перехода на электронный документооборот мы существенно экономим ресурсы. Например, недавно "КазТрансОйл" успешно и своевременно подал заявку в электронном формате на утверждение предельных уровней тарифов и тарифной сметы на услугу по перекачке нефти на внутренний рынок Республики Казахстан и утверждение инвестиционной программы АО "КазТрансОйл" на 2020-2024 годы.
– В процессе принятия нового закона КТО выступал с рядом предложений. Были ли они приняты, и в чём их суть?
– Да, в рамках работы по внесению изменений в закон "О естественных монополиях" специалисты АО "КазТрансОйл" были в составе рабочей группы по обсуждению проекта закона. Со стороны компании был предложен ряд поправок, направленных на повышение доходности группы компаний АО "КазТрансОйл" и увеличение её инвестиционной привлекательности. К сожалению, в принятой редакции закона отражена лишь небольшая часть наших предложений.
Мы продолжим работу по инициированию предложений с целью внесения изменений и дополнений в действующий закон "О естественных монополиях". Надеюсь, они будут учтены и дадут положительный эффект как для субъектов естественных монополий, так и потребителей услуг.
– Каковы результаты проверки деятельности компании за 2013-2017 годы, проведённой КРЕМЗК в прошлом году?
– В 2018 году КРЕМЗКиПП провёл комплексную проверку по итогам деятельности АО "КазТрансОйл" за 2014-2017 годы. По её результатам уполномоченный орган вменил компании временный компенсирующий тариф. По большей части – за услуги по подаче воды по магистральному трубопроводу.
АО "КазТрансОйл", не согласившись с решением КРЕМЗКиПП, обжаловало его в судебном порядке. К сожалению, суд отказал нам в удовлетворении исковых требований. На сегодняшний день КТО исполнил решение суда практически в полном объёме.
– Как с новым законом изменилась система тарифообразования, и насколько она имеет стимулирующий к инвестициям эффект?
– Надо отметить, что стимулирующий метод тарифного регулирования, введённый новой редакцией закона "О естественных монополиях", предполагает более либеральный подход к формированию прибыли, ориентирован на стимулирование инвестиций в сферы естественных монополий. Однако подзаконные акты, принимаемые сегодня для реализации закона, находятся на стадии разработки и не утверждены. Поэтому сейчас оценивать эффективность и результативность изменений, внесённых в законодательство, сложно, но полагаю, что в итоге нововведения дадут положительный эффект.
– КТО является публичной компанией. Насколько этот закон учитывает особенности работы публичных компаний?
– Как я говорил, одной из целей закона является обеспечение гласности и прозрачности процедур государственного регулирования деятельности в сферах естественных монополий. Раскрытие информации субъектами естественных монополий даёт акционерам, инвесторам и аналитикам фондового рынка доступ к дополнительному источнику получения информации о деятельности компаний-монополистов, чьи ценные бумаги размещены на фондовых рынках.
Но если тарифное регулирование ограничивает возможность получения или увеличения доходов, то возможность привлечения частного финансирования существенно сокращается, что вступает в противоречие с задачами по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, в экономику страны. Решением может быть разработка правил для государственных предприятий, финансируемых из бюджета, и публичных компаний, ориентирующихся на частный капитал.
– Каковы планы КТО по Батумскому нефтяному терминалу? Как известно, объёмы перевалки грузов там снижаются, к тому же есть вопросы с налоговыми органами Грузии. Как КТО решает эти проблемы?
– БНТ является профильным активом, приобретённым в целях обеспечения стратегического присутствия Казахстана на Чёрном море и диверсификации экспортных направлений.
На сегодняшний день экономические тенденции и увеличивающаяся конкуренция в регионе вносят свои коррективы в деятельность международных транспортных коридоров. Вследствие влияния экономических факторов по отдельно взятым направлениям грузооборот сокращается, это затронуло и Батумский нефтяной терминал.
К сожалению, в настоящее время транспортировка нефти казахстанскими грузоотправителями с использованием БНТ не осуществляется. Вместе с тем в долгосрочной перспективе планируется транспортировка через БНТ нефти и нефтепродуктов казахстанских грузоотправителей и грузоотправителей других стран с учётом высокой вероятности роста добычи на разрабатываемых и новых месторождениях углеводородного сырья в Казахстане и других прикаспийских государствах.
Вместе с тем БНТ на постоянной основе осуществляет поиск новых видов грузов и тех грузоотправителей, для которых целесообразна транспортировка через морской порт Батуми. Поиск альтернатив даёт результаты. В марте прошлого года был заключён договор с ТОО "Тенгизшевройл" по предоставлению услуг по перевалке сжиженного углеводородного газа казахстанского происхождения. В конце 2018 года ООО "Батумский морской порт" подписало соглашение с компанией Wondernet Express Investment Group LLC о строительстве на территории БМП транзитного терминала и крытого склада, предназначенного для перевалки минеральных удобрений. Строительство предполагается осуществить за счет компании Wondernet Express Investment Group LLC, которая в дальнейшем будет осуществлять эксплуатацию терминала. При этом БМП будет получать оплату за аренду территории, перевалку груза, а также портовые сборы за обслуживание судов.
Что касается налоговых проверок. Налоговое законодательство, в том числе Грузии, является предметом постоянных изменений и различных толкований. Да, есть вопросы в отношении определения доходов от оказания услуг по перевалке нефтепродуктов, облагаемых по нулевой ставке НДС, по которым службой доходов Грузии произведены доначисления по НДС. В настоящий момент проводится работа по обжалованию доначисленной суммы. В июле 2019 года вступили в силу внесенные в налоговый кодекс Грузии изменения. Мы надеемся, что данное обстоятельство положительным образом скажется на рассмотрении налогового спора в системе министерства финансов Грузии.
– Какие планы ставит перед собой компания на ближайшие годы?
– На сегодня самым крупным реализуемым проектом является реверс нефтепровода "Кенкияк – Атырау". Работу по его запуску мы проводим планомерно, поскольку развитие нефтепровода "Казахстан – Китай", как и диверсификация направлений транспортировки казахстанской нефти в целом, – это ключевая задача государственного масштаба. В рамках проекта мы намерены обеспечить перекачку нефти по участку в направлении от нефтеперекачивающей станции имени Шманова в Атырауской области до ГНПС "Кенкияк" в Актюбинской области в реверсном режиме. В итоге это позволит обеспечить загрузку Павлодарского и Шымкентского НПЗ, увеличить поставки западноказахстанской нефти в Китай по нефтепроводу "Казахстан – Китай" и плюс даст возможность генерировать дополнительные денежные средства нашим совместно контролируемым предприятиям.
Сегодня мы продолжаем переговоры с российскими партнёрами о возможности увеличения объёмов транзита российской нефти в Китай. Транзит – это выгодное для нас направление, и мы нацелены развивать его в будущем. Для положительного решения этого вопроса требуется согласие и взаимодействие всех заинтересованных сторон: начиная с внесения изменений в межправительственные соглашения и заканчивая расширением пропускной способности магистральных нефтепроводов АО "КазТрансОйл" и ПАО "Транснефть".
Резюмируя всё вышесказанное, мы нацелены на обеспечение финансовой устойчивости компании в интересах государства, акционеров и потребителей услуг.
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 5737
- 1
- 4
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 5530
- 3
- 18
-
3⚡️Дмитрий Мун стал вице-министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности
- 2393
- 5
- 89
-
4🤑Размеры двух пособий вырастут в Казахстане в 2025 году
- 2396
- 4
- 15
-
5🔥В ВКО потушили два горящих автомобиля
- 2367
- 1
- 3
-
6📈 Денежная база Казахстана продолжает расти: что это значит для экономики?
- 2235
- 0
- 11
-
7⚠️Легковушка столкнулась с маршрутным автобусом на автомагистрали в Караганде
- 2194
- 1
- 17
-
8❓В НИИ онкологии и радиологии Алматы бесплатно проконсультируют жителей
- 2386
- 0
- 6
-
9⭐️Сверхгигант, прячущийся в "коконе": астрономы сделали первый крупный снимок звезды из другой галактики
- 2150
- 1
- 13
-
10⁉️Чем известна Перизат Кайрат, возглавлявшая фонд BizBirgemiz Qazaqstan?
- 2295
- 15
- 42