Прямой эфир Новости спорта

Маржан Оразмухамедкызы, "Казахтелеком": Переход на оптоволокно резко повышает качество услуг

Де-дупликация, инфраструктура для 5G и коммуникации с потребителями: над чем работает "Казахтелеком" в 2023 году.

В прошлом году "Казахтелеком" реализовал проект по полной замене (дедупликации) медной проводки на оптоволоконный кабель в Курчатове Абайской области. Для этого была построена волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) протяжённостью 13 км и демонтирована прежняя, медная. Сейчас жители моногорода пользуются "оптикой". В планах – дедупликация во всех городах Казахстана. Директор по трансформации дивизиона "Сеть" АО "Казахтелеком" Маржан Оразмухамедкызы рассказала, где произойдёт замена в 2023 году и как новые технические проекты отразятся на качестве услуг провайдера.

– Маржан, что уже показал переход на оптоволокно? Какой объём работ по дедупликации запланирован и как быстро можно его произвести? 

– Начну с того, что львиная доля жалоб на качество услуг (около 70%) связана с устаревшим медным кабелем. Скорость передачи данных по нему не превышает 8 Мб/с. Выходом является перевод клиентов на оптоволокно. Пользователь может получить доступ в интернет со скоростью до 500 Мб/с и спектр услуг от подключения к интернету и IP-телефонии до обслуживания цифровых сервисов, включая TV и системы видеонаблюдения.

На сегодня протяжённость медных сетей в РК составляет порядка 54 000 км. В этом году запланировано переключение в Туркестане, Аксае, Жанаозене, нескольких станций в Алматы и Астане. Работа по замене меди на оптику ведётся активно, но произвести её в короткий промежуток времени просто невозможно. 

Мы заинтересованы в скорейшей реализации проекта по нескольким причинам. Во-первых, переход на оптоволокно резко повышает качество услуг и расширяет возможность предоставления сервисов. Во-вторых, за счёт полного перевода на оптику мы получаем возможность уйти от обслуживания двойных сетей, зачастую дублирующих друг друга, что позволяет сократить операционные затраты.

– Сколько абонентов в стране уже переключены и в каких городах?

– В Курчатове технологией пользуется более 1200 абонентов, из которых 862 были переключены в прошлом году. Самые высокие показатели – в Алматы, более 20 000 пользователей. В прошлом году мы перевыполнили план в Павлодарской, Кызылординской, Акмолинской, Костанайской и Южно-Казахстанской областях. Физически на оптику к настоящему времени переключено более 95 000 абонентов. С начала года – более 10 000, а запланировано перевести ещё 53 с лишним тысячи пользователей.

В прошлом году бизнес-план по дедупликации был трансформирован в проект, предусматривающий полный переход на оптические сети в городах в ближайшие несколько лет. Это один из основных технологических фокусов вновь принятой стратегии развития JRun. Сейчас проводится оценка реализации проектов в Астане, Алматы, Шымкенте, где более 300 тысяч абонентов получают услуги по медным сетям. Надо понимать, что речь идёт объективно о нескольких годах. Построить оптический двойник медной сети за год-другой физически нереально. Мы прилагаем все усилия, чтобы решить задачу как можно быстрее, поскольку городские ВОЛС должны стать базой и для других проектов.

– Каких, например?

 – В прошлом году консорциум дочерних компаний АО "Казахтелеком" (ТОО "МТС" и АО "Кселл") выиграл аукцион по частотам 5G в Казахстане, и мы уже приступили к  реализации проекта по обеспечению трансмиссии для базовых станций 5G. В 2023 году предполагается подключение 486 базовых станций в Алматы, Астане и Шымкенте, а до 2027 года таких станций в РК должно быть порядка семи тысяч.

Для того чтобы сеть работала качественно, необходима полноценная наземная инфраструктура, современная, позволяющая использовать все возможности стандарта пятого поколения. Проект по строительству оптических сетей направлен на обеспечение трансмиссии для базовых станций и развёртывания сетей 5G, а также на улучшение качества телекомуслуг.

– Какие ещё технические проекты реализуются?

– В 2022 году было проведено расширение кэш-серверов Google, Meta, Akamai, Netflix, Cloudflare, Aitube в Казахстане на 936 Гбит/с. Локализация контента мировых CDN/контент-провайдеров является важным моментом.

Также совместно с ПАО "Ростелеком" был организован новый пограничный стык DWDM Уральск – Озинки ёмкостью 800 Гб/с, что позволило расширить и в дальнейшем увеличивать транзитный потенциал РК. Помимо этого, новые POP-узлы в Гонконге и Франкфурте и каналы 5х100Гб/с обеспечивают надёжность доступа к интернету, снижает риски влияния внешних факторов и промежуточных автономных систем.

В прошлом году "Казахтелеком" подписал соглашение с AzerTelecom для работы над международным проектом строительства волоконно-оптической линии по дну Каспийского моря по маршруту Азербайджан – Казахстан. После его реализации мы получим дополнительный выход к международному трафику и новый канал транзита глобального трафика из стран Азии по территории Казахстана и подводному кабелю до Азербайджана с дальнейшим выходом через Грузию, Чёрное море, Болгарию в Европу.

Все внешние проекты сопровождаются модернизацией внутренней сети с учётом обеспечения растущей потребности рынка и необходимостью расширения пропускной способности наших магистралей.

Касательно проектов в стране. Завершены ряд значимых работ по расширению и модернизации магистральной сети DWDM на 48*100 Гбит/с каналов (суммарно) с целью удовлетворения потребностей ус­луг широкополосного доступа до Центров обработки данных в городах Астана, Алматы, Актобе, Атырау, Кокшетау, Усть-Каменогорск. Осуществлена модернизация сети города Туркестан.

Вся работа по внешнему периметру и внутри страны связана одной целью – обеспечивать надёжность, стабильность и качество предоставляемых сервисов. В этом году мы продолжим реализацию проектов технического развития и поддержки сетей – переход на 100Гбит/с интерфейсы на магистральной сети в Павлодаре, Таразе, Семее, Костанае, Петропавловске, расширение плоскости ядра сети, кэш-серверов, магистральной сети передачи данных, обеспечение трансмиссией базовых станций для развертывания 5G в Алматы, Астане, Шымкенте и продолжение дедупликации и миграции на FTTx.

– 2023 год "Казахтелеком" объявил Годом повышения качества сервиса и ориентации на клиента. Какие задачи стоят перед технической службой компании?

– Мы создали управляющий комитет, представители которого каждый месяц будут обсуждать проблемы и вопросы, предлагать индивидуальное решение по каждому. Например, в рамках первого заседания определены "узкие места" по транспортной сети до сельских пунктов с утилизацией, превышающей пороговый уровень загрузки в 75%, что приводит к деградации сервисов в часы наибольшей нагрузки. Также путём регрессионного анализа выявлены сервисы с наибольшим количеством жалоб от клиентов.

Также в "Казахтелекоме" определены три ключевых рыночных дифференциатора:

  • подключение новых абонентов по GPON за 24 часа с момента обращения;
  • устранение единичных повреждений до 12 часов с момента обращения;
  • решение проблемы за один визит (FRR – First Request Resolution).

В рамках устранения единичных повреждений в прошлом году создано отдельное подразделение "Цех по работе с клиентами". Обучение и сертификацию прошли 789 работников. Они могут устранять любые проблемы как станционно-терминального характера, так и связанные с обрывами кабеля за один визит. Это значительно экономит время клиентов, да и наше тоже. Планируем, что к концу года до 95% заявок с несколькими проблемами у одного абонента мы будем удовлетворять за одно посещение.

На сегодняшний день 88% повреждений устраняются в нормативные сроки. За прошлый год было отработано 870 236 единичных повреждений, из которых 69% – по медным сетям, 30% – по технологии GPON. По сравнению с 2021 годом наблюдается снижение на 10% – мы связываем это с реализацией проекта по дедупликации. Однозначно оптика показывает себя гораздо практичнее меди. Всё это должно повысить наши показатели FRR и NPS (уровень удовлетворённости клиента), к которым привязано материальное вознаграждение наших сотрудников.

– А кто будет оценивать специалистов?

– Сами абоненты. Уже сейчас осуществляются опросы посредством IVR и SMS, реализовывается функционал на порталах и в мобильном приложении telecom.kz, где клиент сможет подтвердить закрытие заявки, оценить работу специалиста, оставить свои предложения по улучшению сервиса. Опросный лист находится на стадии тестирования и будет запущен в ближайшее время.

Новости партнеров