Дамир Алимов: Дорогами общего пользования должен управлять и финансировать их один центральный орган

Фото из личного архива Дамира Алимова
Фото из личного архива Дамира Алимова

Почётный дорожник Дамир Алимов делится своим мнением о решении проблемы качества автомобильных дорог в Казахстане.

Вопрос качества дорог в Казахстане всегда был одним из самых обсуждаемых направлений развития. И зачастую причины кроются не только в некачественном проведении строительных и ремонтных работ, но и в недостаточном финансировании, климате, а также несоблюдении требований по эксплуатации. Так считает почетный дорожник Дамир Алимов. За его плечами – 50 лет опыта в сфере строительства автодорог. В интервью  NUR.KZ он поделился своим мнением о ситуации в автодорожной отрасли Казахстана и рассказал о возможных путях решения проблем. 

– Насколько, по вашему  мнению,  является оправданной критика руководства страны  в отношении нынешнего  состояния автомобильных дорог?

– Критика нынешнего состояния автомобильных дорог является своевременной и справедливой. Если, согласно Глобальному индексу конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума, Республика Казахстан в 2019 году    заняла 55 место в мире, то по качеству автомобильных дорог – только 93. По данным Комитета автомобильных дорог, в 2019 году 40% сети автомобильных дорог общего пользования или 37 654 км имели удовлетворительное состояние, 27% или 25 509 км находились в неудовлетворительном состоянии. В результате такого состояния автомобильных дорог у нас размер транспортной составляющей в конечной стоимости продукции намного выше, чем в развитых странах.  Всё это отрицательно сказывается на состоянии экономики Республики и росте ВВП.

– Каковы причины такого неудовлетворительного состояния автомобильных дорог у нас в Республике?

– Причин, негативно влияющих на состояние  автодорог,  несколько:

Это несоблюдение требований по качеству при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Постоянно средства массовой информации выявляют недостатки при строительстве, ремонте и содержании дорог общего пользования и улиц в населённых пунктах. Постоянно выявляются такие нарушения, как применение некачественных материалов, недостаточная толщина покрытий и оснований, несоблюдение технологии производства работ, особенно при укладке асфальтобетонных покрытий, отсутствие подгрунтовки между слоями дорожной одежды и многие другие.

Ранее эти недостатки были в основном скрыты от широкой общественности и поэтому им уделялось меньше внимания.

  • Резко континентальный климат нашей Республики, из-за этого дороги подвержены периодическим циклам попеременного замораживания и оттаивания, приводящим к разрушению дорожных одежд. Низкие зимние температуры способствуют появлению поперечных трещин и других дефектов на большом протяжении дорог с чёрным покрытием;
  • Проезд большегрузного транспорта с нагрузками больше допустимых, в результате этого на многих участках дорог появляются просадки, колея, на мостовых балках появляются трещины и эти дефекты отрицательно сказываются на состоянии автомобильных дорог и безопасном и бесперебойном проезде по ним; 
  • Несоблюдение нормативных сроков между ремонтами дорожной одежды и несвоевременное и не в полном объёме выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования.

Для нашей Республики это является основной причиной плохого состояния автодорог. Остановлюсь на этой проблеме более подробно.

– А как вы считаете, насколько выделение финансирования пропорционально проведению необходимых работ?

– Начиная с 1994 года (год, когда бюджет Республики начал формироваться в тенге) по Республике выделяется крайне недостаточное финансирование на содержание, текущий, средний и капитальный ремонты автодорог общего пользования. Лимиты денежных средств на содержание автодорог и межремонтные сроки утверждаются уполномоченными Правительством органами и этими же органами в течение этого периода не выполняются. Например, даже в прошлом,  2020 году, на текущий ремонт и содержание автомобильных дорог республиканского значения было выделено 27,2 млрд тенге при нормативе 55,1 млрд тенге, что составило 49% от норматива. Капитальным и средним ремонтом было охвачено 1,1 тыс. км, при потребности около 5 тыс. км.  

Намного хуже ситуация с дорогами местного значения. По нормативам на содержание и текущий ремонт сумма составляла в 2020 году 188,8 млрд тенге, фактически было выделено 25,9 млрд тенге или 14% от потребности.

Фото Nur.kz

В Западно-Казахстанской области при потребности 13,9 млрд тенге выделено 0,4 млрд тенге или 3% от потребности. В Актюбинской области соответственно 14,9 млрд тенге и 0,7 млрд тенге или 5 %.

Фото Nur.kz

 Сеть дорог местного значения составляет 70 902 км. При этом в Государственной программе инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2020-2025 годы запланирован ремонт 27 тыс. км или  38% от общей протяжённости дорог местного значения и планируется достигнуть уровня содержания дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии 95%. 

Согласно нормативам, утверждённых уполномоченными органами Республики Казахстан, средний ремонт в зависимости от категории дороги и типа покрытия необходимо проводить через 4-5 лет. То есть за 2020-2025 годы необходимо отремонтировать более 100 тыс. км. Средним ремонтом должна быть охвачена один раз вся сеть автомобильных дорог местного значения – 70 902 км и часть участков, у которых подойдут межремонтные сроки (через 4-5 лет), два раза. 

Неотремонтированные вовремя километры будут быстро разрушаться, перейдут в разряд в "неудовлетворительном состоянии". Потребуется в разы больше денежных средств на их ремонт. Усложняет ситуацию и тот факт, что на содержание и текущий ремонт дорог местного значения выделяется денежных средств в 6-7 раз меньше потребности.

– Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять для улучшения состояния автомобильных дорог общего пользования по Республике?

– Во-первых, необходимо определить потребную денежную сумму на развитие автомобильных дорог в течение года, посчитав основные направления вложений:      

  • на содержание и текущий ремонт по действующим нормативам;
  • капитальный и средний ремонт по межремонтным срокам;
  • на реконструкцию и новое строительство, согласно правительственным программам, отдавая приоритет дорогам с меньшим сроком окупаемости.

Ранее при СССР такими подсчётами занималось Министерство автомобильных дорог Казахской ССР, а затем проводило защиту финансовых и материальных средств в правительственных органах. 

Поскольку денежные средства на дороги общего пользования выделяются из республиканского и местного бюджетов, а бюджеты у нас социально ориентированы, будет проблематично выделить необходимые средства согласно расчётам.

В случае невозможности финансирования по нормативам автомобильных дорог общего пользования из республиканского и местных бюджетов, можно будет рассмотреть вопрос восстановления Дорожного фонда. Дорожные фонды существуют во многих странах мира, в том числе и в России. Дорожный фонд существовал у нас ранее – при СССР и в девяностые годы прошлого столетия в независимом Казахстане. Источники наполнения дорожного фонда можно обсудить с заинтересованными сторонами (предпринимателями, налоговыми органами и так далее).

Во-вторых, поскольку дороги местного значения составляют более 74% от общей сети дорог общего пользования, необходимо увеличить их финансирование в разы, чтобы постепенно добиться уровня финансирования по нормативам и межремонтным срокам.

Кроме этого, в ходе проверок дорог местного значения и улиц населённых пунктов выявляется большое количество недостатков, не связанных с финансированием, это:  

  • отсутствие специалистов с профильным образованием у организаций, осуществляющих контроль и приёмку выполненных работ;
  • недостаточная требовательность к Подрядным организациям со стороны руководства Заказчика по вопросам соблюдения технологии производства, качества материалов и работ; 
  • отсутствие методической и нормативной литературы по вопросам строительства и ремонта автомобильных дорог; 
  • не проводятся обучающие семинары, и другое.

Всё это ещё раз говорит о том, что все дороги общего пользования: международного, республиканского, областного и местного значения должны управляться и финансироваться из одного центрального органа.

Учитывая важную роль автомобильных дорог в жизни Республики Казахстан, на мой взгляд, возможно создание Агентства Республики Казахстан по развитию автомобильных дорог общего пользования или создание в составе существующего Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан Комитета или другого органа, который будет заниматься всеми автомобильными дорогами общего пользования.