Жумангарин: Одна из причин повышения цен на продукты – жадность предпринимателей

Многие бизнесмены злоупотребляют тем, что их не мониторят из-за запрета на проверки, считает Серик Жумангарин.

Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин заявил, что мониторинг цен в преддверии новогодних праздников проводятся постоянно.

"У нас работа ведётся постоянно по разделению причин повышения цен, и мы проводим экономический анализ, то есть выясняем, как влияет поведение субъектов на ситуацию на рынке. Приведу пример. Производитель в Казахстане продаёт свой продукт, находясь в Акмолинской области, одновременно в Нур-Султане, до которого 250 км, и в Караганде, до которой 450 км. И в Караганде цены ниже, чем в Нур-Султане. Как он может объяснить, что занимает доминирующее положение? Этого никак не объяснишь", – сказал Серик Жумангарин в кулуарах сената.

По его словам, подобного рода поведение предпринимателей вызывает вопросы, как и рост цен, когда действие факторов, которые его спровоцировали, уже прекратилось.

"Зачастую мы делаем предостережение субъектам рынка, которые выступают и говорят, что цены завтра вырастут, цены обязательно вырастут. Если ты занимаешься этим бизнесом, являешься субъектом рынка или должностным лицом, то ты не имеешь права делать такие заявления. А некоторые говорят, что мы нарушаем свободу слова. Ты можешь говорить о чём угодно, но ты не должен давать сигналы рынку", – добавил глава Агентства.

На сегодняшний день рынок зачастую живёт ожиданиями, как отметил спикер, прежде всего – спекулятивными.

"Я неслучайно говорю: причина повышения цен объективна, но есть и субъективные причины, в числе которых простая жадность: люди пользуются обстановкой для того, чтобы поднять цену. Мы с этим боремся, это наша основная причина. Мы не являемся ценовым регулятором, наша задача на сегодня – разбираться с темпом роста цен", – подчеркнул Серик Жумангарин. 


Читайте также: Депутаты предложили новый метод борьбы с повышением цен на продукты


Он заверил, что госорганы не лоббируют интересы больших торговых сетей, и на рынке наблюдается конкурентная среда. 

"Мы не можем говорить, что ситуация тревожная. Если Magnum и Small занимали бы 70% рынка и диктовали цены, мы бы обеспокоились. Ситуация нормальная, развивается в конкурентной сфере. Во всём мире торговые сети поддерживают. Но крупные торговые сети занимают, если не ошибаюсь, всего лишь 10% рынка. Всё остальное – это базары и магазины у дома. Мы каждый день выявляем нарушения в крупных торговых сетях. Например, на социально значимые продукты питания не имеют право накрутку делать больше 15%. А мы каждый день выявляем, что там 20%. А магазины у дома мы даже проверить не можем. По моим данным, опять-таки непроверенным, там накрутки идут гораздо больше 15%. Вывод какой: на сегодняшний день многие злоупотребляют тем, что их не проверяют из-за моратория", – заявил Серик Жумангарин. 

Он подчеркнул, что большая часть инфляции появляется за счёт того, что нарушается закон. Это проводит к тому, что обогащаются владельцы магазинов у дома и торговых объектов, а у производителей уровень цен не меняется.

"Даже если бы этот уровень цен остался, мы привели в законное поле, это позволило бы производителям свою маржинальность повысить, это для нас важнее. С точки зрения эффективной экономики, для нас производитель важнее, чем тот, кто продаёт. Хотя организованный продавец на различных уровнях тоже должен поддерживаться. Государственная политика в этом вопросе должна быть сбалансированной", – заключил глава агентства. 


Читайте также:


 

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров