Министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев во время правительственного часа в Мажилисе рассказал о реализации Плана нации "100 конкретных шагов" по вопросам оказания государственных услуг.

"Совместно с рядом государственных органов планируется реализация проекта "Услуга без справок". Данный проект направлен на исключение истребования наиболее востребованных электронных справок у граждан", – сказал Даурен Абаев.

Анализ работы государственной корпорации "Правительство для граждан" показал, что за 2016 год оказано более 37 млн государственных услуг, из них более 23 млн, или 65%, составили электронные справки.

Наиболее популярны пять справок (95% от всего объёма): адресная справка, справка об отсутствии недвижимости, о зарегистрированных правах, пенсионных отчислениях и об отсутствии/наличии судимости.

"В этой связи на веб-портале "электронного правительства" до конца текущего года будет реализован специальный механизм получения персональных данных третьими лицами. Обязательным условием будет получение СМС-уведомления, разрешение гражданина на получение справки", – пояснил министр.

Депутат Мажилиса Снежанна Имашева спросила Даурена Абаева о несанкционированном получении персональных данных сотрудниками ЦОНов.

"Что вы намерены предпринять, чтобы не допустить такие случаи в будущем?" – поинтересовалась она.

"Тут мы видим два пути: первый – это в рамках "Цифрового Казахстана" максимально сократить количество справок доступа, то есть мы хотим, чтобы госорганы получали справки непосредственно с базы данных по запросу, то есть участия людей, хождений не будет. Это объединение информационных систем. И второе: мы будем в первую очередь повышать грамотность населения, и сейчас разрабатываем алгоритм, чтобы третьи лица могли получить с разрешения самого человека данные по нему", – добавил Абаев.

По его словам, после резонансного случая утечки данных поступило порядка 60 жалоб, что сотрудники ЦОНов якобы получили доступ к персональным данным без разрешения.

"Так они думали. Они приходят и говорят: "Дайте мне справку". Сотрудник ЦОНа с его ЭЦП заходит, получает справку и выдаёт. Все данные, которые мы проверили, не подтвердились, то есть люди забыли, что они обращались и получали справки. Они увидели в своём "Личном кабинете", что кто-то получал справку. Они говорят: "Я эту справку не запрашивал". Но благодаря заявлениям, видеокамерам мы всё это выясняем", – заключил министр.

7 ноября Даурен Абаев поручил каждое обращение или жалобу, связанную с получением персональных данных граждан, проверять индивидуально и взять на особый контроль.

Жительница Алматы Анна Димитриевич обнаружила, что ЦОН без её ведома передал личные данные третьему лицу. История с Анной Димитриевич произошла 5 октября, когда её кредитную историю без согласия запрашивал Нурбанк, при том что она к банку никакого отношения не имеет.

Затем Димитриевич обнаружила, что без её ведома третьему лицу была выдана адресная справка и справка о наличии (отсутствии) недвижимого имущества, когда проверила свой "Личный кабинет" на сайте Egov.

Госкорпорация "Правительство для граждан" пояснила, что в ЦОНы регулярно обращаются представители консалтинговых компаний, заключивших договоры с банками второго уровня на оформление кредитов, а сотрудница Центра обслуживания населения, незаконно выдавшая справки, уволена.

В компании Global Capital, сотрудник которой без доверенности получил в ЦОНе справки на имя Анны Димитриевич, заявили, что тот действовал исключительно из соображений личного характера.

Димитриевич приняла решение обратиться в суд с иском о возмещении морального вреда.

3 ноября Нурбанк заявил, что, запрашивая личные данные жительницы Алматы Анны Дмитриевич, действовал в рамках закона, и объяснил ситуацию. Анна Димитриевич не поверила в версию Нурбанка.

После истории с Анной Димитриевич другие казахстанцы также проверили свои личные кабинеты в eGov и узнали, что от их имени некие люди запрашивали те или иные данные.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter