Прямой эфир Новости спорта

Замглавы МВД: В Казахстане произошла деформация справедливости

Высокое количество оправдательных приговоров не является 100-процентным заслоном для незаконного осуждения граждан, считает Жакупов.

Член президиума Республиканской коллегии адвокатов Данияр Канафин охарактеризовал уголовный процесс в Казахстане как инквизиционный.

"Неоправданно сильное инквизиционное начало нашего уголовного процесса проявляется не только в низком количестве оправдательных приговоров, но и в результатах рассмотрения жалоб", – сказал Данияр Канафин на круглом столе на тему "Актуальные вопросы совершенствования качества уголовного правосудия в Казахстане".

По его мнению, число оправдательных приговоров характеризует в целом состояние правоохранительной системы. И малая доля оправдательных приговоров свидетельствует о наличии сильного репрессивного потенциала в системе. Защитник убеждён, что лучше отпустить 10 виновных, чем наказать одного невиновного.

С ним не согласился заместитель министра внутренних дел РК Рашид Жакупов. Он предостерёг от оценки системы через призму количественных показателей.

"На мой взгляд, уголовный процесс потерял ту инквизиционность, которая была в предыдущий и советский периоды. Сегодня можно взять статистику, она общеизвестна. В советский период, в 1937-1940 годах оправдательные приговоры по Советскому Союзу были не более в 10-20% случаев. Это статистика – неумолимая вещь. Но мы все, кто вышел из Советского Союза, знаем, что именно в эти годы и допускались нарушения прав человека, которые признали впоследствии респрессиями", – возразил он.

Представитель МВД считает, что высокий процент оправдательных приговоров не гарантирует в Казахстане "идиллию с правовой системой". И этот показатель не определяет качество уголовно-процессуальной деятельности того или иного государства.

"Нам говорят, что в развитых демократиях этот процент выше, потому что там система более качественно работает над раскрытием, расследованием преступлений. Во всех развитых юрисдикциях, которые нам всё время преподносят как эталон, количество незаконно привлечённых и осуждённых к длительным срокам лишения свободы из года в год не уменьшается. Ни во Франции, ни в Германии, ни в США никто не может сказать, что большое количество оправдательных приговоров – стопроцентный заслон для незаконного осуждения граждан", – продолжил Жакупов.

По словам вице-министра, акцент нужно сместить не на показатели, а на образование участников судебных дел и сотрудников правоохранительной системы, материально-техническое оснащение. И не следует сравнивать разные правовые системы стран.

"Не соглашусь, что кровь из носа на предварительном следствии ставим задачу арестовать человека. На сегодня мера пресечения в виде содержания под стражей избирается только в отношении 13% лиц, привлекаемых к уголовной ответственности", – подчеркнул Жакупов.

Под арест берут только подозреваемых в тяжких и особо тяжких преступлениях. Например, по делам, связанным с половой неприкосновенностью несовершеннолетних и умышленным убийством.

"У нас, наверное, соглашусь, что произошла деформация справедливости. Сегодня гражданин считает, что если мы его (подозреваемого. – Авт.) не арестовали, то, значит, и справедливости нет, если его осудили не к лишению свободы, а к менее строгой ответственности, то потерпевший считает, что это несправедливо. Наверное, здесь перекос есть и во всех наших умах", – заключил замглавы МВД.

Ранее сообщалось, что в 2017 году Казахстане оправдали всего 865 человек. Это порядка одного процента от общего числа приговоров.

Поделиться:

Новости партнеров