Фото Informburo.kz

Министерство здравоохранения во время пресс-тура для журналистов показало, как работают станция скорой медпомощи и службы неотложной помощи при поликлиниках.

У городской станции скорой медпомощи в Астане 66 машин в разных районах города. Ежедневно в "скорую" поступает 2500 обращений, на 1500 из которых фельдшеры выезжают.

"Из этих 1500 человек в стационары доставляют максимум 400 человек, обычно 350. В стационар кладут 250, остальные 150 возвращаются домой. Остальные случаи (1000 из 2500. – Авт.) заканчиваются на уровне работы диспетчера "103". Диспетчер разъясняет, иногда спрашивают про таблетки, мы их переводим в другие поликлиники, другие call-центры, вплоть до адреса аптеки иногда", – сказал главный врач городской станции скорой медицинской помощи акимата Астаны Тимур Муратов.


Тимур Муратов

Тимур Муратов / Фото Informburo.kz

По словам Тимура Муратова, на станции наблюдается дикое потребление экстренной медицинской помощи.

"Бывают случаи, когда человек неправильно подстриг себе ногти, и у него образуется воспаление подкожной клетчатки или фурункул. Иногда звонят и говорят, мол, я вчера сходила к лашмейкеру (мастер по наращиванию ресниц. – Авт.), у меня ресница упала, что делать. На маникюр сходила, край ногтя кривой. Я эти случаи уже коллекционирую. Однажды одно из уважаемых республиканских медицинских учреждений вызвало на свою территорию скорую помощь", – рассказал Тимур Муратов.

"Часто используемые поводы для обращения в "скорую" за рубежом: слабость, травма, затруднение дыхания, передозировка каких-то лекарств, наркотиков. У нас повод номер один – это высокая температура, второй – болит живот и голова. Все три этих состояния никакой угрозы жизни не представляют. Поэтому мы внедряем неотложную помощь на уровне поликлиники, пытаемся внедрить программы управления заболеваниями и дальше управлять этими процессами", – рассказал он.


Одна из помещений диспетчеров станции скорой медицинской помощи

Одно из помещений диспетчеров станции скорой медицинской помощи / Фото Informburo.kz

Звонки четвёртой категории (обострение хронических заболеваний) обслуживают врачи службы неотложной помощи, которая есть при каждой поликлинике, а их в столице 15. Всего по городу таких бригад 26, они обязаны выезжать к пациентам даже ночью. По словам главного врача 10-й поликлиники Астаны Гульнары Алпысбековой, "неотложки" не отказали в выезде ни одному человеку.


Читайте также: Биртанов: Мы обязали врачей поликлиники выезжать даже ночью


"За девять месяцев 2018 года поликлиники города обслужили 197 тысяч вызовов. Это очень большая цифра. Где-то есть обоснованные вызовы, где-то необоснованные. Но у нас нет такого, чтобы мы отказались выехать. Среднее время доезда до пациента составляет 10-15 минут. Хотя нормативом установлено время 60 минут. Бригады оснащены всеми необходимыми медикаментами и оборудованием для проведения экспресс-диагностики", – сказала Гульнара Алпысбекова.


Фото Informburo.kz

Какая бы помощь ни понадобилась человеку, будь то экстренная, приезд врача поликлиники, просто консультация – обращаться нужно по номеру 103. Там идёт сортировка обращений по утверждённому Минздравом алгоритму. Диспетчеры скорой помощи, выслушав суть обращения, определяют, какая служба за это в ответе.

Журналисты заметили, что, несмотря на заявления руководства Минздрава о менеджменте в поликлиниках, о программах управления заболеваниями, реальная ситуация далека от идеальной картины. Вице-министр зравоохранения Лязат Актаева ответила на это, что население в первую очередь само должно пойти навстречу государству.


Лязат Актаева в центре

Лязат Актаева в центре / Фото Informburo.kz

"Вы хотите, чтобы так было (идеальная картина. – Авт.)? Помогайте нам. Концепция сформирована, приказ утверждён, кадры готовятся, инфраструктура развивается. Мы должны идти к этой идеальной картине, чтобы хронический больной наблюдался в своей территориальной поликлинике и получал качественное динамическое наблюдение. Это очень важно. Инвалидизация должна снизиться, неблагоприятные исходы также должны снизиться", – сказала вице-министр.

Она советует начать со знакомства с терапевтом больницы, к которой прикреплён человек. Руководитель Республиканского центра санитарной авиации Нуржан Отарбаев добавил, что люди должны внимательно относиться к своему здоровью, и это тоже шаг навстречу их лечащим врачам.

"На простом примере скажу. Зубная боль отчего возникает? От кариеса. Отчего возникает осложнение? От глубокого кариеса. Кто первый увидит кариес у себя во рту? Сам человек. На стадии ещё небольшого кариеса он уже чувствует, как зуб на холод реагирует и так далее. Надо сходить на профилактический осмотр к стоматологу. А когда он уже глубокий, потом флюс, осложнения, и вызывают скорую помощь. Болезнь всегда легче предупредить. В этом нам нужна помощь населения", – сказал Нуржан Отарбаев.

Он добавил, что с каждым годом количество звонков в скорую помощь увеличивается на 500 тысяч.

"Если такая тенденция будет продолжаться, мы дойдём не только до восьми млн вызовов в год, как сейчас, а до 18 млн, и тогда нам точно не хватит ни ресурсов, ни автомобилей, ни медицинского оборудования", – сказал Нуржан Отарбаев.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter