Прямой эфир Новости спорта

В отношении семи казахстанцев, возвращённых из Сирии, проводится уголовное расследование

Шесть мужчин и одну женщину подозревают в участии в террористической деятельности.

Начальник департамента КНБ Бахытбек Рахымбердиев рассказал о судьбе возвращённых из Сирии 6 января казахстанцев.

"В отношении шести мужчин и одной женщины сейчас ведутся досудебные расследования по подозрению в участии в террористической деятельности. Обстоятельства их пребывания за границей мы тщательно проверим. Соответствующее решение будет принято, окончательную точку поставит суд. Этот момент учтён", – отметил он на брифинге в МИД РК.

Всего перевезено шестеро мужчин, 11 женщин, 30 детей.

"Возращённые граждане – жители Астаны и Алматы, а также Алматинской¸ Атырауской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Мангистауской областей. Все они попали в Сирию с 2012 по 2015 год. Они сейчас находятся в Мангистауской области в специальном центре, где созданы все условия", – сказал Бахытбек Рахымбердиев.

Он добавил, что в течение нескольких лет казахстанцев уже перевозили на родину из Сирии, Ирака и Афганистана.

Читайте также: 47 граждан Казахстана эвакуированы из Сирии. Их держали в плену боевики ИГИЛ

"Общественность волнует вопрос, нет ли какой-либо угрозы со стороны этих возвращённых лиц. Конфликт в Сирии, Ираке и Афганистане длится уже несколько лет, и с этого периода некоторые граждане, конечно, не в таких масштабах, были постепенно возвращены в течение нескольких лет. Только 40% из них привлечены к уголовной ответственности, некоторые уже даже вышли на свободу. Все остальные подвергались мерам профилактики, реабилитации с участием гражданского общества, родственников в первую очередь. В данный момент мы какой-либо угрозы со стороны этих лиц (которых перевозили ранее в течение нескольких лет. – Авт.) не видим", – сказал Бахытбек Рахымбердиев.

В законодательстве Казахстана есть норма, по которой людей, оказавшихся в зонах конфликта, могут лишить гражданства. Сейчас эту меру рассматривают в отношении тех, кто находится сейчас в зонах конфликта.

"Возможно, норма будет реализована по решению суда. Но те, которые возвращены сейчас, здесь совсем другая ситуация, категория. Они добровольно изъявили желание вернуться. Те, кто будет признан виновным, понесут наказание в Казахстане. Кто не виновен, а их большинство, здесь вопрос о лишении их гражданства не рассматривается", – сказал он.

В Сирии остаётся 900 казахстанцев, большинство из них дети

По информации КНБ, в Сирии сейчас находится 370-380 граждан Казахстана. Многие из них женщины, вместе с ними ещё проживает 400-500 детей.

"Данные о пребывающих наших гражданах в зоне конфликта оценочные. Там идут боевые действия, какой-то чёткой статистики не ведётся. По нашим оценкам, около 370-380 наших взрослых граждан и 400-500 детей. Конечно, данные не точные, ещё раз повторю", – сказал Бахытбек Рахымбердиев.

Многие уехали в Сирию через третьи страны. За последние два года не было ни одного, кто прибыл туда из Казахстана. Пропаганда в основном ведётся в социальных сетях, казахстанцам обещают жизнь по справедливости, с соблюдением всех религиозных канонов.

"Если брать конкретные случаи, получается так: какой-то террорист-боевик, может, сидит в пустыне или горах, выходит через социальные сети, а они у нас очень развиты. Казахстанцы выезжали туда и убеждались, что на самом деле ситуация совсем не такая, что никакой справедливости там и в помине нет. Там мусульмане воюют с мусульманами. Одна группировка с другой и так далее. После того как они попадают туда, выйти оттуда практически невозможно. За это карают вплоть до смертной казни. Есть данные, что наши граждане, тоже несколько человек, были казнены за попытку бегства", – сказал Бахытбек Рахымбердиев.

99% верующих, по его словам, не реагируют на эту пропаганду, однако молодёжь в силу неопытности попадает туда от недостатка знаний.

"Суммы на выезд не такие уж и большие, а когда они приезжают, то их террористы берут на полное обеспечение. Им обещают райскую жизнь, коттеджи, но более превалирует идеология", – сказал он.

Мероприятия по возвращению казахстанцев из Сирии будут продолжаться.

В то же время в Казахстане выявляют радикалов-иностранцев.

"При попытке въезда в страну либо уже на её территории выявили и депортировали в соответствующие государства 58 иностранных граждан, которые имели какую-то причастность к радикальным течениям", – сказал Бахытбек Рахымбердиев.

Рождённые в Сирии

Почти все возвращённые 6 января на родину дети являются сиротами. Практически у всех отцы погибли в Сирии.

"Есть один ребенок, его мать остаётся там, он вернулся один. Круглых сирот нет", – сказал Бахытбек Рахымбердиев.

Некоторые из возвращённых детей рождены в Сирии. Вопрос их документирования будут решать Министерство иностранных дел и местные исполнительные органы.

"Это процедура утверждена нашим законодательством, и никаких вопросов и проблем с этим нет", – сказал он.

Бахытбек Рахымбердиев ответил на вопрос, почему на видео с операцией по возвращению казахстанцев показали лица детей.

"Ничего страшного в этом нет. Надо понять, что этот процесс мы обязаны были документировать, снимать на видео для истории, чтобы представители СМИ видели, как этот процесс осуществлялся", – ответил Бахытбек Рахымбердиев.

Мать погибшего в Сирии: Наши дети не ехали туда воевать

Сын Ботагоз Махатовой Еркебулан уехал из города Сатпаев в 2012 году, сказав матери, что будет учиться в Египте. Однако позже она узнала, что он попал в Сирию. Когда сын попал туда, от него полгода не было вестей. Ботагоз нашла в городе женщину, сын которой тоже оказался в Сирии. Вместе они нашли связь со своими детьми.

"Но когда мы разговаривали с ними по "Скайпу", за ними постоянно стояли вооружённые люди. Они не давали нам толком разговаривать, всего минуту, просто увидеть что жив и здоров".

Выступив на брифинге, она рассказала, что его, как и многих других, туда завлекли обманным путём. В 2016 году Еркебулана убили в Сирии.

"Дети наши не ехали туда воевать. Им же обещали, что там исламское государство, всё по шариату будет. Потом уже они поняли, куда попали, зачем. Естественно надо было ту же свою семью защищать – может быть, брали оружие. Я разговаривала по "Скайпу" с сыном, когда он оказался там. Всегда, когда вспоминаю, плачу (плачет. – Авт.). Он говорил мне: "Мама, ты меня прости. Я не знал, что так случится". Сейчас его нет. Мне хотелось, конечно, чтобы он был жив, приехал со всеми. Но мне его не ждать. Сейчас я жду свою сноху, внуков", – сказала Ботагоз Махатова.

Её сын встретил в Сирии соотечественницу из Актобе, на которой женился. У них появилось двое детей (третий ребёнок родился уже после смерти сына Ботагоз). Ботагоз Махатова держит связь со снохой по Whats App. Им сложно выйти из этого окружения, так как вокруг идут боевые действия и заминированы поля, бежать им некуда. Женщина надеется, что силами властей их тоже удастся вернуть на родину.

6 января 2018 года правоохранительные органы и Министерство иностранных дел завершили гуманитарную операцию по эвакуации из Сирии 47 граждан Казахстана, в том числе 30 детей.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров