Прямой эфир Новости спорта

Urban Forum: Новый генплан Алматы принимают без полноценного обсуждения с общественностью и в спешке

В предлагаемом варианте генеральный план Алматы принимать нельзя, считают эксперты.

Новый генеральный план Алматы разработали в спешке и без участия общественности, считают в общественном фонде Urban Forum Kazakhstan.

Эксперты просят акимат публично отчитаться по всем бюджетам, затраченным с 2013 года на разработку корректировки генплана и мастер-план города, и предложить чёткий план действий по подготовке стратегических документов для городского планирования. После этого начать масштабные экспертные консультации и общественное обсуждение, чтобы выработать приоритеты и ориентиры, базовые и целевые показатели развития крупнейшего города страны. На период этой работы, как отметили в Urban Forum Kazakhstan, потребуется ввести мораторий на масштабные решения по застройке Алматы, способные повлиять на процесс планирования и разработки решений.

"Urban Forum Kazakhstan с начала 2020 года добивался от городских властей открытости процесса разработки корректировок генплана для общественности и экспертов. В ответ мы получали формальные отписки о том, что проект будет вынесен на общественные слушания в установленный законом срок. Новый генплан должен вступить в силу с 1 января 2021 года, когда истекает срок ныне действующего генплана. Крайне сжатые сроки, отведённые на разработку, поставили проектировщиков в сложное положение и обусловили высокие риски как для качества конечного результата, так и для полноценного обсуждения с заинтересованными сторонами", – сказано в заявлении Urban Forum Kazakhstan.

По данным Urban Forum Kazakhstan, на разработку генплана было отведено всего четыре месяца.

"В конце августа 2020 года проведён тендер и заключён договор с проектировщиками со сроком исполнения до 22 декабря 2020 года. Это нереалистичные сроки, учитывая необходимость сбора и анализа большого объёма новых данных по текущей ситуации для последующей выработки плана на следующие 10 лет", – считают в Urban Forum Kazakhstan.


Читайте также: Общественные слушания по корректировке генерального плана в Алматы пройдут 28 декабря онлайн


В ноябре Urban Forum Kazakhstan провёл две экспертные встречи с разработчиками генплана: по общим вопросам и экологии. 

"Мы призываем не принимать корректировки по генплану Алматы до 2030 года, сделанные в спешке, без должного анализа, экспертного и общественного вовлечения. Считаем, что следует уточнить статус самого генплана. В нынешнем виде он является рудиментом советского времени, противоречивым и неэффективным в новых условиях", – заявили в Urban Forum Kazakhstan.

Urban Forum Kazakhstan считает, что генплан должен иметь более длительный горизонт планирования – до 2050 года, а не обходиться внесением корректировки в действующий генплан 2002 года, мероприятия которого по большей части остались невыполненными. 

"В настоящее время документ беспомощен и не служит руководством для реализации системных планов развития города. На примере действующего генплана понятно, что им можно пренебрегать, предписанные им регламенты – нарушать и менять. Корректировки могут изменять генплан кардинально. Более того, ситуативные корректировки, скорее, подгоняют генплан под те изменения, которые бессистемно происходят в городе, хотя документ, наоборот, должен обозначать рамки и приоритеты", – отмечает Urban Forum Kazakhstan.

Urban Forum Kazakhstan отметил, что новый генплан не согласован с действующими документами, такими как Стратегия развития "Алматы-2050", Комплексный план развития Алматинской области, Генплан развития пригородной зоны Алматы, бывший в разработке до 2018 года мастер-план Алматы, программа "Ветхое жильё", "Vision Zero Алматы", отдельные транспортные, отраслевые схемы.

"При ознакомлении с ними становятся очевидными принципиальные несогласованности и нестыковки. К примеру, по генплану сохраняется промзона севернее проспекта Рыскулова и восточнее улицы Бокейханова, а согласно стратегии там намечается крупный деловой район Downtown. В генплане и стратегии не совпадают центры периферийных зон. Развитие транспортного каркаса, скоростного общественного транспорта, предусматриваемое стратегией, также не согласовывается с решениями в генплане. Подобных примеров множество, и это лишь то, что можно заметить при поверхностном ознакомлении с материалами СМИ", – подметили в Urban Forum Kazakhstan.


Читайте также:


В новом генеральном плане необходимо предусмотреть ограничение и регламентирование этажности зданий, плотности застройки и заселения, и увязать с регламентом застройки, чтобы исключить точечную застройку города, считает Urban Forum Kazakhstan. Новые спальные районы, формируемые сейчас и закладываемые в генплане, грозят ещё до истечения срока действия генплана превратиться в депрессивные жилмассивы, предупреждают эксперты. 

"Корректировки в генплан не предполагают никаких новых мер для снижения объёмов выбросов передвижными источниками, кроме продолжения практики перевода транспорта на газ и запрет на использование дизельного топлива. В отношении безопасности, позиция разработчиков основывается на уверенности, что основной причиной аварийности является лишь недисциплинированность водителей и проблему предлагается решать путём увеличения количества камер слежения "Сергек". Ввод систем видеофиксации нарушений не является мероприятием уровня генплана. Генплан должен закладывать планировочные, стратегические решения. Основой для них может и должен стать стандарт безопасности дорожного движения, который возьмёт имеющуюся программу Vision Zero в качестве опорного документа", – заявили в Urban Forum Kazakhstan.


Читайте также: Алматы вслед за Нью-Йорком и Лондоном принимает шведскую программу Vision Zero. Что изменится в городе?


В фонде подчеркнули, что в новом генплане нет системного подхода к развитию транспорта. 

"Планы перспективного развития общественного транспорта также содержат целый ряд нелогичных предложений. Непонятно, чем обоснованы планы перспективного развития метрополитена с точки зрения как пассажиропотоков, так и капиталовложений, и как они соотносятся с другими скоростными системами перевозок (BRT и ЛРТ). С другой стороны, объёмы перспективного развития массового транспорта, требующего капитальных вложений, – троллейбуса, трамвая, метрополитена – остаются на уровне четвертьвековой давности и ограничиваются несколькими обрывочными линиями", – сказали в Urban Forum Kazakhstan

Эксперты обратились с запросом в акимат, чтобы выяснить, как будет развиваться скоростной общественный транспорт в Алматы. В ответ получили только перечень существующих, текущих проектов, на которые уже были разработаны ТЭО или ПСД, а не перспективные стратегические решения.

"Действующий генеральный план 2002 года не предусматривал ликвидацию трамвайного движения. Наоборот, он предусматривал сохранение и развитие этого вида транспорта. В свете неопределённости по статусу проекта мы настаиваем, что развитие современной трамвайной сети должно быть в числе главных приоритетов генплана, не отменяя других направлений развития массового транспорта. В генплане должны найти своё отражение все ранее предложенные линии скоростного трамвая, а не только проект первой линии, по которому были сделаны ТЭО", – добавили в Urban Forum Kazakhstan.

Общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду проекта нового генплана Алматы состоятся сегодня, 28 декабря, в 14.00 на платформе Zoom.

Новости партнеров