Прямой эфир Новости спорта

Сохранить или снести? Обсуждения судьбы терминала в алматинском аэропорту раскололи общественность

Мнения алматинцев по поводу строительства нового терминала разделились.

20 июля состоялись первые открытые консультации с общественностью по проектам строительства нового международного терминала в аэропорту Алматы.

В первых общественных обсуждениях приняли участие архитекторы, консультанты по развитию городов, представители авиакомпаний, экологи, члены общественных советов и фондов.

В апреле 2021 года турецкая компания TAV Airports завершила покупку и взяла на себя управление операционной деятельностью аэропорта Алматы. Через месяц после покупки в TAV Airports решили перенести нынешний VIP-терминал аэропорта и построить на его месте новый международный терминал. Это вызвало общественный резонанс, поэтому в июне 2022 года на сайте аэропорта представили концептуальные проекты нового терминала с двумя вариантами строительства.

Первый вариант предусматривает сохранение VIP-терминала на прежнем месте и строительство рядом с ним нового здания международного терминала.

Схема здания 1 этажа терминала, 1 вариант / Изображение из документа по концептуальным проектам
Схема здания 2 этажа терминала, 1 вариант / Изображение из документа по концептуальным проектам

Второй вариант подразумевает строительство нового терминала внутри здания VIP-терминала с сохранением ключевых архитектурных элементов, а сам VIP-терминал переедет на новое место, расположенное очень близко к улице Закарпатской и южному перрону. 

Расположение нового терминала и замена здания VIP-терминала (обозначено жёлтой стрелкой) / Изображение из документа по концептуальным проектам

Проект стоит 200 млн долларов. Для привлечения инвестиций в строительство турецкая компания договорилась с международными кредиторами. Основной целью строительства называют увлечение пассажиропотока.

"В следующим году мы ожидаем увеличение пассажиропотока до 10 млн человек. К концу этого года мы прогнозируем 6,5 млн человек пассажиропотока. Сейчас он составляет около 3,5 млн в год. Также существенно уменьшатся очереди во время сдачи и принятия багажа. Увеличится количество посадочных мест на выходе на посадку. Пассажиры смогут сидеть в ожидании самолёта, а не стоять и толпиться, как сейчас", – сообщила Юлия Аллахвердиева, координатор по экологическим и социальным вопросам аэропорта.

На первых консультациях мнение общественности разделилось. Одни участники обсуждений предложили перенести здание, другие рекомендовали его сохранить на прежнем месте, а некоторые архитекторы и представители общественных фондов вообще поставили под сомнение культурную значимость нынешнего VIP-терминала.

"Обратите внимание, что здание VIP-терминала вывели из свода памятников архитектуры. Это здание мешает строительству нового терминала, поэтому нужно решить, является ли это здание исторической ценностью или нет. Потому что выведение этого здания из свода памятников позволяет его спокойно снести. Те, кто был в аэропорту, видели: металлический каркас нового терминала уже стоит, поэтому наши обсуждения идут с опозданием. Также предлагали другой интересный вариант: снести здание, но сделать его уменьшенную копию внутри другого здания аэропорта", – сказал профессор архитектуры Константин Самойлов.

Такие предложения вызвали шквал возмущения у других архитекторов и представителей общественности. 

"Предложение сделать из здания VIP-терминала макет – это насмешка над городом. За последние 20 лет мы потеряли очень много зданий, которые вышли из списка (памятников архитектуры. – Авт.). Поэтому это не показатель. У нас был когда-то хороший аэропорт, который сгорел. Этот аэропорт можно отреставрировать. А вот нынешний аэропорт как раз-таки никакой архитектурной ценности не имеет, и его можно снести", – сказала архитектор и консультант по развитию городов Жанна Спунер.

Впереди у архитекторов, общественников и урбанистов ещё 29 дней обсуждений. За это время они должны найти общий язык и решить, каким будет новый облик аэропорта Алматы.

Новости партнеров