
Министр труда и социальной защиты Биржан Нурымбетов на гражданском форуме рассказал об предложениях, которые планируют включить в Социальный кодекс.
"Разработка Социального кодекса – это очень важный вопрос. У нас сегодня отношения в сфере социального обеспечения регулируется множеством законодательных документов: 17 законов, более 100 нормативно-правовых актов. Систематизация всех этих нормативно-правовых актов в один кодекс создаст удобства для наших граждан", – считает Биржан Нурымбетов.
По его словам, кодекс должен положительно сказаться на удовлетворённости социальной граждан политикой. Сейчас уже сформирован перечень новелл, которые планируют включить в кодекс, но Минтруда продолжает принимать предложения.
Повышение статуса социальных работников
Первое, что предлагает сделать Минтруда, это повысить статус соцработников.
"Нужно признать, что сейчас социальный работник выпал из внимания государства. Есть закон о статусе педагогов, который существенно повысил статус педагогов, есть меры по мотивации медработников. У нас сегодня в стране более 20 тысяч социальных работников, которые работают в сферах соцзащиты и здравоохранения, образования", – рассказал Биржан Нурымбетов.
Читайте также: Что не так с пособиями для малообеспеченных семей и почему нужно принять Социальный кодекс
При этом национальные стандарты в этих трёх сферах разрознены. Действующая система в национальном законодательстве предусматривает только оказание специальных соцуслуг, что сужает понятие социальной работы. Поэтому в Социальном кодексе хотят закрепить понятия "социальная работа", "социальный работник", "социальная услуга".
"Сегодня действующая система или мотивация труда недостаточна. У нас уходят из этой профессии молодые специалисты из-за высокой нагрузки, эмоционального выгорания, поэтому эти проблемы мы хотим решить через повышения престижа профессии и повышения оплаты труда", – отметил министр.
Минтруда предлагает:
- повысить статус соцработника через расширение и законодательное закрепление социальных гарантий и ограничений, обязанностей и ответственности социальных работников;
- установить этические требования, предъявляемые к социальным работникам, за нарушение которых предусмотрена дисциплинарная ответственность;
- предусмотреть достойные социальные гарантии;
- усилить подготовку соцработников в вузах;
- проводить ежегодные курсы повышения квалификации.
Пересмотр системы обеспечения пострадавших от испытаний на Семипалитинском полигоне
Также при разработке кодекса планируют пересмотреть систему медико-социального обеспечения граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне.
"Да, это было актуально в начале 90-х, когда был принят закон. Но мы считаем, что это требует совершенствования. У нас есть научно-исследовательский институт радиационной медицины и экологии при Министерстве здравоохранения. Они в прошлом году закончили комплексное исследование этого вопроса, внесли свои предложения, ключевым из которых является оказание социальной поддержки по личной дозе облучения граждан, имеющих отношение к полигону. Это почти 1,5 млн человек", – сообщил Биржан Нурымбетов.
Для этого необходимо будет определять дозу облучения граждан, пострадавших от ядерных испытаний. Также планируют оцифровать архивные документы граждан, в том числе и по факту места проживания каждого человека, начиная с 1930 года.
"Есть проблема по оцифровке всех данных. Например, многие данные за период с 1949 по 1989 годы находятся в архивных учреждениях России. В основном в центральном архиве министерства обороны РФ. Нужна будет очень большая подготовительная работа, после которой надо определить меры социальной поддержки. Не просто социальной поддержки, но и медицинского обслуживания", – подчеркнул он.
Минтруда предлагает:
- определять объём и характер оказания медико-социальной помощи в зависимости от величины индивидуальной дозы облучения, а не от зоны проживания;
- пересмотр границ зон радиационного риска;
- проведение регулярного медосмотра в зависимости от индивидуальной дозы облучения;
- введение ежемесячной социальной выплаты в зависимости от дозы облучения в размере от 3 до 10 МРП.
Подушевое финансирование при оказании соцуслуг
Также планируется внедрить подушевое финансирование при оказании социальных услуг.
"На сегодняшний день бюджетирование определяется исходя из структуры затрат на содержание медико-социальных учреждений и формируется по принципу предыдущего периода. Модель нормативного подушевого финансирования является сервисной и ориентирована на конечный результат по реальной потребности. Эта модель позволит реализовать принцип "деньги следуют за клиентом" аналогично тому, как гражданин сегодня может выбирать детский сад, школу, вуз или поликлинику", – пояснил глава Минтруда.
По его мнению, подушевое финансирование позволит вовлечь частный сектор в оказание услуг населению через механизм государственно-частного партнёрства, что повысит прозрачность бюджетного планирования и качество услуг для населения.
Модернизация системы соцобслуживания
Сейчас на законодательном уровне, по словам Биржана Нурымбетова, отсутствует целостная система социальных услуг, нет единого координатора и эффективного межведомственного взаимодействия.
Минтруда предлагает:
- расширение линейки участников системы социальных услуг и принятие механизма расчёта потребностей в субъектах социальных услуг;
- расширение условий для развития неправительственного сектора на рынке услуг;
- развитие малокомплектных домов (центров);
- введение профилактики семейного неблагополучия и дифференцированного подхода к выбору специальных и комплексных услуг, услуг общего профиля;
- внедрение многоуровневой системы подготовки кадров с созданием центра повышения квалификации работников систем социальной защиты населения;
- модернизация портала социальных услуг в части автоматизации деятельности Центров социальных услуг.
Создание Цифровой карты семьи
Министр труда отметил, что сейчас информация о казахстанцах содержится в различных базах данных, что приводит к отсутствию консолидации, дублированию и искажению данных. При этом не во всех случаях имеется возможность оценить жизненную ситуацию человека в режиме реального времени и быстро оказать поддержку, так как не учитываются общие семейные проблемы.
"Создание Цифровой карты семьи будет выполнено посредством интеграции всех информационных систем госорганов и консолидации данных в единой базе: семья, доходы, здоровье, образование, занятость, имущество, кредитная история. Это позволит проводить онлайн-мониторинг жизненной ситуации граждан и самостоятельно выявлять тех, кому требуется поддержка. Кроме того, появится возможность проактивного оказания комплексной поддержки гражданам", – отметил министр.
Концепцию Социального кодекса планируют разработать во втором квартале 2021 года, после этого на её основе начнётся разработка самого Кодекса социального обеспечения.
-
1🏫 Новую школу за 1,4 млрд тенге построят в Улытауской области за счёт возвращённых активов
-
9959
-
1
-
53
-
-
2🏠 Купить нельзя продать. Что происходит с ценами на жильё в Алматы, Астане и Шымкенте
-
2684
-
0
-
10
-
-
3🔖 Токаев принял председателя АРРФР
-
2611
-
3
-
106
-
-
4🇹🇲🇰🇿 Токаев принял министра иностранных дел Туркменистана
-
2558
-
1
-
98
-
-
5🇨🇳 Китай вводит контрмеры против США: от тарифов до расследования в отношении Google
-
2474
-
3
-
31
-
-
6💰 Курс доллара снизился к тенге на бирже 4 февраля
-
2436
-
0
-
8
-
-
7🚘 🚗 Проезд по платным дорогам подорожал в Казахстане: на каких трассах изменили тарифы
-
2475
-
3
-
19
-
-
8❓ Онкологи ответили на самые важные вопросы: молодеет ли рак, помогают ли БАДы и когда появятся чудо-вакцины
-
2403
-
1
-
19
-
-
9💵 1,4 млрд тенге пытались незаконно провезти через границу Казахстана в январе
-
2549
-
0
-
7
-
-
10⚠️Названы топ-15 самых загруженных перекрёстков Алматы и возможные способы разгрузки города
-
2472
-
4
-
19
-