Минэкономики России обратилось в Правительство Казахстана и Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) с требованием консультаций по поводу новых ограничений, введённых Казахстаном на госзакупки продукции двойного назначения и "открытой" части гособоронзаказа, пишет "КоммерсантЪ".

Россия, по оценке ведомства, может потерять рынок объёмом в миллиарды долларов. При этом в РФ доступ к таким закупкам поставщикам из ЕАЭС формально открыт. Но участвовать в торгах иностранные поставщики могут только через местные представительства — для прямой подачи заявок требуется предоставление электронной подписи, взаимное признание которой до сих пор откладывается.

"Минэкономики РФ направило в Правительство Казахстана официальную ноту о проведении консультаций не позднее второй половины апреля в связи с ограничениями, введёнными законом "О госзакупках", принятым в декабре 2015 года. В частности, новое регулирование ограничивает закупки у неказахстанских поставщиков товаров и услуг военного и двойного назначения для оборонзаказа", — пишет Ъ со ссылкой на письмо, которое имеется в распоряжении издания.

Это, утверждают в России, идёт вразрез с нормами договора о создании ЕАЭС – он позволяет вводить изъятия из национального режима в сфере закупок, но на срок не более двух лет, к тому же для этого требуется обоснование "исключительности случая". Ограничения же, прописанные в новом казахстанском законе, носят бессрочный характер, к тому же Казахстан не предупредил российскую сторону об их введении, следует из письма Минэкономики.

Гособоронзаказ состоит из двух составляющих: открытой (поставка вещевого имущества или продуктов питания) и закрытой (засекреченные товары, работы, услуги).

"В данном случае речь идёт об ограничении всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государств-членов ЕАЭС, которые могут участвовать в открытой части гособоронзаказа Казахстана. В первую очередь это, конечно, затрагивает интересы российских крупнейших поставщиков в сфере гособоронзаказа", – пояснили в Минэкономики РФ.

В РФ для продукции двойного назначения установлен список позиций, закупки по которым открыты для поставщиков из ЕАЭС, "открытая" часть гособоронзаказа также формально доступна для союзных поставщиков, а закрытая – попадает под изъятия.

В ЕЭК подтвердили получение письма, в Минэкономики заявили, что планируют участвовать в консультациях и привлечь к ним представителей Минобороны, Минпромторга, ФАС, МВД и крупнейших поставщиков в сфере гособоронзаказа: по оценке ведомства, объём изъятий может достигать миллиардов долларов.

Общий объем госзакупок в ЕАЭС, по предварительным данным ЕЭК, в прошлом году составил не менее 125,5 млрд долларов, из них на Россию пришлось 114 млрд долларов, на Казахстан – 9,2 млрд долларов, на остальные страны порядка 700 млн долларов на каждую.

Как отмечается в публикации, ранее дополнительные препятствия во взаимной торговле РФ и Казахстана также создавало требование налоговых служб проставлять апостиль на документах, предъявляемых для снижения налоговых ставок, что противоречило международным договорам между РФ и Казахстаном.

К тому же, хотя юридически доступ открыт, на практике каждая страна требует для участия в электронных торгах получения национальной электронной подписи, поясняет начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. В Казахстане и Беларуси в сфере госзаказа действуют только госплощадки, в целом регулирование доступа к нему более жёсткое, чем в России, отмечает эксперт.

В 2015 году Казахстан получил от России четыре многофункциональных истребителя Су-30СМ (около 5 млрд рублей.), заказал ещё восемь машин (на сумму не менее 10 млрд рублей). По информации издания, Казахстан рассчитывает довести парк своих ВВС к 2020 году до 32–36 таких машин – в этом случае потенциальная выгода оценивается в 2 млрд долларов.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter