Реформа по выборам сельских акимов носила косметический характер – исследователи

Прошедшие выборы сельских акимов не привели к качественным изменениям, считают эксперты.

Центр исследования правовой политики провёл анализ проводимых реформ выборного законодательства со стороны государства.

Одной из основных реформ были выборы сельских акимов, прошедшие 25 июля этого года, подчеркнули аналитики.

"Хотя процесс обсуждения поправок в закон о выборах, которые вводили порядок избрания сельских акимов, формально включал представителей гражданского общества в онлайн-формате, но на практике не был инклюзивным. Поскольку непосредственное участие в обсуждении принимали только разработчик законопроекта в лице Министерства национальной экономики и депутаты парламента, а сама дискуссия не подразумевала существенных изменений изначального проекта министерства", – сказал старший правовой советник ОФ "Центр исследования правовой политики" Дмитрий Нурумов во время круглого стола.

Он добавил, что у избирателей не было достаточно времени, чтобы в полной мере ознакомиться с новыми правилами местных выборов и полноценно подготовиться к ним. Ведь период между принятием поправок в законодательство и объявлением выборов составил всего месяц.

"По этой причине выборы сельских акимов проходили на фоне низкого уровня информированности и доверия со стороны общества", – добавил спикер.

Более того, как он отметил, малый объём государственного финансирования избирательной кампании и ограничения на частные пожертвования в значительной степени подрывали возможности кандидатов в агитации.

Правовой советник уточнил, что независимые эксперты негативно оценили проведение сельских выборов. Они отметили законодательные барьеры на участие независимых кандидатов, тотальный контроль властей над избирательным процессом, а также зависимость избираемых сельских акимов от исполнительной вертикали власти.

По мнению исследователей, регистрационные требования для кандидатов в сельские акимы содержат ряд дискриминационных и непропорциональных ограничений, таких как возрастной ценз, соответствие требованиям для административных служащих корпуса "Б", необходимость сбора подписей, исключение за наличие судимости за любые преступления и специальная проверка КНБ в отношении кандидатов.

"Такое множество требований не позволяет гражданам в полной мере реализовать их право быть избранными и ставит процесс регистрации кандидатов в зависимость от позиции властей", – заявил Дмитрий Нурумов.


Читайте также: Токаев поддержал предложение членов НСОД снизить образовательный ценз для кандидатов в акимы сёл


По его словам, правила регистрации направлены в большей степени на продвижение кандидатов из среды госслужащих, чем на формирование равных возможностей для всех кандидатов. Почти половина (48,3%) зарегистрированных кандидатов являются госслужащими, а 19,9% – работниками бюджетных организаций, которые тесно связаны с госорганами.

Исследователи подчёркивают, что сельские акимы могут быть произвольно смещены с должности вышестоящими акимами и президентом. У них нет полномочий самостоятельно формировать и распоряжаться бюджетом. Сельские акимы, несмотря на свою выборность, жёстко встроены в исполнительную вертикаль власти и не могут рассматриваться как часть системы местного самоуправления, считают они.

"В связи с этим исследователи полагают, что реформа избирательного и партийного законодательства, а также сферы обеспечения политических и гражданских прав и свобод были поверхностными и носили косметический характер. Как показывают результаты, прошедшие парламентские выборы и выборы сельских акимов не привели к качественным изменениям", – заключил Дмитрий Нурумов.


Читайте также:


 

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров