Прямой эфир Новости спорта

Сельские акимы получили право распоряжаться бюджетом: на что они тратят деньги

Фото Алмаза Толеке
Фото Алмаза Толеке
Сельские акимы получают больше свободы в распоряжении средствами налогоплательщиков. Эксперты уверены, что это положительно отразится на жизни глубинки.

В Казахстане с 2018 года идёт внедрение бюджета четвёртого уровня. Напомним, первый уровень бюджета – республиканский, второй – бюджет столицы, городов республиканского значения и областей, третий – районный, а четвёртый – сельский. 

Сейчас доходы местного самоуправления формируются из шести видов налоговых поступлений, а с 2022 года ещё четыре вида налогов будут оставаться в распоряжении акимов сёл и сельских округов. Это решение принято в рамках развития  местного самоуправления для повышения самостоятельности акимов низового уровня. В официальном Нур-Султане полагают, что таким образом получится укрепить власть на местах, добавить свободы в принятии решений и улучшить жизнь людей в сельской местности.

Сколько денег на селе

Как сообщили в Министерстве национальной экономики, по итогам 2020 года доходы бюджета местного самоуправления составили 252 млрд тенге, из них около 34 млрд тенге, или 13,4%, – собственные доходы и 218 млрд тенге – трансферты из вышестоящего бюджета. Средний бюджет сельского округа по стране составляет около 107 млн тенге.

"Для укрепления доходной части бюджета с 2022 года предусмотрена передача на четвёртый уровень бюджета ещё четырёх видов налогов и платежей:

  • единого земельного налога;
  • платы за пользование земельными участками;
  • поступлений от продажи земельных участков;
  • платы за продажу права аренды земельных участков.

От вышеуказанных видов платежей прогнозируется дополнительное поступление в бюджет местного самоуправления в сумме около 13 млрд тенге в год", – отметили в министерстве.

На что тратят

Определены направления, куда акимы на местах могут направить эти деньги.

Это административные расходы, оказание социальной помощи нуждающимся, обеспечение санитарии населённых пунктов, благоустройство и озеленение населённых пунктов, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог, организация водоснабжения населённых пунктов и другие (всего 17 бюджетных программ). Важная особенность: расходы и приоритеты теперь в обязательном порядке обсуждаются с населением. Это осуществляется через собрания местного сообщества, которые избираются сходом населения.

"Органы местного самоуправления будут иметь достаточные полномочия и инструменты, подкреплённые финансовыми ресурсами, для решения вопросов местного значения. С учётом увеличения налоговой базы сельских округов планируется, что самодостаточность сельских округов в среднем в 2025 году достигнет примерно 35%, – пояснил корреспонденту Informburo.kz директор Центра региональных исследований АО "Институт экономических исследований" Кайсар Нигметов. –  Опыт передачи корпоративного подоходного налога (КПН) от МСБ в местные бюджеты показал положительную динамику поступлений, что говорит о повышении финансовой самостоятельности местных бюджетов, в том числе и бюджета четвёртого уровня.

Кроме того, планируется, что в отношении сельских бюджетов с 2023 года не будет применяться механизм бюджетных изъятий в вышестоящий бюджет, то есть все поступления, превышающие плановые показатели, будут оставаться на развитие сельского округа.

С учётом передачи местному самоуправлению дополнительных источников доходов будут расширяться и расходные полномочия. Средства от собственных доходов, поступающих в бюджет сельского округа за счёт налоговых и неналоговых платежей, будут направляться исключительно на развитие сельского округа и решение вопросов местного значения по инициативе местного сообщества или по согласованию с ним. Сфера ответственности органов местного самоуправления охватит вопросы благоустройства территорий, транспортной, социальной и иной инфраструктуры, оказания базовых услуг, а также развития смежных, совместно используемых объектов инфраструктуры и прочие". 

В 2021 году должна быть утверждена новая Концепция развития местного самоуправления в РК до 2025 года. Планируется, что в этом документе будет предусмотрено внедрение прямых выборов акимов районов в областях, создание на селе представительного органа – кенеса, дальнейшее расширение источников доходов. В частности, в концепции предусмотрено рассмотрение вопроса о передаче в бюджет местного самоуправления индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты, и социального налога, после введения всеобщего декларирования граждан, что позволит снизить уровень теневой экономики.

"Все планируемые мероприятия в рамках концепции, после их реализации, на постоянной основе будут сопровождаться мониторингом и оценкой их эффективности на предмет улучшения условий жизни людей, – говорит Нигметов. – Принятие вышеперечисленных мер по передаче налогов и иных мер позволит органам местного самоуправления иметь достаточные полномочия и инструменты, подкреплённые финансовыми ресурсами, для обеспечения качественными услугами жителей населённых пунктов".

В 2020 году общественный фонд Transparency Kazakhstan провёл исследование "Развитие местного самоуправления в Казахстане: анализ бюджетов четвёртого уровня", в ходе которого была сформирована интерактивная карта местных бюджетов. Само исследование показало, что больше всего бюджетов четвёртого уровня приняли власти Алматинской, Туркестанской, Жамбылской, Карагандинской и Павлодарской областей. Меньше всего бюджетов оказалось в Мангистауской и Северо-Казахстанской областях. Все бюджеты принимались в формате решений маслихатов.

По результатам исследования, в топ-10 самых крупных затрат 2019-2021 годов вошли расходы на:

  • деятельность и содержание аппаратов сельских акимов;
  • капитальный ремонт административных зданий;
  • освещение улиц; благоустройство и озеленение населённых пунктов;
  • обеспечение санитарии населённых пунктов; дошкольное обучение и образование;
  • обеспечение функционирования автомобильных дорог.

Меньше всего в бюджетах 2019-2021 годов оказалось предусмотрено средств на:

  • обеспечение занятости населения на местном уровне;
  • строительство и реконструкцию автомобильных дорог;
  • водоснабжение населённых пунктов;
  • содержание мест захоронений;
  • социальную помощь населению;
  • здравоохранение и доставку тяжелобольных людей до ближайшей организации здравоохранения;
  • спорт;
  • управление коммунальным хозяйством.

Почему самостоятельное распоряжение бюджетом – это хорошо

Как изменилась с появлением самостоятельного бюджета работа самих акимов? Глава Садового сельского округа Зерендинского района Акмолинской области Базарбай Косаманов уверяет: изменения только к лучшему.

"В прошлом году, как нам дали возможность самостоятельно собирать налоги, у нас образовался свободный остаток 1 млн 387 тысяч тенге. Это сверх установленного нам плана по налоговым поступлениям. За счёт этих денег мы планируем на двух улицах установить уличное освещение, полностью за счёт собственных средств. И это огромная поддержка! Раньше надо было сметы составить, бюджетные заявки писать, ждать, примут или нет. А сейчас мы решаем это сами, с советом жителей. Единственное, сейчас же действуют налоговые льготы для малого бизнеса, до конца следующего года они налоги не платят. А когда начнут платить, у нас ещё больше средств будет собираться, мы сможем и дальше планировать, что необходимо – детские площадки сделать, дороги отремонтировать", – сказал Косаманов.

Появление самостоятельных местных бюджетов должно стать хорошим стимулом для акимов на местах. Поскольку именно от их работы будет зависеть качество жизни в конкретном селе. Политолог Эдуард Полетаев убеждён, что это вкупе с введением выборности может стать действенным инструментом для формирования сельских руководителей нового уровня.

"Раньше любой аким смело мог списать свою бездеятельность на отсутствие денег – область не утвердила, центр не дал. Теперь же они должны быть лично заинтересованы в том, чтобы в каждом селе, каждом районе развивался малый бизнес, причём успешно развивался, ведь именно от этого будет зависеть бюджет села. И если люди будут недовольны работой акима, завтра, на следующих выборах, они не пойдут за него голосовать. Понятно, что сформируется это не сразу, не завтра, но в дальнейшем это очень хорошая основа для формирования ответственной перед народом власти", – подчеркнул Полетаев.

Напомним, в минувшее воскресенье, 25 мая, в Казахстане впервые состоялись прямые выборы сельских акимов. Явка оказалась весьма значительной – в некоторых регионах более 90%. Кроме того, большинство кандидатов были самовыдвиженцами. По мнению политолога Талгата Калиева, это свидетельствует о том, что люди на селе поверили: их голос имеет значение. Так что сёла потихоньку становятся самостоятельнее и финансового, и политически.

Новости партнеров