Большинство детей, попавших в центры адаптации несовершеннолетних (ЦАН) – в прошлом безнадзорные и беспризорные. В основном это те, кто был задержан после 22.00 и приведён в ЦАНы.

Как отметила координатор программ ЮНИСЕФ по образованию и защите детства Татьяна Адерихина, в Казахстане они пока не работают достаточно активно с категориями в трудной жизненной ситуации и на предотвращение жестокого обращения.

Есть лишь единичные случаи, которые отмечены в Астане и Караганде, однако эта сфера, по её мнению, недостаточно отработана. Об этом Татьяна Адерихина заявила в Мажилисе во время обсуждения законопроекта по вопросам деятельности организаций, осуществляющих функции по защите прав ребёнка.

"Дети, которые там находятся, тоже сказали, что в основном они находятся в ЦАНах, потому что их родители малообеспеченные, у них нет работы, неполные семьи. Они тоже хотят вернуться в свои биологические семьи, но для этого нужно ситуацию в семье слегка изменить. Потому что родители иногда тоже нуждаются в помощи профессиональных специалистов, которые могли бы их избавить от зависимости или помочь им выстроить траекторию укрепления семьи", – сказала Татьяна Адерихина.

ЦАНы и спецшколы хоть и предоставляют ряд услуг, но из-за закрытого типа не всегда работают с семьёй в целом. Только предоставляют услуги для детей. Поэтому Татьяна Адерихина уверена – нужно расширить функцию этих учреждений, чтобы ребёнок после центра адаптации не возвращался в ту же атмосферу.

"Есть риск того, что ребёнок попадёт в ЦАН повторно. Предлагается расширить перечень услуг, которые могли бы предоставляться данными организациями, также обновить качественный состав штата", – добавила Татьяна Адерихина.

Преобразовать, по мнению Татьяны Адерихиной, необходимо и ЦАНы, и спецшколы. Она предложила превратить их в ресурсные центры, которые по-другому бы назывались и там работала бы междисциплинарная команда специалистов, которая будет иметь социальную работу и хорошие навыки работы с семьёй.

"Этого сейчас нет в законопроекте, новая траектория, которая только частично затронута в документе, нужно дальше, глубже (затрагивать. – Авт.). Предлагаем совместно с акиматами составить "План услуг для детей", где будут затронуты вопросы размещения данных учреждений: где они находятся, подходят ли, чтобы там были дети, чтобы работа с семьёй велась, какие функции будут развиваться, какие новые услуги возможны. Этого наше предложение, которое мы хотим включить в план на уровне регионов. Конечно, по новым услугам мы будем индивидуально смотреть, чем школа могла бы дальше наполнять своё содержание в зависимости от потребности детей", – отметила Татьяна Адерихина.

Ранее уполномоченный по правам человека в Казахстане Аскар Шакиров сообщил, что в рамках законопроекта инициирован вопрос расширения мандата национального превентивного механизма, включая такие заведения как социальные дома для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в системе здравоохранения – медико-социальные учреждения для детей-инвалидов, коррекционные школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями в развитии и другие.

Ежегодный отчёт "Голос ребёнка" в Казахстане показал наличие насилия в отношении детей в закрытых учреждениях, сообщил Азамат Шамбилов, директор регионального представительства Международной тюремной реформы PRI в Центральной Азии.

"65% детей содержались совместно со взрослыми в полицейском участке, 66% детей была предложена правовая помощь. 31% мальчиков в спецшколе-интернате поддерживали постоянный контакт со своими семьями. Это говорит о том, что 69% его не имели. 38% детей в ЦАН и спецшколах были осведомлены о доступном им механизме рассмотрения жалоб, по сравнению с 61% детей в спецшколе-интернате, воспитательной колонии для мальчиков и локальном участке для девочек", – рассказал Азамат Шамбилов.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter