Прямой эфир Новости спорта

Президент Союза архитекторов СНГ прокомментировал видео с "плавающим полом" КТЖ

Архитектор рассказал о технических особенностях строения пешеходных переходов между двумя высокими башнями.

Высокие здания всегда повержены колебаниям от ветра, в особенности верхняя часть, поэтому, если в высоком строении предусмотрены пешеходные переходы между двумя или более башнями, проектировщики прибегают к специальным техническим решениям.

Каким образом закреплены эти переходы и могут ли они при деформации от колебаний представлять опасность, рассказал заслуженный архитектор РК, председатель правления Союза архитекторов Астаны, президент Международной ассоциации Союзов архитекторов СНГ и вице-президент Национальной ассоциации проектировщиков Казахстана Серик Рустамбеков.

"Если в верхних частях здания есть какие-то соединения в виде переходов, мостиков, то там делают на одном конце шарнирные соединения конструкции пешеходного перехода, а на другом конце скользящие, при этом учитываются максимальные значения колебания здания. Всё это определяется расчётами и отмечается в проектах. Я думаю, в таком проекте, как этот (здание КТЖ.– Авт.), конечно, это должно было быть учтено, поэтому, я думаю, что всё безопасно", – считает он.

Архитектор пояснил, что при деформации соединений между переходом и основным зданием строители используют различные прокладки.

"Если деформация незначительная, там ставят эластичные прокладки, но если строение деформируется на 5 см и более, что трудно учесть, применяются другие технические решения. Однако отсутствие в конструкции каких-либо прокладок не влияет на её безопасность", – пояснил он.

По словам Серика Рустамбекова, такие капитальные здания, как КТЖ, могут в целом простоять более 50 лет, потому что строятся с высоким уровнем ответственности.

Согласно стандарту надёжности строительных конструкций и оснований, устанавливаются три уровня ответственности: I – повышенный, II – нормальный, III – пониженный.

  • Повышенный уровень ответственности принимают для зданий и сооружений, отказы которых могут привести к тяжёлым экономическим, социальным и экологическим последствиям. Это резервуары для нефти и нефтепродуктов вместимостью 10 000 м3 и более, магистральные трубопроводы, производственные здания с пролётами 100 м и более, сооружения связи высотой 100 м и более, а также уникальные здания и сооружения.
  • Нормальный уровень ответственности принимают для зданий и сооружений массового строительства: жилые, общественные, производственные, сельскохозяйственные здания и сооружения.
  • Пониженный уровень ответственности принимают для сооружения сезонного или вспомогательного назначения: парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады.

"Такие капитальные здания рассчитываются, как минимум, на 50-100 лет, уровень ответственности определяется при проектировании. Допустим, объекты первого уровня ответственности, как правило, – это капитальное строение, на которое тратится много средств. Оно должно прослужить не менее 50 лет", – предположил он.

Техническое состояние таких высотных зданий постоянно мониторят, подчеркнул эксперт, отметив, что необходимо всё время следить за наличием трещин и деформаций.

"Владелец здания должен привлекать специальные службы или создавать свои для контроля за техническим строением здания, за состоянием его внутренней инженерной начинки, по системам вентиляции, пожаротушения, отопления, канализации и так далее, потому что это сложное здание, и оно должно находиться под контролем. Обычно в проекте это расписывается, регламентируется, через какое время и какие места нужно осматривать", – объяснил архитектор.

Он добавил, что, кроме здания КТЖ, в столице есть ещё одно строение с подобной конструкцией.

"Здание "КазМунайГаза" также соединено переходом, который составляет верхнюю часть арки. Он имеет несколько этажей. Это построено по той же технологии, что и переход между башнями КТЖ. Правда, здесь высота не такая большая, поэтому колебания проявляются в меньшей степени", – сказал он.

Серик Рустанбеков добавил, что при строительстве таких сложных конструкций в проекте учитываются все моменты, связанные с ветровыми нагрузками, с возможными просадками и так далее.

"Всё зависит от квалификации проектировщика, который закладывал этот проект, и строителей подрядной организации, которая в точности должна была соблюсти проектные решения. Если в проекте допущены ошибки, затем подрядчик тоже ошибся, то это всё ведёт к каким-то негативным последствиям в виде нарушений, а иногда и к гибели людей", – заключил он.

В ночь на 11 января в столице разыгрался сильный буран. Аким Астаны объявил чрезвычайную ситуацию природного характера. Из-за непогоды затруднено движение автотранспорта, повреждены кровли зданий и архитектурные формы на улицах города.

В этот же день в сети появилось видео, на котором снято смещение конструкций пола в переходе лестниц между зданиями нацкомпании КТЖ в Астане. Пользователи связали "плавающий" пол с непогодой, посчитав виной тому некачественное строительство. Эти подозрения в КТЖ опровергли, пояснив, что скольжение конструкций перехода в зданиях нацкомпании соответствует требованиям.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров