В 2016 году преподавателей школ искусств понизили на одно звено в реестре должностей МОН РК. С того момента они относятся к категории В3, где наравне с ними находятся вожатые, инструкторы по плаванию, воспитатели, психологи, методисты и другие специалисты дополнительного образования.

Вместе с категорией понизилась и заработная плата педагогов. По словам преподавателей музыки в Караганде, которые связались с корреспондентом Informburo.kz, но попросили не называть их имён, ставка специалиста высшей категории с высшей степенью квалификации со стажем свыше 25 лет не превышает 76 450 тенге. Кроме того, надбавка за категорию составляет всего 60%.

В течение двух лет преподаватели одной из школ искусств Караганды пытаются доказать свою значимость в сфере образования. Они неоднократно писали письма в вышестоящие органы управления образования, но безрезультатно, поэтому они решили обратиться в СМИ.

"Мы занимаемся элитарным обучением детей основам музыкального, художественного, хореографического, театрального и циркового образования. У нас не детское объединение, не дворовый клуб, студия или кружок по интересам, а школа в полном смысле этого слова. Обучение проводится строго по обновлённым и утверждённым министерством учебным планам и программам, которые рассчитаны на пяти-девятилетние сроки, а по окончании учёбы и сдачи госэкзаменов выдаётся свидетельство государственного образца. Учебный процесс продолжается, так же, как и в общеобразовательных школах, – с 1 сентября до 25 мая", – говорится в обращении педагогов.

По словам преподавателей, самые одарённые дети школ искусств прославляют Казахстан на международном уровне по музыке, хореографии, ИЗО, театральному и цирковому профилям. Такого уровня невозможно достичь, занимаясь в кружках или студиях, считают они.

"Такие результаты обеспечивает не вожатый, инструктор или воспитатель, при всём уважении к последним, а именно учитель. То, что нас отнесли к категории В3, – свидетельство пренебрежительного отношения к нашему образованию, которое занимает, к примеру, у музыкантов 16 лет. Какая другая профессия может быть получена путём таких долгих усилий? И получается, что все эти годы упорного труда не замечают чиновники, составляющие реестр должностей. Такое решение – результат профессиональной некомпетентности", – подчеркнули учителя.

Музыкальные руководители согласны с тем, что музыкальные школы и школы искусств обозначены не как основное, а как дополнительное образование. Однако, учитывая трудоёмкий, требующий долгосрочной высокопрофессиональной подготовки труд, было бы, по их мнению, единственно верным решением отнести специальность "преподаватель детской музыкальной школы и школы искусств" в блок В2 наравне с учителями всех специальностей, разграничив тем самым понятия "образование" и "досуговая деятельность", – отмечается в обращении.


Читайте также:

Сюрприз в виде сокращения зарплат получили учителя музыки от экс-министра образования


Педагоги напомнили, что ещё в июне 2016 года глава МОН РК обещал разобраться с их вопросом. Однако за полтора года ничего не изменилось.

"Понятно, что произошёл сбой на каком-то уровне, допущены явные ошибки. С января 2016 года мы недополучаем деньги, на которые имеем полное право, понижается уровень жизни специалистов, на которых возлагаются надежды государственной значимости", – считают преподаватели дополнительного образования.

"МОНу необходимо внимательно проанализировать типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для детей, а также должностные характеристики педагога дополнительного образования, изложенные в квалификационных характеристиках, и увидеть факт полного несоответствия требований той деятельности, которой мы занимаемся", – заключили они.

В Министерстве образования объяснили, что существуют две разные категории: учителя музыки и музыкальные руководители. Соответственно, уровень подготовки и заработные платы у них разные.

Согласно приказу главы МОН РК "Об утверждении квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц", к учителям всех специальностей, в том числе к учителям музыки, предъявляются требования по наличию соответствующего педагогического образования, а к музыкальным руководителям – наличие профессионального музыкального образования.

Кроме того, должности предусматривают следующие обязанности:

  • учитель музыки обучает и воспитывает учащихся с учётом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию личности обучающихся и их социализации, выявляет и содействует развитию индивидуальных способностей обучающихся и воспитанников;
  • музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание и эстетическое развитие воспитанников, организует и проводит музыкальные и другие культурно-массовые мероприятия, а также ведёт индивидуальную работу с детьми, выявляет музыкально одарённых детей.

"В организациях образования в соответствии с реестром, а также с учётом особенностей в должностных обязанностях учитель музыки, как учителя всех специальностей, организующие учебный процесс в соответствии с образовательными программами, отнесены к звену В2 и В4 в зависимости от уровня образования. Музыкальный руководитель, как другие специальности по профилю, отнесены к звену В3, В4 в зависимости от уровня образования", – говорится в ответе на официальный запрос.

В МОН подчеркнули, что при переходе на новую модель оплаты труда снижения размеров должностных окладов при полной педагогической нагрузке не наблюдалось. Однако изменился механизм расчёта заработной платы.

"Размер заработной платы учителя рассчитывается индивидуально и варьируется в зависимости от уровня образования, наличия квалификационной категории и уровня, объёма фактической педагогической нагрузки, условий труда. На начало года зарплата учителя музыки в среднем по стране составила порядка 96 тысяч тенге", – пояснили в ведомстве.

Согласно новому реестру должностей, размер должностного оклада зависит от уровня профессиональной квалификации учителя.

В министерстве уточнили, что если ранее по старой сетке должностной оклад учителей, в том числе учителей музыки, при полной педагогической нагрузке в зависимости от стажа варьировался от 42 473 тенге до 50 967 тенге, то теперь по новой сетке этот диапазон составляет от 54 507 до 83 176 тенге в зависимости от стажа и квалификации.

Следует отметить, что система доплат и надбавок разделена на компенсирующие и стимулирующие выплаты, которые устанавливаются в зависимости от условий труда работников или служат вознаграждением за высокие достижения в работе.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter