Правительство Казахстана утвердило генеральный план города Алматы до 2040 года, сообщает пресс-служба городского акимата.
Стратегический документ разработали научно-исследовательский институт "Алматыгенплан" и проектный институт "Алматыгипрогор-1" с привлечением экспертов и общественности. Основные цели генерального плана – создание комфортной городской среды и повышение качества жизни во всех районах Алматы.
При разработке документа специалисты использовали передовые цифровые технологии и мировой опыт проектирования. Инструменты моделирования прогнозируют социальные, экономические и экологические последствия развития города, а также то, как они отражаются на мобильности, стоимости земли и здоровье людей.
"Предыдущий генеральный план был утверждён более 20 лет назад – в 2002 году, и не учитывал рост потребностей города. За это время площадь города выросла более чем вдвое – с 33 898 га до 70 348 га, население увеличилось до 2,1 млн человек. Город стал центром агломерации, изменилась его экономика. Двукратное увеличение города негативно отразилось на уровне обеспеченности районов социальной, инженерной, транспортной и прочей инфраструктурой", – говорится в сообщении.
Внесение корректировок в предыдущий генплан не могло его комплексно усовершенствовать: документ не учитывал изменения, утратил актуальность и нуждался в кардинальном пересмотре. Поэтому в прошлом году по поручению акима Ерболата Досаева начали работу над новым генеральным планом города, который должны будут реализовать до 2040 года.
Новый генплан тесно связан с "Программой развития города Алматы до 2025 года и среднесрочными перспективами до 2030 года". Он основан на её семи ключевых принципах: комфортной городской среде, устойчивом экономическом росте, управляемой урбанизации, социальной стабильности, цифровизации, безопасности и возвращении Алматы звания "города-сада". Задача документа – обеспечить устойчивое, сбалансированное развитие Алматы как комфортного мегаполиса с развитой инфраструктурой и благоприятной окружающей средой для всех горожан.
Читайте также: Вернуть город-сад. Главные идеи генплана Алматы
"Новый генеральный план задаёт вектор развития Алматы с учётом опыта и практик ведущих городов мира для формирования гармоничного мегаполиса, наиболее эффективно связанного с агломерацией, привлекательного и комфортного места для жизни, работы, досуга горожан и гостей города. Одним из его ключевых аспектов и отличий от предыдущих документов стал переход от моноцентричной модели развития к созданию в городе пяти новых полицентров. Каждый из них станет самодостаточным районом и обеспечит принципы и условия устойчивого развития территории с регулируемой урбанизацией", – добавили в пресс-службе алматинского акимата.
На этапе планирования предусмотрена вся необходимая жилая, социальная, инженерная, транспортная, цифровая, коммерческая и рекреационная инфраструктура. Благодаря этому полицентры станут компактными и комфортными районами проживания, центрами деловой и общественной активности, создадут основу для роста доходов горожан. Внимание уделят и историческому центру – его культурное и историческое наследие сохранят, при этом проведут программу ревитализации микрорайонов, построенных в советский период.
Новый генплан предусматривает:
- строительство 188 новых школ, 12 пристроек к существующим учебным заведениям и 65 поликлиник;
- модернизацию 11 семейно-врачебных амбулаторий, 25 существующих многопрофильных и 13 специализированных стационаров;
- строительство около 2,4 тысяч км сетей водоснабжения, 1,1 тысяч км сетей водоотведения и 161 км сетей теплоснабжения. Эти меры обеспечат надёжную и эффективную работу коммунальных систем, а также повысят уровень комфорта для жителей города. Модернизацию сетей проведут за счёт бюджетных инвестиций и новой тарифной политики, основанной на принципе "Тариф в обмен на инвестиции";
- оптимизацию маршрутной сети с интеграцией скоростного транспорта, включая ЛРТ, БРТ и метро для скоростного и комфортного передвижения;
- строительство 45 км линий ЛРТ по улице Толе би до 2030 года, 5,2 км линий метро от станции "Калкаман" до станции "Барлык", четырёх транспортно-пересадочных узлов. До 2040 года построят ещё 76 км линий ЛРТ, 57 км БРТ и 7,8 км линий метро "Алматы-1" и "Алматы-2". Все эти меры позволят к 2040 году увеличить долю пользователей общественного транспорта на 60%, в то время как использование личных автомобилей снизится на 20%;
- переход 1200 дизельных автобусов на газ и электротягу до 2025 года для экологизации общественного транспорта, ввод в эксплуатацию двух новых газовых автопарков, пяти новых газовых заправочных станций, обновление троллейбусного парка на 200 единиц. В 2025-2030 годах создадут сети зарядной инфраструктуры для личного и общественного электротранспорта. Это значительно снизит выбросы вредных веществ в атмосферу;
- увеличение площади зелёных зон к 2030 году почти в три раза – с 1300 га до 3340 га, а к 2040 году – до 3840 га;
- обеспечение сейсмической безопасности горожан – генеральный план не позволяет строить в десятибалльных зонах сейсмической активности здания выше шести этажей. На основании генплана проведут новый сейсмоаудит городских зданий и сооружений, обновят Карту рисков, которая поможет принять необходимые меры по сейсмоусилению гражданских объектов для минимизации возможных последствий в случае сейсмической активности.
"Новый генеральный план даёт возможность использования современных передовых технологий градостроительного планирования, формируя комфортную городскую среду, удобную для горожан, доступную для развития креативной экономики, привлекательную для туристов и бизнес-инвестиций", – заметили в пресс-службе акимата.
Проект нового генплана прошёл все необходимые процедуры согласования – в январе 2023 года состоялись трёхдневные общественные обсуждения его разделов с приглашением экспертов и жителей восьми районов города. Полученные предложения и комментарии учли при дальнейшем совершенствовании документа. В апреле проект одобрили депутаты маслихата Алматы.
По словам генерального директора ТОО "НИИ "Алматыгенплан", разработчика генерального плана Асхата Садуова, реализация всех семи целей развития позволит Алматы стать примером успешного города, обеспечивающего высокое качество жизни и благополучие для всех жителей. При этом горожане принимали активное участие в работе над проектом – и в этом одно из важных отличий этого генерального плана от предыдущих, подчеркнул Асхат Садуов.
"Летом прошлого года мы начали урбанистическое исследование, в котором более 13,5 тысячи горожан приняли участие к моменту презентации проекта генерального плана. Анализ полученных анкет позволил нам учесть конкретные потребности жителей различных районов", – заключил разработчик генплана.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5659
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2524
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2601
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2336
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2220
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2206
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2274
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2326
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2253
- 2
- 47
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2243
- 0
- 6