Электромобили не пользуются популярностью у казахстанцев, в 2017 году в стране на учёт было поставлено всего 36 легковых экологичных авто. Это против 35 проданных годом ранее, сообщает пресс-служба Союза предприятий автомобильной отрасли РК "КазАвтоПром".
Наиболее популярными среди немногочисленных купленных авто на электрической тяге являются модели X и S марки Tesla Motors – 20 штук в 2017 году. Цена на этот премиум-сегмент варьируется от 66 до 115 тысяч долларов. Более доступные по цене и электрические модели: Renault-Nissan, LADA Vesta EV, Renault Twizy, JAC iEV и KIA Soul EV. Их ценовой сегмент от 14,2 до 32 тысяч долларов.
"Несмотря на популярность темы "зелёного" транспорта, спрос на электромобили в Казахстане остаётся на прежнем уровне и исчисляется символическими цифрами. На долю EV по итогам года пришлось лишь 0,05% продаж новых автомобилей. Именно государственные субсидии и внушительные налоговые льготы являются сегодня основным фактором развития этого сегмента. Их отмена или снижение мгновенно сводят спрос на электромобили к нулевой отметке – мы видим это на недавних примерах Дании и Гонконга", – говорит председатель правления "КазАвтоПром" Олег Алфёров.
Но Казахстан вовсе не исключение из глобальной картины этого сегмента, отмечает специалист. На абсолютном большинстве мировых рынков спрос на электромобили пока незначителен.
"Новости об успехах электромобильности доносятся лишь из полутора десятков государств, где правительства компенсируют до половины конечной цены машины. Такого рода программы по карману лишь наиболее крупным экономикам – они действуют в США, Китае, Японии и наиболее обеспеченных странах Европы. В то же время преодоление перечисленных барьеров при гипотетическом развитии электромобильности вовсе не гарантирует улучшения экологической ситуации в условиях Казахстана. Напомню – две трети энергобаланса республики обеспечивает уголь, наиболее грязный вид топлива. По доле угля в выработке электроэнергии Казахстан вдвое превосходит среднемировые цифры. Как показывают расчёты, переход с бензина в качестве автомобильного топлива на угольное сырье ТЭС ощутимо усугубляет загрязнение атмосферы. Не менее серьёзна проблема утилизации литиевых батарей – рецепт её решения в мире пока не найден", – говорит собеседник.
Следует напомнить, что предприятия казахстанского автопрома уже приобрели первый опыт выпуска автомобилей на электрической тяге. Первым электромобилем казахстанской сборки стал кроссовер KIA Soul EV, выпущенный на мощностях усть-каменогорского завода в 2015 году.