Депутаты фракции "Народная партия Казахстана" убеждены, что топливный кризис, который в настоящее время разворачивается в Казахстане, свидетельствует о глубоком кризисе в управлении отраслью.
Как отметили депутаты, предпосылки перебоев с поставками и роста цен были заметны в некоторых регионах ещё летом, но системных решений не последовало.
"Госорганы предпочитают не признавать дефицит, ссылаясь на общий достаточный объём остатков нефтепродуктов. Но автовладельцам и перевозчикам нужны не отчётные данные, а возможность свободно заправиться на АЗС", – отметили мажилисмены.
Для решения проблемы дефицита топлива и нестабильности цен три года назад провели дорогостоящую модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, напомнили в НПК. В результате производство бензина удвоилось, выпуск дизтоплива вырос в 1,3 раза – этого было достаточно для закрытия потребности внутреннего рынка.
Однако недавно вице-министр энергетики заявил, что около 100 тысяч тонн дизтоплива необходимо импортировать из России. И оно будет дороже для Казахстана из-за дисбаланса цен и резкого роста потребления более дешевого казахстанского топлива иностранными гражданами и транзитным автотранспортом.
Читайте также:
- В Актобе каждому водителю продают не более 50 литров дизельного топлива на АЗС
- Министр энергетики заявил о рекорде по потреблению дизтоплива в Казахстане
- Почему дизтопливо стало дефицитом в Казахстане
"Хотя государство по факту контролирует всю отрасль производства нефтепродуктов, оно не в состоянии своевременно управлять топливным балансом, прогнозируя изменения спроса. Всякий раз проблема решается в пожарном порядке. При этом убытки потребителей топлива, равно как и косвенные потери экономики, никто не компенсирует", – подчеркнули депутаты.
1 сентября запретили вывоз бензина и дизтоплива автомобильным транспортом, но за исключением вывоза в бензобаках, таким образом повышенный спрос со стороны зарубежных перевозчиков остался. Депутаты убеждены, что нет объективной картины происходящего, достоверного учёта реального движения нефтепродуктов, включая фактические объёмы экспорта, также отсутствуют попытки среднесрочного прогнозирования.
Мажилисмены отмечают, что наличие природных ресурсов даёт полное право, чтобы бесперебойные поставки нефтепродуктов по доступным ценам создавали преимущества для казахстанцев и отечественного бизнеса, позволяя снижать издержки. Члены фракции НПК уверены, что необходима реформа.
Депутаты в своём запросе попросили предоставить некоторые данные:
- Какой объём бензина и дизтоплива с учётом вывоза автотранспортом был фактически экспортирован в этом году?
- Какие производители нефти обеспечили поставки сырья для нефтеперерабатывающих предприятий по сниженным ценам в этом году?
Также проблема, по мнению фракции НПК, кроется в деятельности мининефтеперерабатывающих заводов (мини-НПЗ). Таких в Казахстане 48. По техническим возможностям они могут перерабатывать 6,5 млн тонн нефти в год, но в 2020 году заводы переработали только 415 тысяч тонн (3% от общего объёма переработки нефти в стране). 19 мини-НПЗ заявляют, что доля выхода светлых нефтепродуктов составляет 50%. Но выработка востребованных видов нефтепродуктов на мини-НПЗ незначительная из-за технологических установок.
"Мини-НПЗ отчитываются в адрес Министерства энергетики на основании "Правил осуществления мониторинга производства и реализации нефтепродуктов", при этом какой-либо административной ответственности за предоставление недостоверной информации они не несут", – сообщили депутаты.
Также мини-НПЗ могут создавать собственные стандарты.
"Отсутствие законодательных требований к глубине переработки нефти на мини-НПЗ и получению конечной продукции стандарта евро-4,5 используется для легализации неучтённой и похищенной нефти путём её первичной обработки (фактически нефть) и получения "выдуманных" нефтепродуктов, которые беспрепятственно вывозятся с территории Республики Казахстан", – объяснили в своём запросе мажилисмены.
Также в Казахстане, по мнению депутатов, нет эффективного учёта и контроля при вывозе нефтепродуктов на территорию стран-участниц Таможенного союза. Это позволяет вывозить нефть под видом нефтепродуктов и перерабатывать её уже за пределами страны. Выработанные нефтепродукты реэкспортируют в третьи страны без уплаты таможенных пошлин.
Читайте также:
- Минэнерго: Крупным потребителям дизтоплива необходимо рассмотреть вариант импорта
- В Шымкенте дизельное топливо начали продавать по талонам
"Отсутствие таможенного контроля на границе со странами-участницами ЕАЭС позволяет недобросовестным собственникам мини-НПЗ и аффилированным с ними трейдерам бесконтрольно вывозить углеводородное сырьё в Кыргызстан с последующим реэкспортом в третьи страны (Таджикистан, Афганистан, Китай)", – сообщили они.
При этом анализ вывозимой/экспортируемой продукции на соответствие продукции проводит Центральная таможенная лаборатория. По данным мажилисменов, в лаборатории нет в полном объёме испытательного оборудования для идентификации и классификации нефти и продуктов её переработки. Кроме того, отмечается и дефицит квалифицированных специалистов в области оценки качества нефти, газа и продуктов их переработки
Фракция "Народная партия Казахстана" внесла некоторые предложения для решения проблемы дефицита топлива в стране:
- на законодательном уровне предусмотреть обязательства по декларированию нефтепродуктов при их вывозе в страны Таможенного союза по примеру России, которая успешно применяет такую практику, несмотря на действие единой таможенной границы;
- на законодательном уровне запретить таможенное оформление нефтепродуктов без их декларирования;
- ввести обязательного требования к мини-НПЗ по выработке продукции, соответствующей стандарту евро-4, евро-5;
- регламентировать список нефтепродуктов с указанием физико-химических параметров (точка кипения, вспышка, плотность и так далее), которую могут производить нефтеперерабатывающие заводы, с исключением "выдуманных" нефтепродуктовна основе мирового опыта;
- регламентировать на основе выработанного списка нефтепродуктов объёмы их вывоза/экспорта через определение размера экспортных пошлин;
- внести изменения в закон "О государственном регулировании производства и оборотов отдельных видов нефтепродуктов" для урегулирования вопросов контроля качества, сферы ответственности уполномоченных органов в этой области.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5626
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2516
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2576
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2327
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2206
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2194
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2260
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2312
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2240
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2226
- 0
- 6