Прямой эфир Новости спорта

Неспортивные страсти. Процесс

В «нефтяной столице» идёт судебный процесс по обвинению руководства волейбольной команды «Атырау» в хищении четверти миллиарда тенге из бюджета области. На скамье подсудимых – директор клуба Женисбек Муханбетжанов, главный тренер Александр Запевалов и бухгалтер Светлана Харкина. На первых же заседаниях доказательная база следствия сильно пошатнулась, и процесс уже принял скандальный оборот.

В «нефтяной столице» идёт судебный процесс по обвинению руководства волейбольной команды «Атырау» в хищении четверти миллиарда тенге из бюджета области. На скамье подсудимых – директор клуба Женисбек Муханбетжанов, главный тренер Александр Запевалов и бухгалтер Светлана Харкина. На первых же заседаниях доказательная база следствия сильно пошатнулась, и процесс уже принял скандальный оборот.

СПОРТИВНАЯ ОПГ

Фабула дела такова. Финансовые полицейские, проведя проверку в ВК «Атырау» в период с 2008 по 2012 гг., выявили многомиллионные хищения. И поскольку команда на все 100% финансируется из бюджета, дело приняло коррупционный характер.

В мае этого года финпол арестовал Муханбетжанова с Запеваловым, отпустив бухгалтера под подписку о невыезде. Кроме того подозрение пало и на бывшего начальника областного управления туризма и спорта Берика Жанкеева, который к тому времени подался в бега и был объявлен в международный розыск. Жанкеев, ставленник небезызвестного экс-акима нефтяного региона Бергея Рыскалиева, возглавлял спортивное ведомство именно в проверенный финполовцами период.

Светлана Харкина, бухгалтер клуба, обвиняемая в хищении средств.

По версии следствия, подсудимые в течение пяти лет составляли липовые документы о проведении заграничных учебно-тренировочных сборов (УТС) волейбольной команды в разных городах ближнего и дальнего зарубежья. А выделяемые на это бюджетные средства делили между собой. Как следует из материалов уголовного дела, организатором преступной группы якобы является сам Берик Жанкеев.

«Жанкеев, используя тесные связи с акимом Атырауской области Б. Рыскалиевым, развил бурную деятельность, направленную на совершение преступлений по хищению государственного имущества», – говорится в обвинительном заключении.

Следствие обвинило Запевалова, Муханбетжанова и Харкину в хищениях, создании и участии в организованной преступной группировке (ОПГ). Кроме того двум последним инкриминировали статью «Служебный подлог» УК РК («Мегаполис» писал об этом: «Неспортивные страсти», 10 июля 2013 года, «Александр Запевалов: «Мы не воровали», 29 апреля 2013 года).

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Резонансный процесс начался в конце августа с допроса свидетелей стороны обвинения – игроков команды «Атырау-2». Это второй состав волейбольного клуба, укомплектованный исключительно казахстанскими спортсменами. Примечательно, что показания доброй дюжины парней практически полностью отличались от показаний, данных ими в ходе предварительного следствия.

Так, в частности, игроки заявили, что подписали протоколы допроса свидетеля не читая и не вникая в смысл написанного. А между тем эти процессуальные документы являются одними из козырей стороны обвинения. В них говорится, что спортсмены под давлением и по прямому указанию тренера Запевалова и директора Муханбетжанова подписывали бухгалтерские документы по поездкам на фиктивные УТС.

Недоумевая, игроки сообщили, что их вообще тренирует Владимир Деревянко, а не Запевалов, который работает с первым составом. Более того, в суде выяснилось, что некоторые из волейболистов плохо говорят по-русски, однако протоколы были составлены на русском языке и игроков якобы не предупредили о праве давать показания на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

Вместе с тем в бухгалтерских документах ВК «Атырау» действительно стоят липовые подписи. Все игроки подтвердили, что не выезжали на ряд УТС, а «автографы» в ведомостях в подавляющем большинстве случаев сделаны не их рукой. И что примечательно – подсудимые не отрицали этот факт!

2 ПИШЕМ, 4 В УМЕ

В суде выяснилось, что в клубе действительно велась двойная бухгалтерия. Но причиной тому было безвыходное положение, а не желание набить карманы. По версии подсудимых, деньги, выделяемые на УТС, не уходили «налево», а шли на оплату труда целого ряда высокопрофессиональных легионеров из команды «Атырау-1». В основном первый состав клуба состоял из титулованных российских и украинских игроков, мастеров спорта международного класса. Их официальная зарплата составляла от 14 до 25 тысяч тенге, но по контракту такие волейболисты получали от 400 до 700 тысяч тенге ежемесячно!

– Несуществующие УТС делались для того, чтобы платить нам хорошую зарплату, – сказал в суде вызванный в качестве свидетеля и. о. главного тренера ВК «Атырау» Даниил Семеев. – Например, моя официальная зарплата составляла около 23 тысяч тенге, на деле же я получал 300 тысяч.

ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЗАКОНЕ

Директор ГККП «Областная волейбольная команда «Атырау» Женисбек Муханбетжанов заявил в суде, что давно хотел узаконить существующую нелегальную схему. Однако этому мешали противоречия в действующем законодательстве.

– По Закону РК «О физической культуре и спорте» разрешено привлекать игроков на контрактной основе. Но есть и Закон «О государственном предприятии», согласно которому оплата по контракту возможна только из собственных доходов. А у нас доходов нет, потому что мы выполняем госзаказ. Здесь противоречия двух законов. В Казахстане же спорт на 90% существует за счёт бюджетных денег. Вот нам и пришлось брать деньги на зарплату игрокам из других статей бюджета клуба! – сообщил он. – Самый сложный период пришёлся на 2008–2009 годы, когда в команде играли достаточно высокооплачиваемые волейболисты из России, которые получали по 7–8 тысяч долларов в месяц. На них ложилась вся основная нагрузка на площадке. Именно благодаря таким игрокам команда дважды выиграла Кубок Казахстана, занимала призовые места в чемпионате страны, стала бронзовым призёром чемпионата Азии.

Кроме того оказывается, Муханбетжанов дважды во всеуслышание поднимал этот наболевший вопрос на заседаниях исполкома Федерации волейбола страны под председательством её президента Нуртая Абыкаева.

ДВОЙНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ ВО ВСЕХ КЛУБАХ?

Версию подсудимых подтвердили вызванные в суд по ходатайству защиты те самые высокооплачиваемые волейболисты, многие из которых уже играют за другие клубы Казахстана и за рубежом. Их показания подтверждались представленными суду контрактами, где были отражены истинные суммы зарплаты. Странно, почему следствие не потрудилось их допросить своевременно?

Таким образом, по мнению адвокатов Игоря Вранчева и Оркена Тулебаева, никаких хищений не было, поскольку деньги оставались в команде.

Например, заработная плата всего клуба из двух команд в 2011 году составила 4,3 млн тенге. В том же 2011 году зарплата только трёх легионеров за сезон в общей сложности составила 10,6 млн тенге! То есть один высокопрофессиональный игрок получал в год заработную плату, практически равную официальной зарплате всей команды! И таких высокооплачиваемых игроков более десяти.

Более того, игроки не только знали или догадывались о действующей схеме финансирования. Как выяснилось, подобная система якобы существует и в других клубах!

– Меня всё устраивало. Я вовремя и ежемесячно получал свои 450 тысяч тенге, оговорённые в контракте, и отрабатывал их на игровой площадке. В бухгалтерские документы не вникал. А за официальную зарплату в 14 тысяч я бы не стал играть здесь. И никто бы не стал! Я играл во многих командах, и везде аналогично как-то стараются обойти закон, – заявил один из легионеров Евгений Андреев, работавший в «Атырау» тренером-инструктором в 2007–2008 годах.

ТАЙНЫ СЛЕДСТВИЯ

Следователь, выйди!
За неоднократные реплики из зала и подсказки выступающим свидетелям судья попросила следователя немедленно покинуть зал заседаний.

Аргументы против обвинения
Тем временем находящийся в межгосударственном розыске экс-начальник облспорта Берик Жанкеев открыл в Facebook свою страничку, где комментирует ход процесса.
«Финансовая полиция обвиняет ни в чём неповинных людей в хищении бюджетных средств. Куда смотрели республиканские и местные органы, ежегодно проверяющие деятельность КГКП «Атырау»? За весь период не было выявлено ни одного нарушения! Откуда они могли внезапно появиться?
Стоит отметить, что бюджет команды составляет 110 млн тенге в год (440 млн – за 4 года). Как утверждает следствие, за 4 года (с 2008 по 2012) похищено 253 млн тенге, что составляет 60% от бюджета команды. Тогда на какие средства существовал клуб из 50 человек всё это время, куда входят поездки, питание, проживание, зарплата и покупка спортинвентаря? Не вижу тут никакой логики», – пишет он.
По мнению Б. Жанкеева, уголовное дело якобы сфабриковано и имеет политическую подоплёку из-за фигуры скандально известного экс-акима Атырауской области.
«Схема очень проста: следствие заставило руководство клуба дать лживые показания против меня. Точно так же хотели получить показания от меня против Бергея Рыскалиева, – заявляет он. – Да, я скрываюсь от следствия. Но не потому, что виновен, а потому, что доказать свою правоту будет невозможно».

Не менее интересным был допрос следователя по особо важным делам ДБЭКП Нурбека Даумова, расследовавшего дело о хищениях в команде. Разумеется, следователь отрицал нарушения норм Уголовно-процессуального кодекса, возможно, допущенные во время допросов свидетелей, и недоумевал, почему волейболисты решили поменять в суде свои показания.

– Права волейболистам я объяснил, и протоколы они читали. В противном случае могли бы их не подписывать, я никого не заставлял, – отбивался он от наседавших адвокатов.

– И как вы не заметили, что в контрактах указаны более высокие суммы зарплат, чем в ведомостях? Ведь эти документы находятся в материалах уголовного дела. Почему вы не проверили это? – в свою очередь, спросила судья Гульмира Даулетова.

– Я их не видел, – огорошил присутствующих после минутного молчания следователь Даумов.

Представителем потерпевшей стороны в суде является заместитель начальника областного управления физкультуры, туризма и спорта Гульжанат Каленова. Она подтвердила наличие законодательных противоречий, и тот факт, что Ж. Муханбетжанов не раз поднимал вопрос о необходимости платить профессиональным игрокам достойную зарплату. Но о существующей незаконной схеме оплаты в облспорте не знали.

– На совещаниях им говорили: «Сами решайте эти проблемы, но нам давайте призовые места», – сказала Каленова.

Кстати, подсудимым потерпевшая сторона предъявила гражданский иск о возмещении тех самых якобы похищенных четверти миллиарда тенге.

– Вы по-прежнему поддерживаете свой иск? – поинтересовалась у Каленовой судья.

– Уже не знаю. Теперь надо, наверное, всё заново пересчитать, – призналась она.

Продолжение следует

Между тем в Атырау разгорается новый спортивно-коррупционный скандал. На днях финансовые полицейские объявили о многомиллионных хищениях в баскетбольном клубе «Барсы Атырау». Уголовное дело по статье «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества» возбуждено на директора клуба Булата Мухамбеткалиева и «других лиц». По версии следствия, путём составления фиктивных документов в 2008 году они присвоили командировочные расходы в сумме 18,5 миллиона тенге.

Напомним: проверка финансово-хозяйственной деятельности волейбольного клуба тоже началась именно с 2008 года, в начале которого Берик Жанкеев возглавил областное управление физкультуры и спорта. Совпадение?

Кроме того Б. Мухамбеткалиев является и директором другой бюджетной организации – титулованной хоккейной команды «Бейбарыс». Означает ли это, что в скором времени финполовцы объявят о новых фактах казнокрадства?

«Мегаполис» будет следить за развитием событий. А пока очередное заседание по «делу волейбольной команды» назначено на 10 октября.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров