В Счётном комитете рассмотрели итоги государственного аудита использования средств из республиканского бюджета Фондом национального благосостояния "Самрук-Казына".

"Результаты проведённого аудита можно условно разделить на два направления. Первое – это оценка реализации программы вывода пакета акций дочерних и зависимых организаций Фонда национального благосостояния "Самрук -Казына" на рынок ценных бумаг. Второе – аудит эффективности использования средств бюджета, выделенных на строительство двух веток железной дороги Алматы – Шу, Боржакты –Ерсай, паромного комплекса в порту Курык, а также на создание и комплексное развитие СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота", – рассказала член Счётного комитета Айгуль Мухаметкарим.

Она заявила, что задачи и целевые индикаторы, поставленные в рамках реализации Народного IPO, достигнуты не в полной мере.

"Затраты на услуги консультантов по размещению на фондовом рынке акций компаний фонда, а также для информационно-разъяснительной работы в 2011-2015 годах составили 2,2 млрд тенге. Между тем результаты консультационных услуг не могут быть использованы при реализации следующего этапа мероприятий по размещению акций компаний, входящих в группу фонда, а это произойдет не ранее 2018 года, вследствие утери их актуальности", - отметила она.

С момента размещения акций на рынке ценных бумаг АО "Казтрансойл" и КЕГОК доля владельцев акций физических лиц в структуре акционеров снижается. Таким образом, цель программы по предоставлению гражданам РК возможности владения акциями крупнейших предприятий страны также достигнута не в полной мере.

В рамках второго направления государственного аудита проверкой охвачены средства в размере свыше 93 млрд тенге, выделенных с 2014 года и по 30 сентября 2016 года по бюджетной программе на строительство двух железнодорожных веток Алматы – Шу, Боржакты – Ерсай, паромного комплекса в порту Курык, а также на создание и комплексное развитие СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота".

"Аудитом выявлено следующее: общая сумма финансовых нарушений составила 1,5 млрд тенге, 1,4 млрд тенге были произведены без достижения итогового результата программы Народного IPO, выявлено 6 системных недостатков, а также 16 процедурных нарушений на сумму 86,1 млрд тенге", - рассказала член Счётного комитета.

Кроме того, строительство железнодорожной линии Боржакты – Ерсай и вторых путей на участке Алматы – Шу на общую сумму 34,4 млрд тенге с 2015 года осуществлялось без утверждённой проектно-сметной документации, а также без уведомления уполномоченного органа о начале осуществления деятельности по производству строительно-монтажных работ.

С декабря 2015 года по март 2016 года строительно-монтажные работы осуществлялись без технического надзора в части несущих и ограждающих конструкций в связи с приостановлением аттестатов экспертов.

Более двух третей от общего объёма работ по строительству паромного комплекса в порту Курык были переданы субподрядным организациям, что превышает норматив на 4 млрд тенге. При строительстве линии Боржакты – Ерсай использованы рельсы, стрелочные переводы на железобетонных брусьях и железобетонные шпалы с истёкшими сроками сертификатов соответствия. В ходе аудита сертификаты были предоставлены.

По СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота" была предоставлена ненадлежащая банковская гарантия от АО "Capital Bank Kazakhstan", долгосрочный рейтинг которого ниже предусмотренного допустимого уровня.

Также при аннулировании ранее выданных локальных смет вносились изменения в виды работ, материалов в сторону увеличения либо уменьшения их стоимости. В 2015-2016 годах заказчик уменьшил ранее оплаченные работы на общую сумму свыше 1 млрд тенге. По 13 объектам, принятым актом приёмочной комиссии в марте 2016 года, не была проведена государственная регистрация прав на недвижимое имущество.

В свою очередь управляющий директор по взаимодействию с Правительством ФНБ "Самрук-Казына" Нурлан Рахметов заявил, что вывод компаний на IPO "очень чувствительный".

"Выведение компаний на IPO любой ценой в условиях существенного ухудшения рыночной конъюнктуры привело бы к провалу программы и нанесло бы экономический ущерб активам государства в результате продажи акций за существенно низкую цену", - считает он.

После санкций, введённых против России, высоких девальвационных ожиданий Правительство в 2014 году продлило сроки реализации IPO до 2022 года.

"В этой связи ключевой вывод в документе Счётного комитета о том, что было неполное достижение целевых индикаторов мы не принимаем, мы не согласны, потому что мы считаем, что надо всё это оценивать вкупе со всей реализацией программы, включая ввод Международного финансового центра "Астана", - отметил он.

В ноябре прошлого года Счётный комитет выявил, что Минсельхоз незаконно тратил миллиарды на развитие АПК.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter