" С 2008 года государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства с 2,2 миллиарда вырос на сегодняшний день до 32 с лишним миллиардов долларов США. Затраты на обслуживание долга увеличились за четыре года почти в восемь раз и уже превышают отдельные важные статьи расходов бюджета. Например, такие статьи расходов республиканского бюджета как образование и медицина. Резкое увеличение государственного долга – это серьёзное давление на устойчивость бюджета. Особенно это опасно для сохранности средств Национального фонда", – заявил в ходе презентации бюджетных законопроектов депутат Мажилиса Парламента РК Аманжан Жамалов.  

Парламентарий напомнил о прогнозах Национального банка, в которых говорится о том, что при стоимости нефти в районе 30 долларов за баррель, а также курсе валюты – 360 тенге за доллар, денег из Национального фонда на бюджетные и внебюджетные расходы хватит максимум на пять лет. Кроме того, он отметил, что доходы в бюджет в ближайшие три года ожидаются в основном из несырьевого сектора, поэтому они будут в национальной валюте. А вот гасить долги приходится в соответствии с договорами в иностранной валюте, с учётом курсовой разницы.

"Как Правительство планирует в дальнейшем регулировать вопросы увеличения внешнего долга? Хотелось бы сразу сказать, что будет некорректно, если  начнут приводить цифры МВФ. Я знаю, что согласно оценке МВФ, соотношение правительственного долга Казахстана к ВВП с 2014-2015 года возросло с 14,7 до 23%. Все знают, что в развитых странах такие цифры достигают 90-100%. Но эти цифры приводить будет некорректно, потому что речь идёт о развитых странах, где преобладают промышленность и услуги. Для ресурсных стран ситуация другая. Для Норвегии – 28%, для России – 18%, для Ирана – 17%, для Чили – 17%, для Индонезии – 27%. 90-100% – это для Великобритании, Германии, Франции и так далее, для развитых стран", – обратился с вопросом к членам кабинета министров депутат.

Рост долгов Казахстана в Правительстве не отрицают. Негативную тенденцию в кабинете министров объясняют падением доходов страны и необходимостью выполнять государственные программы. При этом сложившуюся ситуацию критической не считают.

"Хотел бы заверить, что цели по увеличению долга до 90-100% нет. Сегодня у нас действительно есть определённый рост. Он связан, в том числе, и с реализацией ряда программ, падением доходов. Мы привлекаем длинные, мягкие займы от международных финансовых организаций. Пока мы видим, что правительственный долг на уровне 21%, государственный на уровне 24%. Эта разница, прогноз на 2017 год, связана с тем, что Национальный банк активизировал свободную деятельность на внешнем рынке по выпуску краткосрочных нот", – ответил министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев

"То есть часть этого долга не является постоянной, она является краткосрочной и связана просто с осуществлением Нацбанком своих операций. Ваши опасения нам очень понятны, поэтому мы сейчас вместе с Министерством финансов, с отраслевыми министерствами пересматриваем все планы по выдаче государственных гарантий на реализацию инфраструктурных проектов, готовим оптимизацию этого процесса с тем, чтобы выделить наиболее приоритетные направления", – добавил он.

Вместе с тем, депутаты отмечают, что реальные цифры государственного долга страны могут быть больше, чем указано в отчётах. Для уточнения парламентарии просят учитывать займы национальных компаний, которые относятся к категории квазигосударственного сектора и находятся на балансе государства.

"В течение последних пяти лет депутатский корпус просит пересмотреть методики подсчёта государственного долга. Вы не учитываете квазигосударственный сектор, где государство является стопроцентным акционером. Поэтому мы очень просим, мы неоднократно этот вопрос ставили, мы не можем осуществить контроль, а это касается каждого гражданина государства. Когда вы будете пересматривать политику, чтобы всё-таки пошли нам навстречу, и в структуру государственного долга, как это делается во всех странах, включили квазигосударственный сектор", – заключила депутат Мажилиса Парламента РК Гульжана Карагусова.

О необходимости обсудить трёхлетний бюджет (2017-2019 гг.) Президент заявил на расширенном заседании Правительства 9 сентября 2016 года.   

Нурсултан Назарбаев поручил сократить трансферты из Нацфонда на 50 млрд тенге. По словам Главы государства, у страны появилась возможность обойтись другими средствами.

К концу 2016 года ожидается пополнение государственной казны на 830 миллиардов тенге дополнительных доходов, что предоставит возможность уже в текущем году перейти от антикризисного плана и решения текущих проблем к выполнению задач стратегического развития. Президент дал ряд конкретных поручений кабинету министров на расширенном заседании Правительства, как повысить уровень жизни казахстанцев. 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter