Министерство энергетики Казахстана продолжает укрупнение региональных электросетевых компаний. Главной целью этой работы в Минэнергетики называют улучшение качества снабжения потребителей и модернизацию сетей.
Заняться укрупнением РЭК было поручено Президентом страны в Плане нации "100 конкретных шагов". В конце декабря 2016 года соответствующий законопроект поступил в Мажилис Парламента. В качестве мер регулирования представители профильного ведомства предложили перейти от лицензирования к специальным требованиям.
Ранее Informburo.kz уже писал о том, как парламентарии поставили под сомнение эффективность таких мер. В ходе обсуждения депутаты обратили внимание, что если все энергопередающие организации (ЭПО) всё же выполнят требования закона, то никаких укрупнений не будет.
Тем не менее законопроект прошёл Парламент, и 11 июля 2017 года глава государства подписал поправки в законодательные акты по вопросам электроэнергетики. Документ вступил в силу 24 июля.
Теперь, начиная с 2018 года, к энергопередающим организациям будут предъявляться новые требования. В частности, ЭПО с 1 января следующего года должны будут иметь диспетчерское технологическое управление. С начала 2020 года потребуется наличие служб, укомплектованных аттестованным персоналом и обеспеченных средствами защиты и необходимым оборудованием. К тому же времени посредникам нужно будет иметь договоры с оператором сетей – госкомпанией KEGOC – на оказание системных услуг.
К началу 2022 года ЭПО должны обзавестись автоматизированными система коммерческого учёта и телекоммуникаций.
Такие требования станут заметной нагрузкой для передающих компаний. Тем более что законом оговорено: затраты на модернизацию в тарифы закладывать нельзя. Компании должны обновляться за счёт собственных средств. Денег, возможно, хватит не у всех.
"В законе оговорено, что в тариф закладываться какие-либо расходы (на модернизацию. – Авт.) не будут. То есть они должны будут свою автоматизированную систему и все службы, которые необходимы для эксплуатации сетей, – всё это сделать за счёт собственных вложений. Но в тарифе эти расходы учитываться не будут", – рассказал на брифинге в Службе центральных коммуникаций директор департамента электроэнергетики и угольной промышленности Министерства энергетики Бауржан Сарсенов.
Однако есть в законе и "пряники". Но только для тех компаний, которые решат укрупняться. К примеру, при принятии на баланс бесхозяйных электрических сетей энергопередающую организацию освободят от корпоративного подоходного налога и налога на имущество. А в случае укрупнения в отношении неё снимут запреты, предусмотренные законодательством в сфере естественных монополий.
Кроме того, при расширении электрических сетей появится возможность пересмотреть предельные тарифы на передачу электроэнергии.
Подобными мерами – требованиями и стимулами – в Минэнергетики планируют сократить число ЭПО к 2022 году почти на треть – с нынешних 157 до 110. Также, уверены в ведомстве, это позволить повысить надежность энергоснабжения и решить проблемы с бесхозяйными электрическими сетями.
Стоит заметить, что кампания по сокращению передающих организаций позволит снизить тарифы не везде.
Дело в том, что сейчас действует следующая схема снабжения: электростанция – KEGOC – РЭК – ЭПО – потребитель. В некоторых регионах предпоследнее звено может включать в себя сразу несколько организаций.
Например, в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях работают по 40 и 17 ЭПО, соответственно. А до одного потребителя от РЭК может выстроиться цепь из трёх-четырёх посредников. Сокращая её, разработчики закона и надеются повлиять на тарифы.
"Именно в этой цепочке уменьшение количества энергопередающих компаний повлияет на конечный тариф. Но если этой цепочки нет, то изменения тарифа не будет. Такая ситуация наиболее выражена в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях", – отметил Бауржан Сарсенов.
Однако успех работы по укрупнению РЭК будет зависеть от энергопередающих компаний. А именно от того, захотят ли они платить за модернизацию для соответствия закону.