Мажилисмен Маулен Ашимбаев на интеллектуальной площадке общенационального движения "Казахстан-2050" "Жалпыұлттық талқылау" поделился своим видением конституционной реформы.

"Очень важно сейчас не уйти в кампанейщину. Много инициатив хороших в нашей стране начинались, потом превращались в кампанейщину с помощью наших госорганов прежде всего, СМИ, экспертов. И есть такое ощущение, что мы эту конституционную реформу не должны заболтать и в целом к ней серьёзно отнестись", – высказался депутат.

Парламентарий пояснил, что после внесения изменений в Конституцию необходимо внести изменения в большое количество законов. Во-вторых, обеспечить реализацию всех новых законов. В-третьих, адаптироваться к новой системе управления.

Маулен Ашимбаев отметил, что также нужно усилить ресурсное обеспечение Парламента, чтобы законодатели, депутаты не были одиночками. Должны работать институты, в том числе институт законодательства при Парламенте, аналитические структуры, эксперты.

"Нужно наделить Парламент контрольными полномочиями за деятельностью Правительства. В результате должна усилиться законодательная ветвь власти и должен возникнуть определённый баланс между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Вторая задача – это обеспечение прозрачности деятельности госорганов: министров и акимов прежде всего", – продолжил он.

По его словам, необходимо на стадиях проработки тех или иных важнейших государственных решений, проектов законов вовлекать общественность в обсуждение, чтобы она влияла на их окончательный вариант.

"Для этого нужно открывать наши госорганы, обеспечивать полную реализацию закона о доступе к информации. Вся информация госорганов, всё, что они делают, все решения, которые они готовят в рамках акиматов, министерств должны быть открытыми", – заявил он.

"Из проекта закона не вытекает, что Парламент будет участвовать в формировании Правительства. Речь идёт о том, что премьер-министр будет проводить консультации с Мажилисом в рамках назначения министров. Консультации – это абстрактная категория, консультироваться можно долго и без какого-либо результата. Поэтому, видимо, в окончательном проекте закона должна быть норма, что не просто консультации проводятся, а министры социально-экономического блока должны назначаться с согласия Мажилиса", – предложил парламентарий.

Население будет голосовать на выборах за политические партии. Победитель формирует Правительство, которое реализует программу. То есть, население напрямую участвует в формировании Парламента и через него опосредованно – Правительства. Правительство отчитывается перед Парламентом, он отчитывается перед народом. Таким образом, круг замыкается, и эта система обеспечит власть народа.

23 февраля сообщалось, что законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти" в марте представят в Мажилисе.

О перераспределении властных полномочий между Парламентом, Правительством и Президентом страны глава государства Нурсултан Назарбаев заявлял ещё в 2015 году. А уже 25 января 2017 года Президент выступил со специальным обращением и рассказал, насколько ослабит президентскую вертикаль власти.

Конечная цель – построить более эффективную, современную и главное – устойчивую политическую систему управления страной.

В связи с перераспределением полномочий в Конституциию РК предложили внести около 40 корректировок. Возможные поправки коснутся в том числе статуса и полномочий Верховного суда и прокуратуры. Нурсултан Назарбаев предложил обсудить конституционные реформы всенародно. Все материалы по этой теме можно почитать здесь.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter