Директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев порекомендовал казахстанцам не злоупотреблять онлайн-займами в период действия режима ЧП.

Перед тем как взять кредит он советует ответить честно самому себе на следующие вопросы:

  • Сможете ли вы с точностью сказать, что ваше финансовое положение в будущем позволит потянуть кредитную ношу?
  • Не изменится ли ситуация, если кризис затянется?
  • Останетесь ли вы на прежней работе или будете вынуждены сидеть дома, как сейчас, во время карантина?
  • Сможете ли платить по кредиту, если здоровье вас подведёт?

"Не стоит воспринимать онлайн-займы как один из способов залатать кризисную дыру в семейном бюджете. Конечно, получить кредит до зарплаты намного проще у онлайн-кредиторов, но проценты по займам будут намного выше, чем, к примеру, в банках второго уровня. Кредитные платежи по таким займам в будущем могут стать непосильной ношей", – отметил представитель финрегулятора.

Для проверки размера годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ) на официальном ресурсе Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка в разделе "Защита прав потребителей финансовых услуг" размещён кредитный калькулятор, используя который заёмщик может рассчитать свою долговую нагрузку.

В случае установления превышения предельных значений ГЭСВ и переплаты по займу, заёмщику необходимо обратиться в агентство для защиты своих прав и в суд за признанием договора займа, несоответствующего требованиям законодательства, недействительным. Также внимательно изучайте все условия договора для исключения переплаты, связанной со скрытыми комиссиями.

Не стоит также брать кредит для того, чтобы инвестировать деньги в сомнительные проекты или организации, обещающие высокую прибыль за счёт денежных вложений. В кризисное время, как правило, активизируются финансовые мошенники.

"Безусловно, те заёмщики, которые берут кредиты, чтобы вложить деньги в волшебные финансовые инструменты, которые якобы приносят баснословную прибыль за короткий промежуток времени, рискуют своими средствами. На доверчивых казахстанцах играют финансовые мошенники, которые активизировались в условиях пандемии и умело обкрадывают граждан, придумывая и реализовывая различные мошеннические схемы", – предупредил Александр Терентьев.

Обязательно нужно проверять информацию, размещённую на сайте кредитной организации, клиентом которой вы хотите стать. Если организация, к примеру, именует себя ломбардом, но при этом указывает на своем сайте, что принимает депозиты, обещая значительные проценты, это должно вас насторожить. Приём депозитов относится к банковским операциям, заниматься которыми по закону могут только банки второго уровня, имеющие соответствующую лицензию финрегулятора, а также Национальный оператор почты.

Под строгим контролем финансового регулятора находятся банки второго уровня и микрофинансовые организации, прошедшие учётную регистрацию. Регулированием таких организаций как ломбарды, кредитные товарищества, а также компании онлайн-кредитования, Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка начнёт заниматься с 1 июля этого года, когда они зарегистрируются. Но для защиты прав и интересов граждан деятельность этих организаций проверят.


Читайте также: Отсрочка платежей в Казахстане: ломбарды и МФО проверят на предмет выполнения поручения президента


"Потребители финансовых услуг, которые обращаются в кредитную организацию, должны проверить, подлежит ли её деятельность регулированию со стороны Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. Это можно сделать на сайте финрегулятора в рубрике "Реестр разрешений и уведомлений". Если компании нет в списке, значит, она не прошла учётную регистрацию и её деятельность не подлежит регулированию со стороны уполномоченного органа", – пояснил Александр Терентьев.

По вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, а также в случае выявления финансового мошенничества граждане могут обращаться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка по телефонам горячей линии: +7 (727) 278 81 22, 278 81 44 или на электронную почту Fingramota@finreg.kz и TAL@finreg.kz.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter