Прямой эфир Новости спорта

Инвалиды пожаловались, что на подтверждение своего недуга собирают справки по месяцу

В Минтруда им ответили, что инвалиды тратят много времени на подтверждение недуга из-за того, что сами не регулярно наблюдаются в поликлиниках.

Инвалиды Казахстана вынуждены периодически подтверждать недуг, чтобы сохранить свой статус. Раз в полгода или год они собирают справки, чтобы доказать, что имеют право на льготы и соцпособия. Инвалиды пожаловались, что каждый раз это превращается в пытку.

Астанчанка Татьяна Лысенко рассказала, что у её матери сложный вид аритмии, она перенесла восемь операций и имеет вторую группу инвалидности. Женщина жалуется, что все необходимые справки нужно брать у врачей по месту жительства, в том числе и у узких специалистов. Однако запись к ним закрывается за месяц вперёд.

"А если человеку именно в этот день плохо и он не может посетить врача? Нужно ждать ещё месяц. С нашим заболеванием мы не можем обратиться к частному врачу, потому что на комиссию нас будет подавать участковый врач. У мамы вторая группа инвалидности. Как сказал нам участковый кардиолог, пока нам дали инвалидность на один год, вторая группа – работоспособность только на 30%. Так вот врач рекомендовал ежемесячно показываться кардиологу и желательно хотя бы раз за год очутиться в стационаре", – рассказала Татьяна Лысенко informburo.kz.

Ажар Сагиден из Экибастуза пожаловалась, что её отец – инвалид третьей группы по зрению. Он тоже вынужден каждый год собирать справки, чтобы доказать, что его зрение не улучшилось.

"Папа говорит, что много ненужных анализов и много кабинетов нужно пройти. На получение инвалидности уходит один-полтора месяца. Хорошо бы организовать прохождение медкомиссии в одном месте, потому что слишком много специалистов надо проходить. И как всегда – человеческий фактор. Кто-то в отпуске, кто-то на больничном, кто-то просто "понтуется". Был у нас в Экибастузе такой член медико-санитарной экспертизы, который вставлял палки в колёса. Город маленький, все друг другу сват и брат, и все просто ждали, когда он выйдет на пенсию. Папино предложение: чтобы каждая поликлиника выдавала инвалидность. У нас в стране проблемы – это бюрократия и обслуживание. Вот эти две проблемы не прошли мимо и вопроса подтверждения инвалидности", – сказала Ажар Сагиден.

Пятилетний сын Фатимы Миловановой из Астаны неожиданно заболел в сентябре, ему поставили диагноз "синдром слабости синусового узла синкопы сердечной недостаточности". Мальчику был экстренно установлен кардиостимулятор. После выписки он получил инвалидность на два года. На её оформление у Фатимы Миловановой тоже ушло немало времени – две недели. Женщина отметила, что могла бы и быстрее пройти этот процесс.

"В поликлинике сгорел трансформатор. Одна справка в тот момент у нас уже была – о прописке. Она десять дней пригодна. В итоге нам пришлось её брать снова. Как-то не предусмотрено, чтобы мы пошли, взяли минимальный список – или в одном месте это как-то делали. Почему нельзя запрос делать о прописке по компьютеру – сейчас же такой век, когда всё доступно, есть интернет. Чтобы не в ЦОН ходить, искать, с кем бы детей оставить. Я живу одна с тремя детьми. Как-то можно было бы упростить. Хотя бы сделать доступ на том же МСЭКе (медико-социальная экспертная комиссия. – Авт.) к справкам. Чтобы они запрашивали, и им приходило. Это намного бы упростило сбор всех этих документов", – сказала женщина.

После того, как мальчику оформили инвалидность, его мать решила вступить в общество детей-инвалидов. Однако и для этого пришлось заново собирать все документы. Фатима Милованова считает, что, когда она оформляла инвалидность, попутно могла бы собрать нужные справки, однако никто ей об этом не сказал.

"Я не ищу виноватых. Просто когда мы оформляли инвалидность, нас могли бы проинформировать сразу. Попутно, когда мы собираем документы на оформление инвалидности, мы могли бы также собрать эти же документы на посещение соцработников на дом и на вступление в общество инвалидов. Сегодня я должна пойти к врачу, взять справку, где будет указан алгоритм документов, которые я должна показать. Я выйти не могу. Ребёнок себя плохо чувствует, оставлять одного я его боюсь, с ним выходить не могу, ему плохо. Опять замкнутый круг. Я не сталкивалась с грубостью, везде относятся с пониманием и добротой. Но проблема остаётся неразрешённой", – добавила Фатима Милованова.

Кроме того семья столкнулась и с другой проблемой – мальчику противопоказано проходить через магнитные турникеты, которые установлены во всех супермаркетах и торгово-развлекательных центрах. В итоге поход в магазин для них становится целым испытанием.

"Из соцзащиты мне позвонили. Сказали, что помогут. Спросили, какие рядом супермаркеты есть. Вроде должны были позвонить туда и оповестить, что рядом живёт такой ребёнок. Всё осталось пока, как есть. Проблему эту никто решать не будет, как я поняла. Один на один мы остались", – сказала она.

Почему инвалиды сталкиваются с этими проблемами, корреспондент informburo.kz спросила у заместителя председателя Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и соцзащиты населения Дамежан Садвокасовой. Она считает, что казахстанцы должны соблюдать культуру ухода за своим здоровьем.

"Если дали группу инвалидности на год или два, то в течение всего этого периода человек должен наблюдаться, проходить лечение. Бывает ситуация: два года человек не приходил. И перед самым сроком установления инвалидности приходит и говорит – дайте мне направление. А как ему лечащий врач даст направление, если он в течение года вообще не наблюдался? Не проходил курс лечения, реабилитацию. Естественно, у лечащего врача возникают вопросы: вас два года не было, а чтобы направить на комиссию, нужны же все анализы", – сказала Дамежан Садвокасова.

Она добавила, что, если человек находится в тяжёлом состоянии и не может передвигаться, то при получении или продлении инвалидности комиссия выезжает к нему на дом.

Она отметила, что есть специальный перечень заболеваний, в том числе и с анатомическими дефектами, с более 40 наименованиями. В этих случаях инвалидность устанавливают бессрочно, когда по заключению врачей нет реабилитационного потенциала. В остальных случаях люди должны подтверждать свою нетрудоспособность, и за один день это сделать невозможно. Однако, по её словам, если человек регулярно наблюдается в поликлинике, получает лечение, то процесс не должен затягиваться на несколько месяцев.

"Человек оповещает, что срок уже подходит, социальные работники, поликлиника заранее должны готовить его. Всё зависит от самого человека. Если он сам не обращается (в течение года. – Авт.), то все процедуры и результаты обследований ему необходимы для объективной оценки состояния его здоровья", – добавила она.

Прокомментировала она также проблему Фатимы Миловановой со вступлением в общественное объединение. Она отметила, что такие организации не регулируются нормативными актами министерства – у них свои уставы и требования.

"Но я не слышала, что для вхождения в состав общественного объединения какие-либо справки требовали. В основном то, что у них на руках. Но если этот человек хочет получить дополнительные деньги для лечения, выезд за рубеж, у них спросят подтверждающие документы. Но это никак не госорганы, а общественные объединения решают", – сказала Дамежан Садвокасова.

Комментируя проблему с турникетами, спикер привела в пример свою коллегу с кардиостимулятором, которая показывает документ охранникам и проходит вне турникета. И охрана должна быть осведомлена о таких людях.

"Я знаю, что и в госучреждениях везде, где есть турникеты, дополнительно есть калиточка, где люди могут пройти. Вы знаете, что сейчас проверки предпринимательства осуществляют только в соответствии с жалобами. Таких обращений к нам не поступало", – отметила Дамежан Садвокасова.

Она выразила готовность разобраться по каким-либо отдельным случаям, если возникают нарушения на местах.

"Сейчас у нас рассматривается новая концепция медико-социальной экспертизы. В будущем какие-то преобразования будут", – заключила зампред комитета.

В день подготовки материала, 20 декабря, эту проблему инвалидов поднял и премьер-министр Бакытжан Сагинтаев во время заседания Правительства РК. Он выразил недовольство тем, что госуслуги слишком медленно переводят в электронный формат, и в пример привёл как раз те трудности, с которыми сталкиваются инвалиды, когда собирают справки.

"Мы пишем, что услугу "Установление инвалидности" запустим в электронном формате в середине 2019 года. Это самые болезненные вопросы. Их нужно решать сейчас. Он инвалид без рук, без ног! Что, он будет сам ходить? Мы всему миру сообщили, что приняли программу "Цифровой Казахстан". Оказание услуг инвалидам мы оставили на последний момент. Я думаю, что это неправильно. На это нужно обратить особое внимание. Как только что в своём докладе отметил Абылайхан Оспанов (глава Правительства для граждан. – Авт.), будут выдаваться справки по рождению ребёнка… Год заканчивается – у вас запуск только в конце 2017 года. Конец 2017 года уже через неделю. Всё, уже год заканчивается, выдаём эту справку?" – возмутился он.

Поделиться:

Новости партнеров