Как сообщил заместитель генерального прокурора Казахстана Андрей Кравченко, одна из причин самозахвата земельных участков – плохая работа акиматов.

"Акиматы – плохие собственники. Они своевременно не ревизируют земли, вовремя не пресекают самозахваты, и нарушители продолжают этим пользоваться", – пояснил он.

Ещё одна причина самозахвата земель, по словам Кравченко, это недоверие к процедуре распределения земель.

"Люди не верят, что землю можно получить по-честному, без связей. Это подтверждают и наши проверки. Факты выдачи земель вне очереди имели место в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областях (…) Не назовёшь простой и саму процедуру получения земель – это свыше 20 различных шагов. Нужно до одного года, чтобы всё это пройти. Плюс разрозненная информация о реализуемых на торгах землях и очереди на бесплатную землю. Каждый акимат размещает данные в различных источниках. Граждане либо не видят их, либо находят с трудом. Всё это рождает неверие", – рассказал Кравченко.

В Генеральной прокуратуре разработали план мероприятий, в соответствии с которым предстоит поработать прокурорам на местах и уполномоченным госорганам. В первую очередь, прокуроры предложили пересмотреть неэффективную систему уголовного наказания.

"Предлагаем захват земель вывести в отдельный состав Уголовного кодекса, обеспечить правовую, уголовную регистрацию всех таких случаев, контролируя ход расследований по ним", – заявил Кравченко.

Освобождать от уголовной ответственности и применять процессуальное соглашение, по мнению прокуроров, следует только в случае освобождения земли от захвата.

По мнению Кравченко, необходимо упростить процедуры контроля. Наличие жалоб, назначение и регистрация проверки, предварительное уведомление, вручение акта проверки и другие гарантии от необоснованных проверок – всё это мешает в выявлении самозахвата земель.

"Захватчики – это нарушители закона, не бизнесмены. Все эти формальности в этом случае излишни. Проверять нужно внезапно и результативно", - считает заместитель генпрокурора.

По его словам, для выявления самозахваченных земель планируется использовать возможности спутника.

"С его помощью легче увидеть незаконный захват и вовремя его пресечь. Работа над созданием системы быстрого обнаружения самозахватов начата. Космическая система "Ғарыш сапары" интегрируется с системой "Земельный кадастр". В пилотном режиме по Астане уже проведена апробация, система работает", – уточнил Андрей Кравченко.

Помимо этого прокуроры предложили прописать регламент работы управлений по контролю за использованием земель и указать там периодичность обследования земель. По мнению прокуроров,обследования нужно проводить не реже одного раза в месяц.

"По результатам аким города либо района должен утверждать отчёт. Раз в полугодие всё должен заслушивать аким области с утверждением своего отчёта. В результате мы считаем, что чиновники не смогут отделаться отговоркой о том, что они заняты другими проблемами и не видели самозахватчиков", - уточнил он.

Кравченко подчеркнул, что акимы могут в качестве отговорки приводить аргументы о том, что земельные инспекторы не будут успевать. Но и этот момент прокуроры учли и предложили свои варианты решения проблемы.

"Мы знаем, что на одного инспектора приходится в среднем полтора миллиона гектаров земли и 40 населённых пунктов. Но объезжать их все сразу не требуется. Земель, интересных захватчикам, не так уж много. Мониторить нужно участки вокруг областных центров, столицы и крупных населённых пунктов. К тому же, у акима в своём активе всегда имеются не только земельные инспекторы, но и местная полиция, налоговики и коммунальные службы, которые также могут давать соответствующую информацию. Все они, в том числе и прокуроры, могут помочь в оперативном, своевременном выявлении самозахвата", - считает Кравченко.

Также он предложил ввести в критерии оценки работы акиматов недопущение самозахватов.

"Если аким продолжит сидеть сложа руки, допуская у себя в регионе захват земли, то нужно рассмотреть соответствие его занимаемой должности вместе с начальником земельной инспекции. Одновременно в рамках следствия действия должны проверяться как минимум на халатность или бездействие по службе", - заявил он.

Кроме этого, прокуроры предлагают предоставлять право гражданам самостоятельно и за свой счёт проводить коммуникации к участкам, выделенным под ИЖС. Вместе с тем в надзорном органе отметили необходимость обеспечения прозрачности вопросов выдачи земель для ИЖС.

"Необходимо содействовать созданию единой электронной системы земельных торгов и централизованного реестра очередников. Это позволит вести учёт заявлений по единому формату по всей стране. Мы сейчас вместе с МСХ, Министерством информации начнём работу по совершенствованию кадастра для обеспечения доступа граждан к сведениям земельного фонда", - пояснил заместитель генерального прокурора.

Он отметил, что прокуроры совместно с акиматами продолжат работу по тем самозахваченным землям, где уже построены дома и живут семьи.

"Такие стихийно возникшие районы сегодня есть в городах Астане, Алматы, Шымкенте. Алгоритм действия по ним выработан. Прокуроры на местах и акиматы работают совместно. Это лишь часть предлагаемых мер. План предусматривает три направления и 54 различных мероприятия. Мы просим одобрить его и приступить к реализации", - резюмировал он.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter