Ак жол: Госклиники дарят или продают за 300-500 млн тенге, а новые обходятся бюджету в сотни миллиардов

Это не приватизация, а "прихватизация" в чистом виде, заявили депутаты.

Депутаты мажилиса фракции "Ак жол" направили депутатский запрос на имя вице-премьера Ералы Тугжанова и в Антикоррупционную службу, потребовав разъяснить ситуацию с приватизацией медучреждений.

"Фракция неоднократно критиковала приватизацию в системе здравоохранения. Мы были против продажи клиник по явно заниженной стоимости или их передачи в доверительное управление с последующим выкупом, когда новые владельцы рассчитываются за объект за счёт гарантированных платежей от самого же государства. Такой формат предполагает высочайшую степень коррупционных рисков и практически раздачу социальных объектов "нужным людям", – отметили депутаты.

Они привели в пример Павлодарский областной диагностический центр. Объект площадью более 7 тысяч м2 со всем оборудованием продали за 44 тысячи тенге за "квадрат".

Другой пример – детская стоматологическая клиника в Алматы, которую, по утверждению депутатов, продали брату руководителя городского департамента охраны общественного здоровья. Первый взнос составил 92 млн тенге, тогда как на счету самой клиники имелось 170 млн тенге, а ежегодное бюджетное финансирование составляло 260 млн тенге.

"Назвать всё это приватизацией невозможно, это "прихватизация" в чистом виде. Всего за 2017-2020 год планировалось приватизировать таким образом 124 клиники. Какую выгоду от этого получило государство или общество – тайна даже для нас", – выразили недоумение депутаты.


Читайте также:


По данным фракции, согласно комплексному плану на 2021-2025 годы, приватизации подлежат ещё 700 государственных предприятий, среди которых есть медицинские объекты. А национальный проект "Здоровая нация" от 12 октября 2021 года предусматривает строительство 20 крупных многопрофильных больниц по механизму ГЧП.

1 февраля на совещании по противодействию коррупции президент Касым-Жомарт Токаев отметил необходимость антикоррупционного контроля в сфере ГЧП. Для этого есть все основания, считают мажилисмены.

"По информации сайта "Казахстанский центр ГЧП", общая стоимость планируемых медобъектов составляет 2,95 трлн тенге. Причём возвратность также предусматривается за счёт гарантированных платежей государства, включая компенсацию частных инвестиций, управление и прибыль партнёру, а также банковские проценты по привлечённым займам. И если государственные клиники продаются максимум за 300-500 млн тенге и в редких случаях за 1-1,5 млрд, а как правило просто дарятся под видом доверительного управления, то новые клиники взамен обходятся бюджету в сотни миллиардов каждая", – обратили внимание депутаты.

Как сообщается в запросе, инвестиционные затраты на 570-коечную многопрофильную больницу в Туркестане с учётом операционных затрат, вознаграждения инвестора и процентов по кредитам составляют 480 млрд тенге. Выплаты на строительство и эксплуатацию объединённой 800-коечной университетской больницы при Медицинском университете Астана достигают 900 млрд тенге.

"Возмещение затрат инвесторам только по этим двум больницам составляет около 1,4 трлн тенге, на которые можно было бы построить 17 больниц, аналогичных больнице медицинского центра управления делами президента в Нур-Султане, которая отвечает всем современным медицинским требованиям", – подсчитали депутаты.

Они добавили, что в 2020 году для администрирования и координации всех проектов ГЧП государство создало национальный оператор Turar Healthcare. Фактически появилась ещё одна квазигосударственная компания.

Депутаты напомнили слова президента о необходимости перезагрузки механизма ГЧП. По мнению главы государства, этот механизм стал инструментом обхода процедур госзакупок.

Фракция просит:

  • Сообщить, сколько средств государство реально выручило за все приватизированные медучреждения живыми деньгами самих инвесторов, и сколько средств эти учреждения получили от государства после приватизации или передачи в доверительное управление.
  • Сообщить, сколько государственных средств запланировано на строительство, обслуживание, управление, операционные расходы и выплату процентов по новым медицинским объектам в рамках ГЧП.
  • Объяснить обществу, какой смысл был раздавать действующие клиники за копейки и финансировать новые объекты за триллионы, кто конечный бенефициар этих схем.

"В случае прямого ущемления интересов народа и государства – критически пересмотреть сложившиеся подходы", – резюмировали авторы запроса.

Новости партнеров